Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

Как древние люди представляли Землю

 
 
Предмет: география
Класс 5
Тип урока урок изучения нового материала с элементами исследовательской работы
Цель урока: познакомить школьников с представлениями древних людей о Вселенной
Задачи урока:
- расширение понятийной базы по теме «Земля во Вселенной»;
- формирование умения работать с видеоматериалами и создания простейших конспектов;
- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия: взаимодействие в паре и умение работать с источниками информации, создания глоссария.
Формируемые учебные результаты и УУД

 
Планируемые результаты Детализация результата
 
Метод/средство диагностики
Предметные результаты - освоение/повторение понятий: Вселенная, космическое пространство, космические (небесные) тела, планеты, звезды, Солнце, Земля.
- освоение новых географических названий и поиск этих объектов на географической карте (реки Тигр, Евфрат, Месопотамия, Вавилон, Индия, Египет, Древняя Греция, Восток).
- освоение новых персоналий (имена ученых: Пифагор, Аристотель, Аристарх Самосский, Клавдий Птолемей,).
- освоение названия и функций нового прибора: астролябия.
-  умение применять алгоритм для описания персоналий (ученых Древнего мира)
Работа в парах (взаимоопрос)
 
     
Вид УУД Конкретное умение Метод/средство диагностики
  Личностные: формировать научное мировоззрение.
Коммуникативные УУД: умение взаимодействия в паре, формулировать мысль, вести диалог;
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, видеоматериалами, создать простейшие конспекты и справочник;
Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;
Рефлексивные методики и оценка результата группы, наблюдение, оценка результатов учебной деятельности
Наблюдение за деятельностью учеников в процессе фронтальной и групповой работы
 
Самооценка «Место в оценочном поле»
Ресурсы:
- УМК: учебник:  Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И., География, 5 класс, Дрофа, 2014.
- информационный ресурс: видеоматериал http://interneturok.ru/prirodovedenie/5-klass/vselennaya/kak-drevnie-lyudi-predstavlyali-sebe-vselennuyu, презентация.
- материально-технические ресурсы: компьютер, проектор.
- технологические – приемы работы с видеоматериалами, создания простейших конспектов, работы в парах и создания простого глоссария.
Этап урока Деятельность учителя / содержание, метод, средство, прием, вопросы Деятельность ученика / форма работы, используемые средства Время*
Организационный Приветствие. Приветствие. Проверка готовности к уроку. 3 мин
Мотивационно-целевой (включение учащихся в активную деятельность) Работают с видеоматериалами: https://www.youtube.com/watch?v=v-ewJ2XFuNM
(фрагмент 3 мин.)
Совместная формулировка целей.
Мы отправляемся в путешествие во времени. И сегодня познакомимся с представлениями древних людей о Вселенной. Кто может не заглядывая в учебник ответить, что такое Вселенная?
 

 
Ученики отвечают на вопросы устно.  Отвечают, что они знают о Вселенной. Почему надо ее изучать. Участвуют в формулировке целей урока. Цель урока учащиеся записывают в тетрадь: «Важно знать о представлениях древних людей о Вселенной, так как» (2-3 человека предлагают свои варианты ответов).
 
 

 
7 мин
Операционно-деятельностный фронтальная работа с видеоматериалами, индивидуальная работа Учитель объясняет, как сделать простейший конспект.
Просмотр видеоматериала http://interneturok.ru/prirodovedenie/5-klass/vselennaya/kak-drevnie-lyudi-predstavlyali-sebe-vselennuyu с остановками.
Работа с иллюстрациями.
 
Сформулируйте, пожалуйста, вопросы, которые у вас появились после работы с видеоматериалами и иллюстрациями. Может быть, появились не только вопросы, но и высказывания? Что вам понравилось, что - удивило, что изменило ваши представления о Вселенной и о том, как ее представляли древние люди? Что вы знали до нашего урока?
 
Физкультминутка

 
Работают с видеоматериалом и иллюстрациями.
Выполняют простейший конспект. Записывают основные понятия, имена, названия географических объектов.
 
Показывают географические объекты, упоминаемые в видео, на карте.
 
Рассматривают, формулируют вопросы, отвечают на вопросы.
10 мин
Операционно-деятельностный (самостоятельная работа: индивидуально, в парах, группах; фронтально) Объясняет задание: создать в парах справочник и провести взаимоопрос по предложенным вопросам (выведены на слайд).
Работа с учебником.
 
Заготовки для глоссария.
 
Вопрос 1. Что такое Вселенная?
Вопрос 2. Как представляли себе Вселенную древние индийцы?
Вопрос 3. Как устроена Вселенная по Аристотелю?
Вопрос 4. Чем известны взгляды Аристарха Самосского?
Вопрос 5. Расскажите об устройстве Вселенной по Птолемею.
Вопрос 6. Чем бы вы объяснили, что в течение многих тысячелетий люди считали Землю центром Вселенной?
Вопрос 7. Сравните модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею, найдите черты сходства и различия.
При выполнении работы необходимо использовать учебник (п. 8)
 
 
 
 
 

 
Работа в парах, создание справочника новых слов, с которыми мы познакомились на уроке.  Записывается само слово и его краткое объяснение. Работа выполняется на основе заготовки и с учебником (п. 8).
 
Работа в парах: взаимоопрос.
Вопрос 1. Что такое Вселенная?
Вселенная – космическое пространство и все, что его заполняет: космические, или небесные, тела, газ, пыль. Иными словами, это весь мир. Наша планета – часть необъятной Вселенной, одно из бесчисленных небесных тел.
Вопрос 2. Как представляли себе Вселенную древние индийцы?
У древних индийцев существовала легенда о том, что плоскость Земли не просто парит в небе или плавает в мировом океане, а покоится на спинах трех гигантских слонов, которые, в свою очередь, стоят на панцире черепахи. Учитывая то, что черепаха, в свою очередь, покоилась на свернувшейся кольцом змее, которая олицетворяла небесный свод, можно считать, что описываемые животные – не более чем символы могущественных природных явлений.
Вопрос 3. Как устроена Вселенная по Аристотелю?
Одним из первых представителей древних наук был Аристотель (384-322 гг до н. э.) из греческого города Стагиры, наставник и друг знаменитого полководца Александра Македонского. Он одним из первых придумал собственную систему мира, т.е рассказал как по его мнению устроена вселенная. В центре Вселенной он поставил неподвижную шарообразную Землю. То, что Земля-шар, Аристотель доказывал двумя фактами: во-первых, во время лунных затмений Земля отбрасывает на поверхность нашего спутника круглую тень, а во-вторых, во время дальних путешествий звезды, расположенные низко над горизонтом, исчезают под ним скрытые выпуклостью Земли, зато с другой стороны появляются новые, до этого не видимые.
Система мира Аристотеля называется геоцентрической: вокруг Земли (по-гречески геос), вращаются твёрдые прозрачные сферы, к которым прикреплены Луна, Меркурий, Сатурн, Юпитер, Венера, Марс и Солнце. На восьмой сфере он поместил все звёзды, на девятой (Аристотель называл её "первым двигателем")сфере был своего рода небесный мотор, который и вращал все остальные сферы. Система Аристотеля выкинула из мироздания богов. Жрецы обрушили на него весь свой гнев и изгнали на старости лет из родного города.
Вопрос 4. Чем известны взгляды Аристарха Самосского?
Древнегреческий ученый Аристарх Самосский (320–250 до н. э.) считал, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце; Земля и другие планеты движутся вокруг него. К сожалению, эти гениальные догадки были в то время отвергнуты и забыты.
Вопрос 5. Расскажите об устройстве Вселенной по Птолемею.
Представления Аристотеля и многих других ученых развил величайший древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (ок.90—160 н. э.). Он разработал свою систему мира, в центре которой, как и Аристотель, поместил Землю. Вокруг неподвижной шарообразной Земли, по мнению Птолемея, движутся Луна, Солнце, пять (известных в то время) планет, а также «сфера неподвижных звезд». Эта сфера и ограничивает пространство Вселенной. Свои взгляды Птолемей подробно изложил в грандиозном труде «Великое математическое построение астрономии» в 13 книгах.
Система Птолемея хорошо объясняла видимое движение небесных тел. Она позволяла определять и предсказывать их расположение в тот или иной момент. Эта система господствовала в науке на протяжении 13 веков, а книга Птолемея была настольной для многих поколений астрономов.
Вопрос 6. Чем бы вы объяснили, что в течение многих тысячелетий люди считали Землю центром Вселенной?
Система мира Аристотеля-Птолемея казалась современникам правдоподобной. Она давала возможность заранее вычислять движение планет на будущее время - это было необходимо для ориентировки в пути во время путешествий и для календаря. Эту ложную систему признавали почти полторы тысячи лет.
Также эту систему признавало Христианская религия. В основу своего миропонимания христианство положило библейскую легенду о сотворении мира Богом за шесть дней. По этой легенде Земля является “сосредоточием” Вселенной, а небесные светила созданы для того, чтобы освещать Землю и украшать небесный свод. Всякое отступление от этих взглядов христианство беспощадно преследовало. Система мира Аристотеля - Птолемея, ставившая Землю в центр мироздания, как нельзя лучше отвечала христианскому вероучению.
Вопрос 7. Сравните модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею, найдите черты сходства и различия.
Аристотель представлял модель так, что центром вселенной являлась Земля, и все объекты Солнечной системы вращались вокруг неё, а Птолемей считал, что центром Солнечной системы являлось Солнце.

 
10 мин
Контрольно-оценочный
(самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем)
Учитель просит пары показать свои справочники и оценить работу друг друга. Ученики демонстрируют справочники, оценивают работу друг друга.
-Полная информация в глоссарии (все слова) – 1 балл.
-Аккуратность и точность выполнения – 1 балл.
-Правильный ответ на все вопросы– 2 балла.
  • Организованная работа – 1 балл.
5 мин.
Рефлексивный Учитель:
  1. выставляет отметки на основе полученных баллов, активности на уроке и мнений пар,
  2. задает домашнее задание: сравнить модели Вселенной Аристотеля и Птолемея и найти в них сходство и различие (выполнить письменно в тетрадях). Подготовить (по желанию) сообщения на 2 минуты о любом ученом Древнего мира, который пытался объяснить устройство Вселенной.
  3. организует рефлексию на основе оценочного поля
Ученики участвуют в оценивании работы свой пары; записывают домашнее задание, участвуют в рефлексии:
Ученик на стикере пишет свое имя и приклеивает на доску в то место, которое соответствует его знаниям за урок:
Не все понял.
Почти все получилось.
Все понял.
Все получилось.
Ничего не понял.
Ничего не получилось.
Почти все понял.
Не все получилось.
 
5 мин
Организационный: Учитель благодарит за урок, выставляет и комментирует отметки. Ученики прощаются 5 мин
*Указана общая продолжительность работы на этапе.
 
Заготовка для справочника:
Слово Термин Имя Место Что означает
         
         
         
         
         
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»