Оганнисян Гаяне Алфики
Введение
Формированию познавательной деятельности учащихся на уроках географии уделяется огромное внимание. Главная цель школы- воспитание полноценной личности- активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности.
В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение подрастающего поколения должно быть личностно ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности учащегося, развивающим, мотивированным и т.д.
Решить эти проблемы можно, используя модульные технологии обучения на уроках.
Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:
- гарантированность достижений результатов обучения;
- возможность учащихся работать в группах, в парах;
- паритетные отношения ученика и учителя;
- возможность выбора уровня обучения;
- раннее предъявление конечных результатов обучения;
- «мягкий» контроль в процессе усвоения учебного материала.
Задача состоит в организации учебного процесса таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие учащихся, т.е. сделать обучение развивающим, или другими словами перейти на новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному.
Моя работа как учителя на модульном уроке- это управление работой учащихся, а не контроль и давление. Развитие в процессе самостоятельной работы дает больший результат. Чем попытки привить «сверху» необходимые умения и навыки. При такой организации урока я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать им.
Это ведет к изменению функций преподавателя: я становлюсь консультантом, собеседником учеников.
Внедрение модульной технологии становиться актуальным, так как используемые приемы, основанные на деятельностном подходе, способствуют формированию у учащихся учебно- познавательной компетентности.
Модульная технология известна с 1972 года. В те времена она называлась «модульная система», что не противоречит сути, так как система обучения - это упорядоченный набор элементов, а также связей и зависимостей между ними. Главный элемент здесь - единство. Технология - тоже единство, но действующее в определенной последовательности элементов. После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 г. в Токио, обсуждавшей проблемы просвещения взрослых, модульная система была рекомендована как наиболее пригодная для непрерывного обучения. Затем ценность этой системы (технологии) определена не только для взрослых, но и для молодежи.
В чем же заключается практическая и научная актуальность данной технологии?
1.В модульной технологии сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока.
2.Применение этой технологии полезно учителю постепенностью, что облегчает и детям работу на этапе её освоения. Модульная технология позволяет избежать шока у учащихся, потому что постоянная рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного процесса.
3.Технология предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.
4.Технология интегрировала многое из того, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, идея активности ученика в процессе его чётких действий в определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности - всё это влияние теории программированного обучения. С теорией развивающего обучения модульную технологию связывает идея ориентировочной основы деятельности - поэтапное формирование умственных действий. Из психологии взят рефлексивный метод.
5. Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, таким образом, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт применения технологии неизбежно приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.
В России попытку организовать модульную систему обучения предприняли школы города Москвы (№1208 директор И.Б. Сенновский и № 1079 директор П.И. Третьяков). Директора этих школ и являются авторами практических пособий по модульной организации процесса обучения.
Проблемно-модульная технология обучения широко используется в высших учебных заведениях для повышения эффективности образовательной подготовки студентов.
Многие принципы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе. Наиболее сложной стороне данной технологии - целеполаганию, посвящена книга Беспалько В.П. Главная задача её - научить правильно, т.е. диагностично, поставить цель деятельности и проверить уровень её достижения. Вопросы правильной постановки целей затронуты и в трудах Кларина М.В.
Является ли модульная технология одним из путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса? Исходя из этой проблемы, возникают цель и задачи данной работы.
Цель моей работы состоит:
-в определении и обосновании основных элементов модульной технологии, повышающие эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках географии;
- в обеспечении учащихся более качественным и осознанным владением учебным материалом.
Задачи:
|
-охарактеризовать основные элементы модульной технологии; |
|
-определить критерии эффективности модульного обучения на уроках географии. |
Содержание обучения по модульной технологии представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Главная особенность модульной конструкции - наличие целевого плана действий. Постановка целей осуществляется и при формировании модуля учителем, и при отработке модуля на уроке. Учитель строит модуль, определяя цели. Сначала ставится комплексная дидактическая цель (КДЦ). На основе КДЦ формируются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ), после чего создаются модули (М). Выполнение ИДЦ позволит достичь КДЦ. В свою очередь ИДЦ позволяет сформулировать дидактические цели (ДЦ) и частные дидактические цели (ЧДЦ), на основе которых выделяются учебные элементы (УЭ).
Каким образом модуль организован изнутри? Строится он на основе логики освоения нового знания и представляет собой модульную программу. ( Модульная программа - система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается конечная цель обучения.) Логическая связь в модульной программе выстраивается в соответствии с закономерностями усвоения нового знания, представленными в таблице:
Формулировка закона, закономерности, правила. |
В чем проявляется взаимосвязь? |
Алгоритмическое предписание. |
Орентированием называют умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта, окружающих объектов и форм рельефа, находить нужное направление движения и выдерживать его в пути. |
Основные способы ориентирования. |
|
Из указанной логики следует и последовательность построения модуля и его учебных элементов:
|
-циклическое (блочное, модульное) построение учебного материала; |
-мотивация учения на основе последовательного целеполагания; |
|
|
-преобладание самостоятельной учебно-познавательной деятельности ученика; |
|
-организация контроля знаний на основе рефлексии ученика и учителя. |
Приведен пример разработки уроков в 6 классе с использованием тем по ОБЖ. (Межпредметный модуль )
М1– География – Ориентирование на местности.
М 2 – ОБЖ – Автономное существование человека в условиях природной среды.
Цели и задачи: в результате овладения содержанием модуля учащиеся должны знать:
- что такое ориентирование и зачем человеку нужно уметь ориентироваться;
- уметь пользоваться простыми приемами ориентирования при автономном существовании;
- знать правила работы с компасом и действия при определении азимута;
- найти решения задач, возникающих перед человеком при вынужденном автономном существовании.
Оборудование урока:
Компасы, атласы, топографическая карта, учебники, раздаточный материал (карточки с заданиями), компьютер, мультимедйный проектор, презентация «Ориентирование на местности».
М1– География – Ориентирование на местности.
№ Уэ | Учебный материал с указаниями | Рекомендации по выполнению заданий |
Уэ-0 |
Интегрирующая цель:
|
Записать тему в тетрадь. 2 мин. |
Уэ-1 |
Задание: Повторить термины и понятия. Ответить на вопросы: Что означает? -ориентироваться -горизонт -линия горизонта -основные и промежуточные стороны горизонта -ориентирование на местности -гномон -компас -азимут |
Работа в парах. Устные ответы на вопросы. 5 мин. |
Уэ-2 |
Цель: Закрепить знания ориентирования по небесным светилам. Вопросы:
-как можно найти направление север-юг с помощью часовой стрелки? |
Работа с текстом, стр.15; 16 по учебнику. 5 мин. |
Уэ-3 |
Цель: Закрепление знаний ориентирования по растениям и животным. Задание: Ответить на вопросы:
|
Устные ответы. Работают все. 5 мин. |
Уэ-4 |
Цель: Закрепить знания ориентирования по местным признакам. Вопросы классу:
|
Устные ответы. 3 мин. |
Уэ-5 |
Цель:
Практическая работа: -раздача компасов (на каждую парту один компас) -инструктаж учителя о правилах работы с компасом. -азимут- это угол между направлением на север и на какой-либо предмет. Задание:
|
Работа в парах. Записи в тетрадях, взаимопроверка. 10 мин. |
Уэ-6 |
Цель:Определение направлений и азимута по плану.
б) В каком направлении от лиственного леса находиться деревня Елагино? в) Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3. г) Вы шли по направлению с азимутом 30º; по какому азимуту вы будете возвращаться? (210º) |
Самостоятельная работа. Записи в тетрадях. 5 мин. |
Уэ-7 |
Тестовый контроль:
западной.
на западной.
западу; г) юго-западу. Ответы:1-а; 2-б; 3-а; 4-б; 5-в; 6-в; 7-б. |
Взаимопроверка. 5 мин. |
Уэ-8 |
Цель:Закрепить полученные знания. Подумайте и ответьте на вопросы:
|
Устные ответы на вопросы. 2 мин. |
Уэ-9 |
Домашнее задание: §6. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ко́мпас(в профессиональной речи моряков: компа́с) — устройство, облегчающее ориентирование на местности.
История создания
Компас был изобретён в Китае при династии Сун и использовался для указания направления движения по пустыням (подробнее см. четыре великих изобретения). В Европе изобретение компаса относят к XII—XIII вв., однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом. В начале XIV в. итальянец Флавио Джойя значительно усовершенствовал компас. Магнитную стрелку он надел на вертикальную шпильку, а к стрелке прикрепил лёгкий круг — картушку, разбитую по окружности на 16 румбов. В XVI в. ввели деление картушки на 32 румба, и коробку со стрелкой стали помещать в кардановом подвесе, чтобы устранить влияние качки корабля на компас. В XVII в. компас снабдили пеленгатором — вращающейся диаметральной линейкой с визирами на концах, укрепленной своим центром на крышке коробки над стрелкой.
Слово «компас», по-видимому, происходит от старинного английского слова compass, означавшего в XIII—XIV вв. «круг».
В 1907 Адриа́нов Влади́мир Никола́евич (1875 – 1938г.г.) — русский военный картограф, конструктор компасов, художник, сконструировал первый российский войсковой компас с фосфоресцирующей подсветкой. Компас Адрианова состоит из корпуса, в центре которого на острие иглы помещена магнитная стрелка. В разарретированном состоянии стрелки её северный конец устанавливается (не точно) в направлении на Северный магнитный полюс, а южный — на Южный магнитный полюс. В нерабочем состоянии стрелка закрепляется тормозом (арретиром). Внутри корпуса компаса помещена круговая шкала (лимб), разделенная на 120 делений. Цена одного деления составляет 3°, или 50 малых делений угломера (0-50). Шкала имеет двойную оцифровку. Внутренняя оцифровка нанесена по ходу часовой стрелки от 0 до 360° через 15° (5 делений шкалы). Внешняя оцифровка шкалы нанесена против хода часовой стрелки через 5 больших делений угломера (10 делений шкалы). Для визирования на местные предметы (ориентиры) и снятия отсчетов по шкале компаса на вращающемся кольце компаса закреплено визирное приспособление (мушка и целик) и указатель отсчетов.
М 2 – ОБЖ – Автономное существование человека в условиях природной среды.
№ Уэ | Учебный материал с указаниями | Рекомендации по выполнению заданий | |||||||
Уэ-0 |
Интегрирующая цель:
|
Записать тему в тетрадь. 2 мин. |
|||||||
Уэ-1 |
Задание: Перечислить факторы, которые влияют на выбор типа укрытий. «Мозговая атака» |
Работа в группах. 5 мин. |
|||||||
Уэ-2 |
Цель:
С помощью рисунков на стр.80, 81, 82 и 83 учебника, расскажите о строительстве: а) шалаша из ткани, построенный с использованием дерева; б) сооружение шалаша из трех жердей; в) навеса с односкатной крышей с использованием деревьев; г) двускатного шалаша; д) приподнятых укрытий; е) зимних укрытий (снежная пещера под деревом, снежный шалаш). |
Устный рассказ с занесением заметок в тетрадь. 7 мин. |
|||||||
Уэ-3 |
Цель: Ознакомить учащихся с особенностями строительства укрытий в пустыне. Учащиеся должны выполнить следующее:
-Почему в пустыне не следует снимать одежду? -Какие особенности местности можно использовать для укрытий? |
Работа с классом. 5 мин. Индивидуальная работа. 7 мин. |
|||||||
Уэ-4 |
Цель: Знать: -правила добывания огня; -как правильно выбрать и подготовить место для разведения костра; -порядок разведения костра; -типы костров и их назначение; -способы добывания огня при отсутствии спичек. Задание:
|
||||||||
Уэ-5 |
Цель: -Знать источники пищи в условиях выживания; -Различать дикорастущие съедобные растения, водоросли, грибы; -Пищу животного происхождения; -Правила безопасного употребления растительной пищи. Задание:
|
Работа в парах. 5 мин. |
|||||||
Уэ-6 |
Цель: Ознакомить учащихся со способами: -водообеспечения при вынужденном автономном; существовании; -очистки воды; -фильтрования и обеззараживания воды. Задание:
1 вариант В лесной местности, а также в горах можно использовать воду из открытых водоемов; озер; родников; ручьев; рек. При отсутствии помогут дождь, роса. Зимой выручает снег или лед. Какие меры предосторожности надо соблюдать в этих случаях? Что можно использовать в качестве фильтра? (Ткань, траву, песок, уголь). 2 вариант Если в природе не встречаются источники воды, (родник, ручей, озеро, река, снег, лед) какие возможные способы можно использовать для ее получения? (см. презентацию). |
Индивидуальная работа. 5 мин. |
|||||||
Уэ-7 |
Цель: Закрепить полученные знания. Задание: Выполнить задания 1- 4на стр. 99. |
Работа всего класса. | |||||||
Уэ-8 |
Домашнее задание: Глава 4, § 4.1 - 4.7. |
Выводы
Проводить модульные уроки, а главное- готовить их, конечно же, не просто. Требуется большая предварительная работа.
Во- первых: надо тщательно прорабатывать весь учебный материал темы и каждого урока в отдельности; выделить главные основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель, где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять и т.д.
Во- вторых: надо тщательно определить содержание, объем и последовательность учебных элементов и вид работы учащегося.
В- третьих: подбирать дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты, географические диктанты для учеников.
Создатели модульной технологии при её формировании исходили из очень важной идеи, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и
формированию умений и навыков обработки этой информации. Поэтому при разработке технологии модульного обучения по теме или разделу нужно учитывать следующее:
Гибкость.Гибкость является ведущей стержневой характеристикой модульной технологии. Различают структурную гибкость, содержательную гибкость, технологическую гибкость обучения. Гибкость позволяет преподавателю учитывать особенности учебного материала и специфику конкретного контингента учащихся.
Простота.Не понимая смысла своей деятельности, ни преподаватель, ни ученик не смогут накопить на основе этой деятельности никакого познавательного опыта. И в подобной ситуации не найдут правильного способа действий.
Четкость.Она должна обеспечить целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Опыт использования модульной технологии показал, что имеет смысл обратить внимание на два аспекта:
- составление инструкций для каждого модуля требует от учителя значительных временных затрат;
- регламентирующие требования технологии (инструкции) сковывают действия учителя и учащихся, несколько ограничивая их творческие способности и возможности.
Поэтому уроки, на которых используется модульная технология, должны занимать адекватный объем в общем предметном планировании.
Заключение
Модульная технология, как и другие дидактические системы, имеет свои положительные и отрицательные черты. При определенных условиях реализация данной технологии дает самые эффективные результаты. Условиями для обеспечения эффективности модульной технологии, на мой взгляд могут быть:
|
Соответствие уровня обучаемости данного коллектива учеников содержанию и структуре модульной программы. Преобладание самостоятельной работы рассчитано на учеников, которые в состоянии поддерживать определенный темп в работе, уметь самостоятельно организовать свою работу в группе и паре. |
|
Соответствие возрастных особенностей психического развития применяемой технологии. |
|
Возможность применения модульной технологии к данному содержанию образования. |
|
Владение учителем модульной технологией, его высокая мотивация в отработке данной системы обучения. |
К преимуществам данной технологии относится:
|
Направленность на формирование мобильности знаний, гибкость метода и критичность мышления обучаемых, вариативность структуры модуля, дифференциация содержания учебного материала, обеспечение индивидуализации учебной деятельности, разнообразие форм и методов обучения, сокращение учебного времени без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся, эффективная система рейтингового контроля и оценки усвоения знаний учащихся. Среди недостатков можно выделить:
|