Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методиеская разработка урока в 9 классе

Химическая промышленность России

Лобаченко Тамара Алексеевна,
учитель ГБОУ лицея №144 Санкт-Петербурга

Цель урока: Определить значение химической промышленности в хозяйстве  страны. Выяснить отраслевой состав и факторы размещения химической промышленности. Охарактеризовать базы химической промышленности.

Задачи урока: Дать характеристику химической промышленности России. Сформировать представление об отраслевом составе химической промышленности и размещении по территории страны. Описать базы химической промышленности.

Формировать убеждение о необходимости бережного отношения к окружающей среде.

Продолжить формирование  умений работы с учебником, делать выводы и обобщения.

Продолжить формирование умения составлять схему межотраслевых связей на примере химической промышленности, читать и анализировать тематические карты, таблицы учебника.

Формировать компетенции: Учебно-познавательная - создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия и др.).

Ценностно-смысловая - содействовать осознанию учащимися социальной, практической и личностной  ценности учебного материала.

Коммуникативная - содействовать развитию у детей умений общаться, обеспечивать развитие у школьников монологической и диалогической речи.

Личностная (самосовершенствования) в ходе включения в учебно-познавательную деятельность на всех этапах урока.

Оборудование: -Мультимедийная презентация «7 чудес химической промышленности»;

Карта  «Химическая промышленность», учебник «География: Население и хозяйство России» 9 класс  А.И.Алексеев, В.В.Николина (параграф 32, стр.157 ), Атлас для 9 класса, тетрадь по географии

Эпиграф урока: «Химическая промышленность – благо или зло?»

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания: 2 ученика приглашаются к доске, каждому по пять вопросов, отвечают по очереди. За каждый правильный ответ 1 балл. Оценивание.

1.Почему в Липецке находится центр чёрной металлургии?

(Липецк находится в районе добычи железной руды КМА).

2.Около города Череповца отсутствуют запасы коксующихся углей и железной руды. Однако здесь построен металлургический комбинат полного цикла. Почему?

(Череповец расположен посередине между месторождениями железной руды Кольского полуострова ( Ковдор) и Карелии (Костомукша) и коксующихся углей Печорского бассейна. Комбинат построен на потоках руды и угля

3.Почему в Волгограде построен алюминиевый завод?

( Алюминиевое производство энергоёмкое, поэтому размещается у  источника дешёвой энергии – Волгоградской ГЭС).

4.Укажите основные цеха завода чёрной металлургии полного цикла.

(Доменный – сталеплавильный – прокатный).

5.Почему в г. Норильске  (за северным полярным кругом) построены заводы цветной металлургии? Как доставляется сырьё и отправляется из Норильска готовая продукция?

( В Норильске медно-никелевое  производство работает на  местной руде. От Норильска до порта на Енисее – Дудинка проложена железная дорога. Отправка готовой продукции по Северному морскому пути в период навигации).

6.Почему крупнейшие алюминиевые заводы России построены в Восточной Сибири в Красноярске и Братске?

(Алюминиевое производство  - энергоёмкое. Чем крупнее завод, тем больше потребление энергии В Красноярске и Братске работают крупные ГЭС, энергия которых дешевле, чем энергия небольших ГЭС,)

7.Почему заводы металлургической базы Урала привозят уголь из Кузбасса и Казахстана, а не с Печорского бассейна, расположенного гораздо ближе к Уралу?

( На Урал от центра Печорского бассейна – Воркуты нет железной дороги.)

8.Почему в Москве работают два металлургических завода?

(Это заводы малой металлургии, работающие на металлоломе и на отходах машиностроительных заводов Москвы, ориентируются на потребителя.)

9. Ревда, Верхняя Пышма, Карабаш – это центры какого производства? Назовите ещё пример центра этой отрасли, расположенного в той же  металлургической базе.

(Это центры медной промышленности, примером  может служить г. Медногорск на Урале, т. к .это города Уральской металлургической базы.)

10.Укажите металлургическое производство, соответствующее промышленному центру и факторы, влияющие на размещение данного производства.

(Норильск – медно-никелевое, у сырья; Старый Оскол –электрометаллургическое, у сырья; Ревда – медеплавильное, у сырья; Шелехов – алюминиевое, у ГЭС; Надвойцы – алюминиевое, у ГЭС и у сырья; Новотроицк – чёрная металлургия, у сырья,)

2. Организационный момент:

1. актуализация темы:

- Вашему вниманию предлагается познакомиться с отраслью, которая способна творить чудеса. Итак, семь чудес (химической промышленности) не называю тему. Задача: определить тему урока и задачи, просмотрев презентацию.

1- она входит в авангардную тройку отраслей хозяйства.

2- она - основа важнейшего направления научно-технического прогресса – ( химизации, т.е. внедрения химических методов, процессов и материалов в различные отрасли хозяйства).

3 – она, используя современные новейшие технологии, превращает в ценные промышленные продукты практически все известные в природе вещества.

4.- она позволяет заменять дорогое или дефицитное сырье более дешевым и распространенным.

5. – это ресурсосберегающая промышленность. Она располагает уникальными возможностями комплексного использования сырья и переработки любых производственных отходов, даже самых ядовитых.

6. – она имеет обширную сырьевую базу: минеральные ресурсы, древесина, воздух, вода, вторичное сырье.

7. – ни одна отрасль не может сравниться с ней в создании новых материалов с заранее заданными свойствами, которые позволяют экономить сырье и труд людей.

(по ходу презентации объясняю каждое чудо).

Что это за отрасль? Каков план изучения отрасли?

2. Рефлексия. Игра «Верно ли…»

… что в эпоху НТР продукция химпрома используется во всех отраслях хозяйства?

…что хим. промышленность использует в основном возобновляемые ресурсы?

…что химия создает вещества, не существующие в природе?

…что химия является сильнейшим загрязнителем окружающей среды?

…что роль отраслей химической промышленности в хозяйстве неуклонно снижается?

Ключ: 1-да,  2- нет,   3-да,   4- да,   5-нет.

 

Вывод: Чем химическая промышленность отличается от других отраслей промышленности?

Ответ:1. Она создает новые материалы, которых нет в природе. По своим качествам они часто превосходят натуральные. Их применение экономит труд людей и сырье.

2. У химической промышленности почти неограниченная сырьевая база. При этом один и тот же продукт можно получить из разных видов сырья.

3. Химические технологии очень разнообразны. Это открывает возможности для комплексной переработки сырья.)

2. Работа с текстом учебника  с.157 и составление отраслевой структуры отрасли. Сопоставить с картами химической промышленности и размещением предприятий.

Отраслевой состав и факторы размещения  химической промышленности

  1. Используя параграф 32определить отраслевой состав химической промышленности. Какую продукцию производит каждая из этих отраслей? (1 и 2 графы таблицы)
  2. Используя таблицу  « Факторы размещения важнейших производств химико-лесного комплекса», стр. 158-160 определите факторы размещения этих отраслей

 

Составить таблицу:

Отраслевой состав

Продукция

Факторы размещения

Горно-химическая

Добыча солей, фосфоритов, апатитов.

У мест добычи сырья.

Основная химия

Кислоты, щёлочи, соли, удобрения.

У сырья и потребителя.

Химия органического синтеза

Органические кислоты и спирты.

У сырья

Химия полимеров

Синтетический каучук, химические волокна, пластмассы и синтетические смолы.

У сырья, воды, дешёвой энергии.

Переработка полимеров

Изделия из пластмасс, шины, резино -технические изделия.

У потребителя.

 

3. Факторы размещения предприятий: уч-ся читают и составляют веб-квесты:

  • Много сырья, энергии и воды …( перечислить предприятия химической промышленности, ориентированные именно на эти факторы);
  • Немного трудовых ресурсов, т.к. производство автоматизировано(…);
  • Неограниченная сырьевая база позволяет развивать химическую промышленность в любом районе страны(…).

4.Базы химической промышленности.

  • В России существуют 4 базы химической промышленности:
  • 1. Северо – Европейская
  • 2. Центральная
  • 3. Урало – Поволжская
  • 4. Сибирская
  • Используя  текст учебника стр. 123 – 125, рис 50 «География химико – лесного комплекса России», карту химической промышленности Атласа для 9 класса, дать характеристику базам  химической промышленности.
  • Одна из баз характеризуется всем классом.
  • Составить таблицу:

Название базы.

Сырьё.

Отраслевой состав.

Центры.

Проблемы.

Северо-Европейская

Апатиты, нефть, газ, каменный уголь, древесина.

Производство солей кислот и щелочей

Апатиты

Не используются все ресурсы.

Центральная

 

 

 

 

Урало-Поволжская

 

 

 

 

Сибирская

 

 

 

 

 

  • Класс делится на 3 группы. Каждая группа описывает  одну из оставшихся баз химической промышленности по плану в виде таблицы.  Выступающий от каждой группы зачитывает свои данные. Заполняется таблица.

5. Дискуссия:

- Какая серьезная проблема возникла в связи с широким внедрением в производство и быт конструкционных материалов химической промышленности? («Кислотные дожди», экологические проблемы).

- В последние годы много внимания уделяют «экологии жилища». На ваш взгляд, влияет ли на нее продукция химической промышленности?

- Согласны ли вы с высказыванием, что у генной инженерии благородная цель: борьба с голодом в мире, с опасными болезнями человека.

- Почему в России слабо развиты «верхние этажи» химической промышленности, несмотря на богатейшую сырьевую базу? ( кризис, необходимо уделять внимание развитию современных наукоемких отраслей – биохимии, химии полимеров, фармацевтике)

Пути решения проблем: предлагается раздаточный материал, задание на дом, написать эссе.

«Делай лучше то, что Запад уже делает хорошо»(1 группа)

«Жить можно и чужим умом, если делать это с умом»(2 группа)

«Сделай так, чтобы в химии ничто не превращалось просто в мусор»(3 группа)

Итог урока: Можно ли однозначно ответить на вопрос: Химическая промышленность – благо или зло?

Д/З параграф 32, эссе.

Дополнительная литература: учебник 9 класс В.Я Ром, В.П.Дронов, журнал «География в школе» №5, 2014г., с. 52-54 о ГМО.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»