Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Приемы визуализации информации при обучении географии

Кырнышева Анна Александровна
   Визуализация информации - один из важнейших принципов преподавания географии. Без наглядности невозможно добиться высокой эффективности преподавания данного предмета в школе. При применении наглядных пособий учебный процесс становится более разнообразным и интересным, облегчается понимание и усвоение трудных и сложных закономерностей. Развивается логика в мышлении, воображение, наблюдательность, повышается интерес к изучаемому материалу, активируется познавательная деятельность учащихся.
Ещё Я.А. Коменский говорил о принципе наглядности в обучении как о золотом правиле дидактики. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - гласит народная мудрость. И.П. Подласый пишет, что «органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у большинства людей большей чувствительностью обладают органы зрения, они пропускают в мозг в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и в 13 раз больше, чем тактильные органы»[1].
      
Выделяют множество приемов визуализации информации, например:
1) Таблицы - это своеобразный переход от текстов к иллюстрациям.
2) Условные графические наглядные пособия: графики (графическое изображение функциональной зависимости при помощи линий на плоскости); диаграммы (выраженные наглядно количественные соотношения); схемы; профили (в них идёт отражение территориальных закономерностей, не всегда видимых на карте/схеме;
3) Схематичные рисунки;
4) Графические приёмы на классной доске;
5) Экспозиция плакатного типа [4].
В процессе обучения используют картины и рисунки, помещённые в учебниках географии.
     Картины можно считать одним из важнейших и наиболее эффективных средств наглядности. Хорошая картина успешно передаёт важные географические закономерности.
        Рассматривая картины известных художников, дети испытывают эстетическое удовольствие. Воспитание осуществляется через содержание учебной картины: например, экологически воспитывать школьников, демонстрируя картины "Просторы Камы" В.В.Мешкова, "Лунная ночь на Днепре" А.И.Куинджи, "Степь", "Чёрное море" И.К.Айвазовского и др., проводить работу по воспитанию любви к родине, бережного отношения к окружающему миру.
      Картину можно использовать на разных этапах урока с разными целями: 1) применение до объяснения темы и как средство формирования первоначальных представлений; 2) применение по ходу объяснения и служит одним из средств формирования географических понятий; 3) используется после объяснения соответствующего вопроса или темы и выполняет роль -  иллюстрации.
Если содержание картины не вполне понятно, то при демонстрации необходимо объяснение в виде рассказа. А если картина легко воспринимается и основное содержание познаётся без затруднений, в таком случае учитель может вести беседу с учениками. Таким путём мы учим не только смотреть и видеть, но также замечать и понимать.
         Картина может быть использована для закрепления и контроля полученных знаний. Контролируя знания учащихся, можно предложить им картины, изображающие ландшафты, характерные для различных природных зон. От школьников потребуется определить, к какой природной зоне относится данный ландшафт и дать характеристику этой зоны.
         Диаграммы - самый распространённый вид условных наглядных пособий. Основное их назначение - визуально выразить количественные соотношения (Таблица 1).
Таблица 1
Типы диаграмм
Тип диаграммы Достоинства
Столбикова  - наглядное сравнение объектов и явлений.
Круовая  - удобно использовать, при показе доли величины в общем объеме;
- зрительно впечатляют, хорошо запоминаются
График - простота в оформлении;
- легко проследить за изменениями нескольких величин

          Таким образом, современный урок географии невозможно представить себе без использования средств визуализации. Применение различных наглядных пособий способствует выработке у учащихся правильных представлений и понятий о многих объектах, явлениях, странах и районах, которые школьники никогда не видели.
        Используя картины в процессе обучения, мы учим не только смотреть, но и видеть (это качество может пригодиться при наблюдениях в живой природе). Составляя рассказ по картине, школьник развивает речь, расширяет свой активный словарный запас, учится выделять главное, сопоставлять факты.
Используя диаграммы, мы учим воспринимать, понимать, делать логические выводы и умозаключения, сравнивать.
         Как видим, решается одна из дидактических задач - развитие учащихся. Хотя виды наглядных пособий различны, все они необходимы для лучшего восприятия учащимися учебного материала. Самое важное для учителя географии в использовании визуализации - рациональное её использование с максимальным положительным результатом.
 
Список источников
[1] Барышева Ю.Г., Вестицкий М.Б., Григорьева Т.В. Использование средств обучения в преподавании географии. - М.: "Просвещение", 1989.
[2] Голов В.П., Прозоров Л.Д. Картины и таблицы в преподавании географии. - М.: "Просвещение", 1977.
[3] Дронов В. П., Савельева Л.Е., География. Россия: природа, население, хозяйство 8 класс. – М.: «Просвещение», УМК «Сферы», 2010 г.
[4] Жучкевич В.А. Наглядность и наглядные пособия в географии. - Минск: "Высшая школа", 1975.
 
S u m m a r y
The article shows the possibility of using visual methods of representation of geographic information. The choice of methods of work should be focused on light perception and memorization of information. There are presented such visual methods as a pictures, and charts.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»