Машиностроение Санкт-Петербурга
по курсу «География России» (9 класс)
Федорова Елена Юрьевна,
учитель географии и экономики
ГБОУ СОШ №53 Приморского района Санкт-Петербурга
Тема урока:«Машиностроение Санкт-Петербурга» - по курсу «География России» 9 класс.
Тип урока: изучение нового материала
Технология: элементы исследования и проблемного обучения
Оборудование урока:
- Учебник: География России для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Книга II. «Хозяйство и географические районы России», под ред. А.И. Алексеева.
- Атлас: 8- 9 класс «Население и хозяйство России»
- Мультимедиа
- Слайд-презентация учителя
- Слайд-презентация учащихся
- Классификатор профессий (лицеи, профессиональные училища); классификатор специальностей (колледжи, техникумы)
Программное обеспечение: MicrosoftPowerPoint– презентация «Машиностроение Санкт-Петербурга».
Интернет-ресурсы:
http://www.lomo.ru/site/about/index.php
http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_industrial/sudostroitelnyj-klaster/
http://www.dfnc.ru/Sudostroenie-Sankt-Peterburga-razvivaetsya-planomerno-i-dinamichno
Цель урока: сформировать преставление учащихся о предприятиях машиностроительного комплекса Санкт-Петербурга, Приморского и Выборгского районов и их продукции.
Задачи урока:
1. Формировать умение анализировать и систематизировать полученные знания для достижения поставленной цели.
2. Создать условия для формирования у школьников способности выбора профессиональной деятельности.
3. Выявить особенности профессии типа «человек-техника» машиностроительного профиля.
4. Развивать коммуникативные умения учащихся при работе при обсуждении поставленных проблем.
План урока:
- Организационный этап -2мин.
- Изучение нового материала – 30-32 мин.
- Слайд-презентация учителя
- Слайд-презентация учащихся
- Классификатор профессий (лицеи, профессиональные училища); классификатор специальностей (колледжи, техникумы)
- Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся -10 мин.
- Домашнее задание -1 мин.
Ход урока.
I.Организационный этап. Приветствие учителя. Учащиеся настраиваются на урок. Готовятся вести конспект урока в рабочей тетради.
II. Изучение нового материала.
1.Слайд-презентация «Машиностроение Санкт-Петербурга». Постановка учебного вопроса: в чем состоит проблема современного машиностроения? - запись в тетрадь проблем машиностроения по ходу урока.
Слайд №1.Цели и задачи урока:
- Сформировать преставление о предприятиях машиностроения Санкт-Петербурга, Приморского и Выборгского районов и их продукции.
- Выявить особенности профессии типа «человек-техника».
- Обсудить проблему: профессия «Машиностроитель» - «За» и «Против»?- на основе записей в тетради.
Слад №2. Тяжелое машиностроение.
К отраслям тяжелого машиностроения Санкт-Петербурга относятся крупнейшие предприятия, которые с 2000 года является частью российской энергомашиностроительной компании ОАО «Силовые машины».
- Завод «Электросила» - крупнейшее в стране энергомашиностроительное предприятие, специализирующееся на производстве электрических машин, тяговых двигателей, генераторов. Сегодня на территории СНГ 60% тепловых, 70% гидравлических и 100% атомных электростанций оснащены генераторами Завода «Электросила», кроме этого продукция предприятия известна в 87 странах Европы, Азии, Южной и Северной Америки и Африки.
- «Ленинградский металлический завод» - крупнейшее в России энергомашиностроительное предприятие, осуществляющее проектирование, изготовление и сервисное обслуживание паровых, гидравлических и газовых турбин различной мощности;
- ОАО "Завод турбинных лопаток" - крупнейшее в России специализированное предприятие по производству лопаток для паровых и газовых турбин;
- ОАО "Ижорские заводы" (ОМЗ) - предприятие тяжёлого машиностроения, специализируется на выпуске оборудования для атомной энергетики, горнодобывающей, нефтехимической и металлургической промышленности;
- ЗАО "Невский завод" - ведущее российское предприятие, являющееся разработчиком и производителем продукции энергетического машиностроения;
Слайд №3.Транспортное машиностроение.
Одна из наиболее развитых отраслей производства – транспортное машиностроение:
- «Вагонмаш» (пассажирские вагоны для ж/д, электровагоны для подвижного состава метрополитена);
- ОАО "Петербургский трамвайно-механический завод" - является одним из основных производителей трамвайных вагонов в России и странах СНГ;
- ООО "Скания-Питер" - специализируется на производстве автобусов большого класса;
- ОАО «Климов» — один из ведущих российских разработчиков газотурбинных двигателей. Занимается разработкой, сопровождением серийного производства и сервисным обслуживанием двигателей для большинства вертолетов марки «Миль» и «Камов», реактивных двигателей для истребительной авиации.
Слайд №4. Автомобилестроение.
Санкт-Петербург по праву можно называть не только центром судостроения, но и автомобилестроения. Питер, пожалуй, один из немногих городов России, где за последние 10 лет открылись заводы известных мировых автопроизводителей.
- Одним из первых среди зарубежных автогигантов построили свой завод в России компания Ford. Завод Форд располагается в 24 километрах от Санкт-Петербурга в городе Всеволожск и работает уже более 10 лет, с 2002 года. Ежегодно с конвейера завод Ford Motor Company сходит более 20 тысяч автомобилей. Этоизвестныемарки– Ford Focus, Mondeo, Fusion, S-Max, микроавтобусыFord Transit, Tourneo, пикапыRanger.
- Первый в России завод японского автомобильного концерна Toyota был открыт в Санкт-петербурге в декабре 2007 года в поселке Шушары. Сегодня на питерском заводе Тойота (Toyota Motor Manufacturing Russia) собирается одни из популярных моделей это марки – Toyota Camry, Corolla.
- Помимо Тойота в Питере работает завод другой известной японской компании Nissan. Официальное открытие завод Ниссан прошло в середине 2009 года. Здесь пока выпускаются три марки авто - это Nissan Teana, внедорожник X-Trail и Nissan Murano. Завод Nissan построен на северо-западе Санкт-Петербурга возле поселка Каменка.
- Не обошел стороной Россию и один из крупнейших автомобильных мировых гигантов – концерн General Motors. Завод компании Дженерал Моторс построен в Санкт Петербурге в 2008 году в Шушарах. General Motors также в России имеют совместное предприятие с Автовазом - это СП GM-АвтоВаз, которое выпускает внедорожник Niva-Chevrolet. На Питерском заводе GM собираются автомобили Opel Astra, Antara, Captiva, Chevrolet Lacetti, Chevrolet Cruze и Cadillac.
- Корейский производителей автомобилей Hyundai построил свой завод в Северной Столице в 2010 году. Завод Хендэ Моторс рассчитан на выпуск порядка 150 тысяч автомобилей в год. Здесь собираются популярные в России - марки Hyundai Solaris(прежнее название Accent), Elantra.
- Известная канадская компания по производству комплектующих для автомобилей Magna International имеет несколько заводов в России. Три завода Магна Интернешнл располагаются в Санкт-Петербурге - в Каменке, Шушарах и городе Колпино.
Слайд №5.Судостроение.
Исторически одной из ведущих промышленных отраслей в экономике Санкт-Петербурга является судостроение. В Санкт-Петербурге находятся более 40 организаций судостроительной отрасли. Продукция индустрии судостроения составляет более половины всей продукции оборонно-промышленного комплекса, выпущенной в Санкт-Петербурге.
В состав ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» (ОАО «ОСК») входят ведущие российские проектно-конструкторские бюро: ОАО «ЦКБ МТ „Рубин“», ОАО «СПМБМ „Малахит“», ОАО «ЦМКБ „Алмаз“», ОАО «Северное ПКБ», ОАО «Невское ПКБ», ОАО «ЦКБ „Айсберг“». По их проектам строятся атомные и дизельные подводные лодки различных классов, корабли и суда, составляющие сегодня основу морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения ВМФ России и военно-морских сил иностранных государств. В состав Корпорации входят судостроительные заводы и предприятия: «Адмиралтейские верфи», «Северная верфь», «Балтийский завод», «Пролетарским завод» и др. В последние годы прослеживается определённая положительная динамика в развитии судостроительной отрасли Санкт-Петербурга. Сейчас нашим судостроителям передан максимальный за последние годы заказ на строительство надводных и подводных кораблей.
- Адмиралтейские верфи строят серию дизель-электрических подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» для нужд ВМФ России и иностранного заказчика, возобновлено строительство подводных лодок проекта 677 «Лада». В этом году будет сдано научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников», предназначенное для обеспечения деятельности Российской антарктической экспедиции.
- В соответствии с заключенными контрактами ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“» должен до 2020 года построить и передать ВМФ России 6 фрегатов проекта 22350 и 6 корветов проектов 20380 и 20385.
- После стабилизации ситуации на Балтийском заводе ему переданы крупные заказы на строительство ледоколов, кроме того продолжается строительство плавучего энергоблока «Академик Ломоносов».
- За прошедшие годы специалистам ОАО «Пролетарский завод» удалось добиться высоких результатов в создании судовых механизмов, систем и комплексов, в ряде случаев, не имеющих аналогов в отечественной практике. Продукция предприятия поставляется для военных и гражданских судов, включая авианесущие крейсеры, атомные подводные ракетоносцы, супертанкеры. Значителен вклад предприятия в развитие большой и малой энергетики - разрабатывается и производится насосное оборудование для ТЭЦ, ГРЭС, ПГУ, АЭС и нефтяной промышленности, газотурбогенераторы и паротурбогенераторы, транспортабельные газотурбинные электростанции.
Слайд №6.Приборостроение.
Приборостроение одна из важнейших отраслей в машиностроении Санкт-Петербурга.
- ОАО "Завод "Навигатор" изготавливает: аппаратуру системы единого времени, средства дальней навигации, квантовые стандарты частоты, аппаратуру координатно-временного и навигационного обеспечения гражданского назначения.
- ОАО «Красный Октябрь» специализируется в производстве, ремонте и обслуживании силовых агрегатов для вертолетов «Ми» и «Ка», коробок самолетных агрегатов (КСА), газотурбинных двигателей-энергоузлов и турбостартеров (ГТДЭ и ВК) для самолетов «МиГ» и «Су». Отделение мототехники (ЗАО «Красный Октябрь - Нева») выпускает двух- и четырёхтактные двигатели, мотоблоки и мотокультиваторы «Нева», мотонасосы и другие товары народного потребления.
- ОАО НПК «Северная заря» ведущее в России научно-производственное предприятие по разработке, производству и испытанию слаботочных реле общепромышленного и специального применения.
Слаботочные электромагнитные реле по-прежнему остаются незаменимыми элементами современной радиоэлектронной аппаратуры и в последние годы все более востребованы промышленностью России.
- ОАО "ЛОМО" хорошо известно в России и за рубежом как крупнейшая российская компания, занимающаяся производством и реализацией оптико-механических и оптико-электронных приборов. Выпускаем широкую гамму продукции: медицинскую технику - микроскопы и эндоскопы, наблюдательные приборы - зрительные трубы, телескопы и приборы ночного видения. Деятельность ЛОМО охватывает и такие направления, как производство спектральных приборов, безопасных для глаз лазеров, специальной техники для армии, авиации, флота и космоса. На ЛОМО работает около 3,5 тысяч сотрудников. Предприятие производит приблизительно 150 видов продукции. Примерно 50% объема продаж компании составляют экспортные поставки в США, Канаду, Германию, Австрию, Израиль и другие страны.
2. Ученическое статистическое исследование: «Занятость населения на машиностроительных предприятиях нашего города в разные временные периоды» - по опросу учеников класса.
Цель: показать на конкретном примере снижение престижа технических специальностей.
Я провела небольшое статистическое исследование, целью которого являлось определить занятость трудовых ресурсов на предприятиях Машиностроительного комплекса нашего города в разные периоды времени.
Для этого я попросила всех ребят класса заполнить анкету по следующим вопросам:
- Где и кем работала бабушка, дедушка? (это был советский период развития нашей страны)
- Какое профессиональное образование получили родители, какую специальность? (это происходило в период распада Советского Союза)
- Где и кем работают родители сейчас? (смогли ли сохранить свою профессию в период перехода на рыночную экономику)
- Какую область деятельности выбираем мы после окончания школы?
Из 17 учеников анкету заполнили ____15_____. Не все смогли заполнить анкету полностью: у многих отсутствуют данные о бабушках, дедушках, папах.
Результат получился такой:
Из _15____ семей в отраслях машиностроения работали 7 бабушек и 4 дедушек, родителей занятых в машиностроении значительно меньше – папа Миши работает на заводе «Радиоприбор» начальником инструментального участка, мама Ани Родионовой работает в НИИ «Атомэнергопроект» ведущим инженером электромехаником.
На диаграмме видно что старшее поколение, работавшее в отраслях машиностроения составляет 55%; Поколение родителей – только 11%; 33% или 4 человека наших учеников хотят получить техническое образование. Вывод: в Советский период машиностроение нашего города производило оборудование для многих промышленных регионов страны и по выпуску продукции преобладало над другими отраслями. Здесь же была занята наибольшая часть трудовых ресурсов. В отраслях тяжелого машиностроения, судостроении, станкостроении работали в основном мужчины. Женский труд использовался в отраслях точного и сложного машиностроения: в электронике, приборостроении. Эти люди получили высшее, среднее и начальное специальное образование в учебных заведениях Ленинграда и являлись квалифицированными кадрами. Многие были заняты не только на производстве, но работали в Научно-Исследовательских институтах и конструкторских бюро. Поэтому наибольшая доля занятых в машиностроительном комплексе приходится на старшее поколение.
Однако подавляющая часть продукции машиностроения относилась к военно-промышленному комплексу, который в первую очередь испытал влияние экономического кризиса 90-х годов в связи с конверсией оборонной промышленности. В этот период доля родителей, занятых в отраслях машиностроения, наименьшая. Некоторые наши родители получили техническое образование и начали свою профессиональную деятельность на машиностроительных предприятиях, но в связи с закрытием производств вынуждены были поменять работу и профессию. Например, мой папа получил среднее техническое образование по специальности техник-механик по холодильному оборудованию, но теперь занимается коммерческой деятельностью.
Шесть человека из нашего класса в будущем хотят получить высшее техническое образование, а это значит работать инженерами или программистами в отраслях машиностроительного комплекса, но желающих приобрести рабочие специальности - нет. Остается надеяться, что государственная политика, направленная на развитие наукоемких отраслей машиностроения, позволит вывести из кризиса экономику всей страны._________________________________________________________________
Вывод:
- Наибольшая доля занятых в машиностроительном комплексе приходится на старшее поколение.
- Доля родителей, занятых в отраслях машиностроения, наименьшая.
- 1/3 учащихся класса хотят получить высшее техническое образование, но желающих приобрести рабочие специальности – нет.
Слайд №1. Вопросы анкеты.
Слайд №2. Результаты анкетирования.
Слайд №3. Вывод.
3. Ученическая слайд-презентация: «Завод радиоприбор».
Цель: познакомить учащихся с реальным производством и профессиями типа «человек-техника».
Мой папа в течение 40 лет работает на ОАО «Завод Радиоприбор» - одно из предприятий Военно -промышленного комплекса Санкт-Петербурга. Сейчас он является начальником инструментального цеха.
Слайд №1. Завод расположен в районе Московского проспекта на Цветочной улице. С 1948 года основной специализацией предприятия стал выпуск радиолокационных систем приёмно-передающей техники в авиации (навигаторы). Такими приборами оснащены самолёты МИГ – 21, 23, 25, 31,СУ- 24,27,3, а так же вертолёты: МИ- 4, 8, 14, 17, 24, 26, КА- 50, 52 и т. д.
Слад №2. Во времена СССР на предприятии трудилось более 6,5 тыс.человек. Большая часть рабочих работали на предприятии по тридцать, сорок лет. Квалифицированных рабочих готовили ПТУ №3 и №83. За период перестройки большинство заказов и квалифицированных кадров было утрачено.
Слайд №3. В настоящий период площадь производственных корпусов завода составляет около 60000 квадратных метров, на которых размещено более 1000 единиц оборудования. Численность рабочих превышает 800 человек.
Слад №4. Заводу удалось сохранить хорошо оснащённую базу механообрабатывающего производства, где на универсальных станках трудятся старые, заслуженные кадры.
Слайд №5. Предприятие постоянно закупает и оснащает механическое производство станками с ЧПУ, токарно-фрезерными обрабатывающими центрами, изготовленными в Швейцарии, Финляндии и Японии.
Слайд №6. Потребность в изделие завода неуклонно растёт, что требует на работу притока молодых, квалифицированных кадров, но, к большому сожалению, молодежь больше стремится осваивать специальности в области торговли и других видов услуг, т.к. зарплата рабочих зависит от разряда и квалификации и составляет от 10 до 45 тыс. рублей.
4.С особенностями профессии «человек-техника» мы познакомились на уроке по профориентации.
- Какие профессии относятся к этому типу?
- Какие профессии этого типа относятся к машиностроительному профилю?
В нашем районе расположен один профессиональный лицей и два колледжа, которые частично ориентированы на профессии и специальности машиностроительного профиля.
Профессиональный лицей «Приморский»на протяжении 25 лет являлся базовым предприятием «Ленинградского Северного завода». В настоящее время ПЛ тесно сотрудничаем с заводом им В.Я.Климова (ЗАО «Климов»), готовит для предприятия специалистов по профессии «Слесарь-сборщик авиационной техники». В лицее есть также специальность – автослесарь.
Политехнический колледж городского хозяйства- это современный учебный комплекс, расположенный на пр. Авиаконструкторов, 28. Основой стратегии образования в колледже является профессиональная подготовка выпускников по программам: компьютерные системы и комплексы, программирование в компьютерных системах, радиоаппаратостроение, технология машиностроения, теплоснабжение и теплотехническое оборудование, а также право и организация социального обеспечения, экономика и бухгалтерский учет, социальная работа, техническое регулирование и управление качеством, право и организация социального обеспечения.
Санкт-Петербургский экономико-технологический колледж питания, расположенный по адресу: Приморский проспект, 63, ближайшее к нам образовательное учреждение среднего профессионального образования. Все знают, что там готовят технологов продукции общественного питания. Эта специальность относится к типу профессий «человек – техника», но не связана с машиностроением. К машиностроительному профилю относится специальность: монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок.
В Выборгском районе, на Светлановской площади, расположен Университетский политехнический колледж "Радиополитехникум". Выпускникам колледжа присваивается квалификация: техник; техник по компьютерным системам; техник по информационным системам; техник-программист.
Каждый год выпускники 9-х классов нашей школы поступают в данные учебные заведения.
Для получения высшего технического образования в городе находится 45 учебных заведений. Выпускники 11-х классов нашей школы чаще всего поступают в следующие:
Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С.М. Кирова– 14 технических специальностей;
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет– 124 технических специальностей;
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики- 42 технические специальности;
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина)- 53 технические специальности.
Приложение №1- Средние и начальные профессиональные учебные заведения города (колледжи, лицеи, училища), ориентированные на подготовку специалистов для машиностроения – раздаточный материал:
5.Ученическая слайд-презентация: «Машиностроение Приморского и Выборгского районов».
Цель: познакомить учащихся с действующими предприятиями Приморского и Выборгского районов, их продукцией и проблемами.
В Приморском районе размещены следующие машиностроительные предприятия:
Слайд №1.ФГУП «Ленинградский Северный завод» в советский период относился к предприятиям военно-промышленного комплекса и занимался сборкой авиационных двигателей. На сегодняшний день ФГУП «ЛЕНИНГРАДСКИЙ СЕВЕРНЫЙ ЗАВОД» специализируется на производстве качественного надежного оборудования, используемого в различных сферах человеческой деятельности, а также на производстве товаров народного потребления, среди которых детские кресла и сани, калориферные печи, титановые и стальные ледорубы и многое другое. Большую часть своих корпусов сдает в аренду.
Слайд №2.ПКФ «Промтара» - является производителем архивных систем для хранения документов и картонной тары и упаковки.
Слайд №3.Знаменитое на весь Советский Союз «ЛОМО́», выпускавшая оптико-механические и оптико-электронные приборы, в конце 90–х годов построила новые корпуса в районе Старой деревни для расширения своего производства. Но в перестроечный период в связи с проведением политики конверсии военно-промышленного комплекса бросила эти корпуса в недостроенном виде. Теперь на некоторых из них еще можно увидеть логотип Объединения, но практически все они заняты торговыми комплексами.
Слайд №4.СКТБ «Биофизприбор» - является уникальной технической организацией по разработке, изготовлению и поставке медико-биологической аппаратуры, что ярко проявилось в ходе реализации государственных и международных программ освоения космоса. Предприятие традиционно занимается научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами по созданию приборов, систем, комплексов и иных изделий для общего здравоохранения, экологии, биологии, физиологии, космической медицины. Предприятие также разрабатывает и производит продукцию лечебно-профилактического назначения. Аппаратурой Санкт-Петербургского филиала ФГУП «ЭПМ» ФМБА России – СКТБ «Биофизприбор», созданной совместно с ведущими академическими и медицинскими учреждениями страны, оснащались и оснащаются все пилотируемые корабли, орбитальные станции, биологические спутники. Однако главной проблемой для научного бюро является отсутствие молодых квалифицированных кадров, поэтому количество заказов сокращается, а корпуса переводятся в аренду.
Слайд №5.«ВНИПИЭТ», который разработал проект реакторного отделения первой очереди Чернобыльской АЭС и всех остальных АЭС советского периода, теперь занимается конструированием не стандартизованного оборудования и изготовлением опытных и серийных партий изделий и приборов в области использования атомной энергии, ядерной и радиационной безопасности и иных инновационных сферах производственной деятельности. Несмотря на важность выполняемых задач, проблемой организации также является отсутствии молодой квалифицированной смены научному коллективу.
Практически все эти предприятия расположены в хорошо освоенной с годами части Приморского район – в Старой и Новой деревне, в которой мы проживаем. Но наши родители на них не работают. Некоторые дедушки и бабушки, работали на «Ленинградском Северном Заводе» и ВСКТБ «Биофизприбор», но теперь ушли на пенсию. На сегодняшний момент Приморский район самый большой по площади и крупнейший по численности населения. Он традиционно является спальным районом, в котором в основном располагаются предприятия инфраструктурного комплекса: торгово-развлекательные и сферы услуг. Но в последнее время эта тенденция меняется.
Слайд №6. Японская автомобилестроительная компания Nissan построила свой завод в новой индустриальной зоне в северо-западной части Петербурга в районе п. Каменка, недалеко от пересечения Кольцевой автодороги и Западного скоростного диаметра. На заводе планируется выпускать по 50 тыс. автомобилей в год. Предполагается, что на заводе будут выпускаться модели Nissan Teana и X-Trail. Уровень качества выпускаемой продукции будет соответствовать международным стандартам «Nissan Production Way» — производственного метода компании Nissan, используемого на всех ее заводах во всех странах мира. На заводе работает около 750 человек, а это дополнительные рабочие места для жителей нашего района.
Слайд №7.Кампания Magna Cosma International построила в Санкт-Петербурге два завода: в Шушарах и в Каменке. Эти заводы производят и поставляют штампованные и сварные узлы для сборочного предприятия Hyundai в нашем городе. Ключевыми клиентами компании являются так же автомобильные заводы General Motors и Nissan в Санкт-Петербурге‚ завод Volkswagen в Калуге. В настоящий момент переговоры о возможном сотрудничестве также ведутся с другими автопроизводителями в регионе. Численность персонала в Каменке: 500 человек.
Пустых площадей в районе еще много, транспортная инфраструктура развивается очень хорошо, есть надежда, что в район будут появляться новые рабочие места для квалифицированных кадров.
Перейдем к соседнему району, всегда числившимся в городе промышленным — Выборгский
Слайд №8.Ленинградский металлический завод (ЛМЗ) - российское энергомашиностроительное предприятие, осуществляющее проектирование, изготовление и сервисное обслуживание паровых, гидравлических и газовых турбин различной мощности. С 2000 года – филиал ОАО «Силовые машины».
Слайд №9.ЗАО «СВЕТЛАНА» - Занимается разработкой и изготовлением электротехнических изделий для различных областей промышленности и сельского хозяйства по технологическим условиям заказчика с адаптацией под технологию производства из различных материалов, изготовление металлоизделий. Большую часть своих помещений сдает в аренду.
Слайд №10.ЗАО «ВАГОНМАШ» - сейчас большинство акций завода принадлежат чешской компании «Шкода», вместе с которой был разработан и построен состав нового поколения для метрополитена «Нева», но в эксплуатацию пока еще не был запущен.
Слайд №11.Петербу́ргский трамва́йно-механи́ческий заво́д (ПТМЗ) - единственный завод в России, занимающийся только трамваестроением. Сейчас завод находится в "полуживом" состоянии, обновление состава СПб происходит в одном из цехов трамвайного парка №1.
Слайд №12. Петербу́ргский тролле́йбусный заво́д (ПТЗ) - занимается ремонтом троллейбусов Санкт-Петербурга с заменой кузова, также изготавливают служебные машины и спецоборудование.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
Обсуждение проблемы: профессия «Машиностроитель» - «За» и «Против»? – на основе записей в тетради по ходу урока.
«ЗА» |
«ПРОТИВ» |
Большое количество разнообразных предприятий, профессий и специальностей |
Утерен престиж рабочих профессий – стало неудобным говорить о такой профессии друзьям и знакомым |
Расположены предприятия по всему городу |
Зависимость от заказов и руководства |
Нормированный рабочий день, работа в помещении, выполняются инструкции по охране труда |
Невысокие зарплаты |
Новые предприятия оснащены современным оборудованием |
На многих предприятиях устаревшее оборудование |
Государство заинтересовано в развитии машиностроения, предоставляет заказы |
Монотонный физический труд особенно на конвейере |
Работа на крупных предприятиях позволяет пользоваться льготами, предоставляется соц.защита |
|
Возможен карьерный рост, повышение квалификации |
|
Работа позволяет испытывать удовлетворенность собой, ощущать чувство значимости, коллективизма, уверенности |
|
- Ваше мнение об уроке: что получилось, что нет?
Отметить успехи учащихся. Выставить отметки за урок.
V. Домашнее задание: повторение темы «Машиностроительный комплекс», подготовка к тесту.
Приложение №1- Средние и начальные профессиональные учебные заведения города (колледжи, лицеи, училища), ориентированные на подготовку специалистов для машиностроения – раздаточный материал:
Классификатор профессий (лицеи, профессиональные училища)
Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов:Электормашиностроительный лицей, ПЛ «Петроградский», ПУ №21, №37, 49, 76.
Наладчик станков и оборудования в механообработке:Электормашиностроительный лицей, Технический лицей, ПУ №37, 43.
Оптик-механик:Оптико-механический лицей.
Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов:Радиотехнический ПЛ.
Сборщик приборов вакуумной электроники (монтажник-вакуумщик, сварщик электровакуумных приборов): ПУ №33.
Сварщик:Лицей Метростроя, Лицей флота, Электромашиностроительный лицей, Невский политехнический ПЛ, ПУ №8,14, 25, 49,77, 80, 84, 89, 96, 98, 107, 116.
Слесарь-сборщик авиационной техники:Лицей «Приморский».
Слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре:Радиотехнический ПЛ.
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике:ПУ №137.
Слесарь-инструментальщик и слесарь механо-сборочных работ:Радиотехнический ПЛ, Электромашиностроительный лицей, ПУ №42, 14, 15, 21, 25, 30, 32, 33, 43, 45, 79, 116, 118, 137.
Станочник:ПЛ Малоохтинский, Электромашиностроительный лицей, Радиотехнический ПЛ, ПЛ Метрополитена, ПЛ «Петроградский», ПУ №8,21, 25, 29, 84, 116.
Судостроитель-судоремонтник металлических судов:ПУ №14, 15, 25.
Токарь-универсал:ПУ №8, 14, 21, 35, 43, 84, Радиотехнический ПЛ, Оптико-механический ПЛ, Электромашиностроительный лицей, ПЛ Метрополитена.
Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования:Невский политехнический лицей, Электромашиностроительный лицей, ПУ №79, 89.
Классификатор специальностей (колледжи, техникумы)
Автоматизация технологических процессов и производств:Колледж «Станкоэлектрон», Колледж авиационного приборостроения и автоматики, Колледж холодильной промышленности, Политехнический колледж.
Автомобилестроение и тракторостроение:Машиностроительный техникум им. Котина.
Специальные машины и устройства:Машиностроительный техникум им. Котина.
Судостроение:Судомеханический колледж.
Технология машиностроения:Индустриальный техникум, Колледж «Станкоэлектрон», Механико-приборостроительный колледж, Политехнический колледж, Физико-Механический колледж им. Зверева, Электротехнический колледж.
Акустические приборы и системы:Колледж морского приборостроения.
Оптические и оптико-электронные приборы и системы:Физико-Механический колледж им. Зверева.
Монтаж промышленного оборудования:Техникум отраслевых технологий, финансов и права.
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники: Медико-технический колледж.
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт холодильно-компрессорных машин и установок: Колледж холодильной промышленности, Морской рыбопромышленный комплекс, Экономико-технологический колледж питания.
Светотехника и источники света:Электромеханический колледж.
Электронная техника:Киновидеотехнический колледж, Колледж телекоммуникаций им. Кренкеля, Колледж морского приборостроения, Радиотехнический колледж, Механико-приборостроительный колледж, Технический колледж управления и коммерции.