Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Оганнисян Гаяне Алфики

 

                                                             Введение

 Формированию познавательной деятельности учащихся на уроках географии уделяется  огромное внимание. Главная цель школы- воспитание полноценной личности- активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности.

  В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение подрастающего поколения должно быть  личностно ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности учащегося, развивающим, мотивированным и т.д.

  Решить эти проблемы можно, используя модульные технологии обучения на уроках.

  Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:

  • гарантированность достижений результатов обучения;
  • возможность учащихся работать в группах, в парах;
  • паритетные отношения ученика и учителя;
  • возможность выбора уровня обучения;
  • раннее предъявление конечных результатов обучения;
  • «мягкий» контроль в процессе усвоения учебного материала.

Задача состоит в организации учебного процесса таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие учащихся, т.е. сделать обучение развивающим, или другими словами перейти на новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному.

  Моя работа как учителя на модульном уроке- это управление работой учащихся, а не контроль и давление. Развитие в процессе самостоятельной работы дает больший результат. Чем попытки привить «сверху» необходимые умения и навыки. При такой организации урока я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать им.

Это ведет к изменению функций преподавателя: я становлюсь консультантом, собеседником учеников.

 Внедрение  модульной технологии  становиться  актуальным, так как  используемые приемы, основанные на деятельностном подходе, способствуют  формированию у учащихся учебно- познавательной  компетентности.

 

 

  Модульная технология известна с 1972 года. В те времена она называлась «модульная система», что не противоречит сути, так как система обучения - это упорядоченный набор элементов, а также связей и зависимостей между ними. Главный элемент здесь - единство. Технология - тоже единство, но действующее в определенной последовательности элементов. После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 г. в Токио, обсуждавшей проблемы просвещения взрослых, модульная система была рекомендована как наиболее пригодная для непрерывного обучения. Затем ценность этой системы (технологии) определена не только для взрослых, но и для молодежи.

В чем же заключается практическая и научная актуальность данной технологии?

1.В модульной технологии сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока.

2.Применение этой технологии полезно учителю постепенностью, что облегчает и детям работу на этапе её освоения. Модульная технология позволяет избежать шока у учащихся, потому что постоянная рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного процесса.

3.Технология  предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.

4.Технология интегрировала многое из того, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, идея активности ученика в процессе его чётких действий в определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности - всё это влияние теории программированного обучения. С теорией развивающего обучения модульную технологию связывает идея ориентировочной основы деятельности - поэтапное формирование умственных действий. Из психологии взят рефлексивный метод.

5. Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, таким образом, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт применения технологии неизбежно приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.

В России попытку организовать модульную систему обучения предприняли  школы города Москвы (№1208 директор И.Б. Сенновский и № 1079 директор П.И. Третьяков). Директора этих школ и являются авторами практических пособий по модульной организации процесса обучения.

 Проблемно-модульная технология обучения широко используется в высших учебных заведениях для повышения эффективности образовательной подготовки студентов.

    Многие принципы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе. Наиболее сложной стороне данной технологии - целеполаганию, посвящена книга Беспалько В.П. Главная задача её - научить правильно, т.е. диагностично, поставить цель деятельности и проверить уровень её достижения. Вопросы правильной постановки целей затронуты и в трудах Кларина М.В.

    Является ли модульная технология одним из путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса? Исходя из этой проблемы, возникают цель и задачи данной работы.

Цель моей работы состоит:

-в определении и обосновании основных элементов модульной технологии, повышающие эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках географии;

- в обеспечении учащихся более качественным и осознанным владением учебным материалом.

Задачи:

 -охарактеризовать основные элементы модульной технологии;

-определить критерии эффективности модульного обучения на уроках географии.

Содержание обучения по модульной технологии представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Главная особенность модульной конструкции - наличие целевого плана действий. Постановка целей осуществляется и при формировании модуля учителем, и при отработке модуля на уроке. Учитель строит модуль, определяя цели. Сначала ставится комплексная дидактическая цель (КДЦ). На основе КДЦ формируются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ), после чего создаются модули (М). Выполнение ИДЦ позволит достичь КДЦ. В свою очередь ИДЦ позволяет сформулировать дидактические цели (ДЦ) и частные дидактические цели (ЧДЦ), на основе которых выделяются учебные элементы (УЭ).

Каким образом модуль организован изнутри? Строится он на основе логики освоения нового знания и представляет собой модульную программу. ( Модульная программа - система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается конечная цель обучения.) Логическая связь в модульной программе выстраивается в соответствии с закономерностями усвоения нового знания, представленными в таблице:

Формулировка закона, закономерности, правила.

В чем проявляется взаимосвязь?

Алгоритмическое предписание.

Орентированием называют умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта, окружающих объектов и форм рельефа, находить нужное направление движения и выдерживать его в пути.

Основные способы ориентирования.

  1. Ориентирование  по компасу.     
  2. Ориентирование по небесным светилам.
  3. Определение сторон горизонта по растениям и животным. 
  4. Ориентирование по местным признакам.                                                           
 

Из указанной логики следует и последовательность построения модуля и его учебных элементов:

 -циклическое (блочное, модульное) построение учебного материала;      

 

-мотивация учения на основе последовательного целеполагания;

-преобладание самостоятельной учебно-познавательной деятельности ученика;

-организация контроля знаний на основе рефлексии ученика и учителя.

 

 

Приведен пример разработки уроков в 6  классе с использованием тем по ОБЖ. (Межпредметный  модуль )



М1– География – Ориентирование на местности.
М 2 – ОБЖ – Автономное существование человека в условиях природной среды.
 
Цели и задачи: в результате овладения содержанием модуля учащиеся должны знать:
- что такое ориентирование и зачем человеку нужно уметь ориентироваться;
- уметь пользоваться простыми приемами ориентирования при автономном существовании;
- знать правила работы с компасом и действия при определении азимута;
- найти решения задач, возникающих перед человеком при вынужденном автономном существовании.
Оборудование урока:
 Компасы, атласы, топографическая карта, учебники, раздаточный материал (карточки с заданиями), компьютер, мультимедйный  проектор, презентация «Ориентирование на местности».
 
М1– География – Ориентирование на местности.

№ Уэ Учебный материал с указаниями Рекомендации по выполнению заданий
Уэ-0 Интегрирующая цель:
  1.  Закрепить и углублять знания по ориентировании на местности, полученные на уроках ОБЖ.
  2. Повторить основные способы ориентирования.
  3. Отработать умение ориентироваться на местности с помощью природных тел и разных приборов.
Записать тему в тетрадь.
2 мин.
Уэ-1 Задание:
Повторить термины и понятия.
Ответить на вопросы: Что означает?
-ориентироваться
-горизонт
-линия горизонта
-основные и промежуточные стороны горизонта
-ориентирование на местности
-гномон
-компас
-азимут
Работа в парах. Устные ответы на вопросы.
5 мин.
Уэ-2 Цель:
Закрепить знания ориентирования по небесным светилам.
Вопросы:
  1. На какую сторону горизонта в полдень падает тень от гномона? (на север)
  2. Какую сторону горизонта показывает Полярная звезда и как можно найти ее в звездном небе? (северную надо найти созвездие Большой Медведицы, затем, по воображаемой линии, соединяющей две последние звёзды ковша, отсчитать 5 отрезков, равных расстоянию между этими звёздами .)
  3. Определите стороны горизонта по солнцу и часам, рассмотрев рис. на стр.63(учебник по ОБЖ 6 кл.)
-на какой стороне горизонта бывает Солнце: а) в 7 ч утра; б) в 13 ч; в) около 19 ч.
-как можно найти направление север-юг с помощью часовой стрелки?
Работа с текстом, стр.15; 16 по учебнику.
5 мин.                
Уэ-3 Цель:
Закрепление знаний ориентирования по растениям и животным.
Задание:
Ответить на вопросы:
  1. Как можно определить стороны горизонта в лесу? (С помощью деревьев; по ветвям и более грубой коры на северной стороне ствола сосны, и светлой и эластичной коры на южной стороне у берёз. В жаркую погоду большее выделение смолы происходит с южной стороны у смолистых деревьев. По годичным кольцам  пней).
  2. Кроме деревьев, с помощью каких растений можно ориентироваться? (Мхи и лишайники более развиты на северной стороне стволов деревьев. Трава на северных окраинах полян бывает гуще, потому что земля более увлажнена).
  3. Какие животные и насекомые могут помочь человеку найти стороны горизонта? (Муравейники чаще всего строятся муравьями с южной стороны от дерева).
  4. На какой стороне деревьев появляются грибы? (на севере).
  5. Какие еще признаки вам знакомы?
          «Мозговая атака»
Устные ответы. Работают все.
5 мин.
Уэ-4 Цель:
Закрепить знания ориентирования по местным признакам.
Вопросы классу:
  1. По какому направлению прорубают просеки в лесу?(Север-юг, запад-восток )
  2. В зимнее и весеннее время года снег подтаивает больше на…? ( южных) склонах бугров и холмов.
  3. С какой стороны около больших камней и пней летом почва увлажнена больше? (С северной).
Устные ответы.
3 мин.
Уэ-5 Цель:
  1. Знать правила работы с компасом и действия при определении азимута.
  2.  Уметь ориентироваться по компасу на местности и определить чему равен азимут и его направление при определении маршрута.
  3.  Знать разницу между истинным и магнитным азимутами.                                                                                       
_ Знакомство с компасом (Выступает ученик с заранее подготовленным сообщением (см. приложение)).
Практическая работа:
-раздача компасов (на каждую парту один компас)
-инструктаж учителя о правилах работы с компасом.
-азимут- это угол между направлением на север и на какой-либо предмет.
Задание:
  1. Соориентировать компас.
  2. Определить стороны горизонта кабинета по компасу.
  3. Определить чему равен азимут направления: а) север; б) юг; в) запад; г) восток.
  4.  Какой стороне горизонта соответствует азимут в 2250 ; в 1350  ; в 3150.
  5. С помощью физической карты полушарий в атласе определите азимут между географическим и магнитным полюсами Земли.
Работа в парах. Записи в тетрадях, взаимопроверка.
10 мин.
 
Уэ-6
Цель:Определение направлений и азимута по плану.
  1. Прочитайте заглавье 4 на стр. 16 по учебнику.
  2. По плану местности (см. форзац 1) определите:
 а) в каком направлении от реки Нара находятся заросли кустарника?
б) В каком направлении от лиственного леса находиться деревня Елагино?
в) Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3.
 
г) Вы шли по направлению с азимутом 30º; по какому азимуту вы будете возвращаться? (210º)
Самостоятельная работа.
Записи в тетрадях.
5 мин.
Уэ-7 Тестовый контроль:
  1. В солнечный полдень в северном полушарии тень указывает направление на:
       а) юг; б) север; в) восток; г) восток.
  1. С какой стороны приобретают окраску ягоды и плоды раньше?
       а) с восточной; б) с южной; в) с северной; г) с 
              западной.
  1. Какая сторона муравейника более отлогая?
       а) южная; б) северная; в) восточная; г) западная.
  1. На какой части горизонта находится Полярная Звезда?
       а) на южной; б) на северной; в) на восточной; г) 
              на западной.
  1. На какую сторону горизонта обращены алтари и часовни православных церквей?
       а) на север; б) на юг; в) на восток; г) на запад.
  1. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 900 ?
       а) север; б) юг; в) восток; г) запад.
  1. Какой стороне горизонта соответствует азимут 1350 ?
       а) северо-востоку; б) юго-востоку; в) северо-        
             западу; г) юго-западу.
Ответы:1-а; 2-б; 3-а; 4-б; 5-в; 6-в; 7-б.
Взаимопроверка.
5 мин.
Уэ-8 Цель:Закрепить полученные знания.
          Подумайте и ответьте на вопросы:
  1. На какой стороне от Москвы находится город Санкт-Петербург? (На северо-западе).
  2. На какой стороне от центра города находится наша школа? (На западе).
Устные ответы на вопросы.
2 мин.
Уэ-9
 
Домашнее задание:
§6.
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
 
 
Ко́мпас(в профессиональной речи моряков: компа́с) — устройство, облегчающее ориентирование на местности.
История создания
 Компас был изобретён в Китае при династии Сун и использовался для указания направления движения по пустыням (подробнее см. четыре великих изобретения). В Европе изобретение компаса относят к XII—XIII вв., однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом. В начале XIV в. итальянец Флавио Джойя значительно усовершенствовал компас. Магнитную стрелку он надел на вертикальную шпильку, а к стрелке прикрепил лёгкий круг — картушку, разбитую по окружности на 16 румбов. В XVI в. ввели деление картушки на 32 румба, и коробку со стрелкой стали помещать в кардановом подвесе, чтобы устранить влияние качки корабля на компас. В XVII в. компас снабдили пеленгатором — вращающейся диаметральной линейкой с визирами на концах, укрепленной своим центром на крышке коробки над стрелкой.
Слово «компас», по-видимому, происходит от старинного английского слова compass, означавшего в XIII—XIV вв. «круг».
 В 1907 Адриа́нов Влади́мир Никола́евич (1875 – 1938г.г.) — русский военный картограф, конструктор компасов, художник, сконструировал первый российский войсковой компас с фосфоресцирующей подсветкой. Компас Адрианова состоит из корпуса, в центре которого на острие иглы помещена магнитная стрелка. В разарретированном состоянии стрелки её северный конец устанавливается (не точно) в направлении на Северный магнитный полюс, а южный — на Южный магнитный полюс. В нерабочем состоянии стрелка закрепляется тормозом (арретиром). Внутри корпуса компаса помещена круговая шкала (лимб), разделенная на 120 делений. Цена одного деления составляет 3°, или 50 малых делений угломера (0-50). Шкала имеет двойную оцифровку. Внутренняя оцифровка нанесена по ходу часовой стрелки от 0 до 360° через 15° (5 делений шкалы). Внешняя оцифровка шкалы нанесена против хода часовой стрелки через 5 больших делений угломера (10 делений шкалы). Для визирования на местные предметы (ориентиры) и снятия отсчетов по шкале компаса на вращающемся кольце компаса закреплено визирное приспособление (мушка и целик)  и указатель отсчетов.
 
 
 
М 2 – ОБЖ – Автономное существование человека в условиях природной среды.

№ Уэ Учебный материал с указаниями Рекомендации по выполнению заданий
Уэ-0 Интегрирующая цель:
  1. Дать учащимся основы знаний о способах и действиях человека при автономном существовании в условиях природной среды.
  2. Научить выбирать тип сооружения временного жилища исходя из влияющих факторов.
  3. Отработать способы сооружения простейших укрытий, добывания огня, обеспечения питанием и водой.
Записать тему в тетрадь.
2 мин.
Уэ-1 Задание:
Перечислить факторы, которые влияют на выбор типа укрытий.
«Мозговая атака»
Работа в группах.
5 мин.
Уэ-2 Цель:
  1. Научить учащихся находить природные (естественные) укрытия, для использования которых потребуются лишь минимальные доделки.
  2. Исходя из времени года (или погоды) и подручных средств соорудить простейшие укрытия.
Задание:
С помощью рисунков на стр.80, 81, 82 и 83 учебника, расскажите о строительстве:
а) шалаша из ткани, построенный с использованием дерева;
б) сооружение шалаша из трех жердей;
в) навеса с односкатной крышей с использованием деревьев;
г) двускатного шалаша;
д) приподнятых укрытий;
е) зимних укрытий (снежная пещера под деревом, снежный шалаш).
Устный рассказ с занесением заметок в тетрадь.
7 мин.
Уэ-3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Цель:
Ознакомить учащихся с особенностями строительства укрытий в пустыне.
Учащиеся должны выполнить следующее:
  1. Прослушать лекцию учителя
  2. Ответить на вопросы:
-В чем состоит первая и самая неотложная задача перед человеком, оказавшимся летом в пустыне?
-Почему в пустыне не следует снимать одежду?
-Какие особенности местности можно использовать для укрытий?
Работа с классом.
5 мин.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Индивидуальная работа.
7 мин.
Уэ-4 Цель:
Знать:
-правила добывания огня;
-как правильно выбрать и подготовить место для разведения костра;
-порядок разведения костра;
-типы костров и их назначение;
-способы добывания огня при отсутствии спичек.
Задание:
  1. Прочитайте стр.85-87 учебника А. Г. Маслова, В.Н. Латчука
  2. Рассмотрите рисунки на стр. 88-91.
  3. Заполните таблицу
 
Типы костров Устройство костров Предназначение костров Способы добывания огня
       
Уэ-5 Цель:
-Знать источники пищи в условиях выживания;
-Различать дикорастущие съедобные растения, водоросли, грибы;
-Пищу животного происхождения;
-Правила безопасного употребления растительной пищи.
Задание:
  1. Прочитать текст на стр.93-95.
  2. Написать правила, выполнение которых необходимо, оказавшись в одиночестве в безлюдной местности.
  3. Кроме приведенных в тексте источников пищи придумайте и предложите свои варианты.
Работа в парах.
5 мин.
Уэ-6 Цель:
Ознакомить учащихся со способами:
-водообеспечения при вынужденном автономном; существовании;
-очистки воды;
-фильтрования и обеззараживания воды.
Задание:
  1. Прочитать стр.24-26 (§ 2).
  2. Ответить на вопросы по карточкам
                 
                               1 вариант
        В лесной местности, а также в горах можно использовать воду из открытых водоемов; озер; родников; ручьев; рек. При отсутствии помогут дождь, роса. Зимой выручает снег или лед.
Какие меры предосторожности надо соблюдать в этих случаях?
 Что можно использовать в качестве фильтра? (Ткань, траву, песок, уголь).
                               
                                 2 вариант
         Если в природе не встречаются источники воды,  (родник, ручей, озеро, река, снег, лед)  какие возможные способы можно использовать для ее получения?
(см. презентацию).
Индивидуальная работа.
5 мин.
Уэ-7 Цель:
Закрепить полученные знания.
Задание:
Выполнить задания 1- 4на стр. 99.
Работа всего класса.
Уэ-8 Домашнее задание:
Глава 4, § 4.1 - 4.7.
 

 

                                                       Выводы

Проводить модульные уроки, а главное- готовить их, конечно же, не просто. Требуется большая предварительная работа.

      Во- первых:  надо тщательно прорабатывать весь учебный материал темы и каждого урока в отдельности; выделить главные основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель, где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять и т.д.

    Во- вторых: надо тщательно определить содержание, объем и последовательность учебных элементов и вид работы учащегося.

    В- третьих: подбирать дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты, географические диктанты для учеников.

   Создатели модульной технологии при её формировании  исходили из очень важной идеи, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и

формированию умений и навыков обработки этой информации.  Поэтому при разработке технологии модульного обучения  по теме или  разделу нужно учитывать следующее:

Гибкость.Гибкость является ведущей стержневой характеристикой модульной технологии. Различают структурную гибкость, содержательную гибкость, технологическую гибкость обучения.  Гибкость позволяет преподавателю учитывать особенности учебного материала и специфику конкретного контингента учащихся.

Простота.Не понимая смысла своей деятельности, ни преподаватель, ни ученик не смогут накопить на основе этой деятельности никакого познавательного опыта. И в подобной ситуации не найдут правильного способа действий.

Четкость.Она должна обеспечить целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Опыт использования модульной технологии показал, что имеет смысл обратить внимание на два аспекта:

- составление инструкций для каждого модуля требует от учителя значительных временных затрат;

- регламентирующие требования технологии (инструкции) сковывают действия учителя и учащихся, несколько ограничивая их творческие способности и возможности.

Поэтому уроки, на которых используется модульная технология, должны занимать адекватный объем в общем предметном планировании.

 

                                                              

                                                              Заключение

Модульная технология, как и другие дидактические системы, имеет свои положительные и отрицательные черты. При определенных условиях реализация данной технологии дает самые эффективные результаты. Условиями для обеспечения эффективности модульной технологии, на мой  взгляд  могут быть:

Соответствие уровня обучаемости  данного коллектива учеников содержанию и структуре модульной программы. Преобладание самостоятельной работы рассчитано на учеников, которые в состоянии поддерживать определенный темп в работе, уметь самостоятельно организовать свою работу в группе и паре.

Соответствие возрастных особенностей психического развития применяемой технологии.

Возможность применения модульной технологии к данному содержанию образования.

Владение учителем модульной технологией, его высокая мотивация в отработке данной системы обучения.

К преимуществам данной технологии относится:

Направленность на формирование мобильности знаний, гибкость метода и критичность мышления обучаемых, вариативность структуры модуля, дифференциация содержания учебного материала, обеспечение индивидуализации учебной деятельности, разнообразие форм и методов обучения, сокращение учебного времени без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся, эффективная система рейтингового контроля и оценки усвоения знаний учащихся.

Среди недостатков можно выделить:

-«фрагментарность» обучения, под которым понимается большой удельный вес самостоятельной работы учащихся вплоть до «самообучения», что можно расценивать как «предоставленность учащихся самим себе» и отсутствие полноценного процесса обучения. Игнорирование целостности и логики учебного предмета. Сужение подготовки учащихся. Формирование лишь частных, конкретных умений в ущерб обобщенным.  Трудоемкость изготовления проблемных модулей.     Однако все указанные недостатки вполне преодолимы при соблюдении вышеуказанных условий эффективности модульной технологии.

                         Список используемых источников

1.География. 6-8 классы. Уроки с использованием блочно-модульной технологии./Сост. Н.В.Болотникова. - Волгоград: Учитель, 2005.

2.Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова:  География начальный курс. 6 класс- М.: Дрофа, 2008г

3.А. Г. Маслов, В. В. Марков, В. Н. Латчук: Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс- М.: Дрофа 2009г

4.Н. А. Никитина: Поурочные разработки по географии, физическая география. 6 класс. «Вако» Москва 2008г.

6. Кутейников С.Е. «Типы учебных элементов модульной программы»

 7. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. - М.: Народное образование, 1996.

8.  Берсенева Т. А  МельниковаТ. В.  Осокин А. М. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - с.14 - 15.

10. Сборник методических работ учителей географии Петроградского района. Санкт-Петербург 2004г.

11. Материалы из Интернета.              

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»