Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Роль и функции учебника географии

 

Гизатулина Раиса Васильевна,
учитель географии ГБОУ школа №581
с углублённым изучением технологии
Санкт-Петербург.

 

 

Содержание:

1. Роль и функции учебника географии----------------------------------стр. 2

2. Учебник и новые технологии обучения-------------------------------стр. 2-4

3. Методика работы с учебником географии----------------------------стр. 4-8

3.1 Работа со статистическим материалом-------------------------------стр. 8-9

3.2. Работа с картографическим и графическим материалом--------стр. 9-11

3.3. Иллюстрации учебника географии------------------------------------стр. 11-12

4. Виды самостоятельных работ учащихся с учебником--------------стр. 12-15

5. Задача «научить учащихся учиться» -----------------------------------стр.15-19

6. Литература------------------------------------------------------------          стр. 20.

 

1. Роль и функции учебника географии.

В современных условиях развития образования роль учебника возрастает и функции его усложняются. Наряду с живым словом учителя, картой и цифровыми образовательными ресурсами он -  основной источник знаний для школьников, важное средство их обучения и воспитания.

     Основные функции учебника – передача научной информации и обучение учащихся самостоятельной деятельности. Учебник конкретизирует программу, определяет необходимый для усвоения материал, т.е. отбор фактов, понятий, теорий, закономерностей, последовательность и логику их раскрытия. Он помогает школьнику совершенствовать приобретенные на уроке знания и умения и самостоятельно пополнять их.

     Учебник выполняет и другие функции:

- трансформировать научные знания в учебный материал;

- систематизирует его;

- интегрирует с другими системами знаний;

- развивает и воспитывает личность учащегося.

С помощью учебника ученик может стать» учителем для самого себя», так как учебник выступает не только информатором, но и организатором самостоятельной работы учащихся.

 

2. Учебник и новые технологии обучения.

Совершенствование процесса обучения географии начинаются четкого определения его целей. При этом мы исходим из результатов обучения, выраженного в действиях учащегося. Такой способ постановки целей учебной деятельности школьников позволял не только ясно увидеть конечный результат обучения, проверить его, но и обеспечить его достижения.

    Достижение поставленных целей обеспечивается выполнением ряда условий. Одно из наиболее важных условий – обязательное включение в содержание оценочных и методологических знаний. Это требование зафиксировало в исследованиях дидактов (И.К. Журавлев, Л.Я. Зорина, 1979) о разделении учебных предметов по ведущей функции Оценочные знания предполагают постепенное раскрытие объективного научного и общественного значения изучаемого материала, формирование норм личностного к нему отношения.

     Оценочные знания необходимы для воспитания эмоциональной сферы учащихся в процессе обучения, а это одно из условий прочного усвоения знаний, формирование качества личности.

     Методологические знания помогают раскрыть механизм изучаемых процессов, обеспечить усвоение учащимися знаний о способах работы с различными источниками географической информации. Включение в состав содержание оценочных и методологических знаний требует на этапе их введения дополнительных затрат времени. Но далее эти затраты сторицей

окупаются, поскольку владение способами работы с различными источниками информации обеспечивает высокий уровень самостоятельности учащихся и хорошую работоспособность.

     Оценочные и методологические знания должны быть доведены до учащихся ясно и доступно. Для реализации этого требования необходимо использовать специально разработанные памятки, инструкции (часть их дается в учебнике).

     Только при вооружении учащихся знаниями о способах действий можно обеспечить познавательную деятельность учащихся.

     Для внедрения новой технологии в процесс обучения географии в учебнике сделано следующее:

☼ опора на уровень предшествующей подготовки (через систему знаний, справочные материалы);

ориентация на изложение основного, главного (подача нового крупными блоками, использование «визитных карточек», т.е. выявление сути изучаемого);

нормализация учебной нагрузки учащихся (выделение обязательного для усвоения материала, система разноуровневых заданий);

создание условий для самостоятельной работы на уроке (справочные материалы; знания о способах действий; образцы ответов);

    Итак, в технологическом подходе к обучению выделяют:

    Постановку целей и их максимальное уточнение;

    Строгую ориентацию всего хода обучения на учебные цели;

    Ориентацию учебных целей на гарантированное достижение результатов;

    Оценку текущих результатов, коррекцию обучения, направленную на достижение поставленных целей;

    Итоговую оценку результатов.

Наиболее уязвимыми чертами технологического подхода является ориентация на обучение репродуктивного типа, неразработанность мотивации учебной деятельности. Такой обширный по своим фактическим сведениям предмет, как география, нуждается в организации репродуктивной деятельности. Поэтому данный недостаток технологического подхода кажется легко устранимым, гораздо сложнее общим и, вероятно, самым крупным недостатком педагогической технологии – слабое внимание к личности ученика. Преодолеть этот недостаток можно, если включить индивидуальный подход и в этап постановки цели, и в этап обучения, и особенно в этап оценки результата.

     Таким образом, внедрение педагогической технологии в процесс обучения географии позволяет следующим образом изменить традиционный процесс обучения.

Традиционный процесс

обучения географии.

Новая технология обучения географии.

Цели (триединая); формулируются для каждого типа урока, исходят из особенностей содержания.

Цель определяется через конечный результат деятельности учащихся.

Содержание (по группам знаний)

Содержание

Факты.

Теоретические закономерности.

Умения.

Факты.

 

Закономерности.

 

Умения.

 

Оценочные, методологические знания.

 

Традиционный процесс обучения географии.

Новая технология обучения географии.

Основная форма организации обучения – урок (чаще всего комбинированный).

Разнообразные формы организации

Урок.

 

 

Практикум.

 

Семинар.

Парный урок. (сдвоенный).

 

 

ЛЕКЦИЯ.

 

Контроль знаний и умений (преобладает текущий, реже - итоговый),

Контроль за обязательным результатом обучения, разные виды (текущий, итоговый) и разные формы (зачет, тестирование, игра, пресс-конференция и.т.д.)

 

Самоконтроль.

                     

 

                     3. Методика работы с учебником географии.

УМК предмета оснащен альтернативными учебниками, у учителя есть возможность выбора. В условиях массовой общеобразовательной школы учебник, несмотря на появление такого конкурента, как компьютер, еще остается основным средством реализации содержания образования, средством, обеспечивающим достижение обязательных результатов обучения.

      Выбор того или иного учебника зависит от учителя. Однако при работе с любым учебником следует помнить, что от того, насколько хорошо учащиеся умеют работать с книгой, усваивать содержащийся в ней материал, во многом зависит эффективность обучения п предмету.

      Поскольку урок является центральным звеном всего учебно-воспитательного процесса, от его качества во многом будет зависеть уровень обучения в целом. При подготовке и проведения   урока надо иметь в виду главное, на чем следует сосредоточить внимание. Деятельность учителя по подготовки к проведению того или иного урока связано с содержанием и методическим аппаратом учебника.

Пример, какие виды деятельности учителя при подготовке урока связаны с учебником.

 

Помощь учебника при подготовке урока и на уроке.

 

п/п.

Виды деятельности учителя.

 Можно делать по учебнику.

1.

Определение цели урока, его место в системе уроков темы и курса.

Познакомиться с материалом темы данного параграфа, а также с итоговыми разделами по теме, чтобы выделить главное и правильно определить цели урока и объем изучаемого материала.

2.

Отбор материала на уроке.

Анализ иллюстраций текста и вопросов после текста параграфа.

3.

Организация деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей.

Работа с заданиями, со справочными материалами, с памятками; мотивация видов деятельности.

4.

Оценка результатов деятельности учеников.

Анализ иллюстраций и текста для определения эталона правильного и полного текста.

5.

Обеспечение усвоения основного материала в классе.

Работа с учебником с целью получения новых знаний.

6.

Обеспечение учебной нагрузки за счет пробуждения интереса, постановки посильных домашних заданий.

Использование справочных материалов и иллюстраций для поддержания интереса к изучаемому материалу.

 

Таким образом. С помощью учебника можно более рационально спланировать изучение учебного материала по теме и на отдельном уроке

Сочетание различных типов уроков позволяют не только эффективное использование учебника, но и организации активных форм обучения - семинары, пресс-конференции, дискуссии, игр и.т.д., поскольку именно так можно научиться применять полученные знания. Отстаивать свою точку зрения формулировать мысль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные сочетания типов уроков при изучении той или иной темы.

 

Комбинированный

---------

Комбинированный

---------

Итоговый опрос

 

Изучение нового

--------

Комбинированный

---------

Итоговый опрос.

 

Изучение нового «крупными блоками»

 

 

 

 

Закрепление и отработка материала.

------------

Комбинированный

       

                                                                                       

 

Зачет

Самостоятельные и практические работы при изучении нового.                       

 

     

 

Обобщение знаний (нестандартные уроки).

 

Комбинированный

С помощью итоговых заданий по всей теме, а также, ориентируясь на текст параграфа, вопросы и задания по тексту, легче выделить главный, обязательный для усвоения материал для каждого урока.

 Возможные варианты уроков по курсу

«География России. Природа и население»

 

п/п

Темы.

Возможные типы уроков.

1.

Введение.

Изучение нового + самостоятельная работа учащихся на базе ранее усвоенных знаний и умений.

2.

Раздел 1

 

А.

Пространство России.

Повторение и систематизация знаний + практическая работа + комбинированный урок.

 

3.

Раздел 2. «Природа и человек».

 

А.

Рельеф и недра России.

Изучение нового + самостоятельная работа + комбинированные уроки + зачет.

Б.

Климат.

Изучение нового + повторение и систематизация + комбинированный урок +самостоятельная работа + практическая работа + зачет.

В.

Внутренние воды.

Повторение и систематизация знаний + изучение нового + практическая работа + обобщение.

Г.

Почвы – национальное достояние.

Изучение нового + практическая работа + закрепление знаний.

Д.

Живая природа.

Систематизация знаний + изучение нового.

Е.

Природно-хозяйственные зоны России

Изучение нового + систематизация знаний + практическая работа + обобщение.

Ж.

Природопользование и охрана природы.

Изучение нового + систематизация знаний + практическая работа + творческая работа.

4.

Раздел 3: Население России.

 

А.

Численность населения России и ее изменения.

Изучение нового.

Б.

Половозрастной состав населения.

Изучение нового + практическая работа.

В.

Миграции населения.

Изучение нового + систематизация знаний +практическая работа.

Г.

Трудовые ресурсы страны.

Изучение нового.

Д.

Народы и религии России.

 Повторение и систематизация знаний +изучение нового + комбинированной урок.

Е.

Где живут люди.

Повторение и систематизация знаний +изучение нового + комбинированной урок + практическая работа + зачет.

       Принцип – дать при объяснении материала иного, а запросить только то, что учащиеся должны обязательно знать по курсу, чтобы быть географически образованными людьми.

      Дополнительные сведения и справочные материалы в учебниках даются для расширения географического кругозора учащихся. Но при организации итогового контроля ориентироваться следует на тот обязательный минимум, который зафиксирован в вопросах и заданиях по всей теме.

Работу с текстом учебника можно назвать центральным звеном общей методики работы с книгой. Наиболее полно данная работа отражена в учебнике 10 класса, автор В.П. Максаковский, по этому вопросу автор широко использует прием работы с основным текстом.

Приемы работы с основным текстом.

Приемы работы.

Темы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. Структурный анализ.

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ для выполнения задания.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3.Установление причинно-следственых связей.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4. Составление:

вопросов и заданий

 

+

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

Систематизирующих таблиц

 

+

 

+

 

+

+

+

+

 

+

 

+

 

 

+

Схем и картосхем

 

+

Графиков.

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

Картодиаграмм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

Логического конспекта.

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

Графического конспекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

Описания.

 

 

 

 

 

+

 

+

 

+

 

Характеристики.

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

 

Прогнозов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

Как вытекает из таблицы, шире всего основной текст учебника используется для выполнения заданий. Задания по тексту могут быть самые разнообразные: подобрать примеры, подготовить сообщение, дать оценку, произвести расчет, составить описание или характеристику.

Например: Урок по Африке. Рассматривая вопрос по населению стран Африки, можно сделать расчеты, характеризующие городской взрыв в Африке. Пользуясь таблицей №3 учебника.

Показатель.

Годы.

 

1950

1960

1970

1980

1990

2000

Численность городского населения (млн.) человек.

33

51

81

136

220

297

Рост за 10 лет, %.

-

155

159

168

162

77

Доля в городском населении мира, %

4,5

4,8

5,9

7,3

9,7

9,8

 

 

 

 

3.1. Работа со статистическими материалами.

Вопросы, связанные с использованием в учебниках географии языка цифр, разрабатывалось многими авторами. Начиная Н.Н Баранского. Статистический метод применяется для того, чтобы: 1). Формировать в сознании необходимые количественные представления; 2) Вырабатывать у них умения пользоваться различными показателями; 3) Прививать им навыки чтения и понимания разного рода графических изображений цифровых показателей. Статистический материал помещен в статистических таблицах. Приемы работы с такими таблицами включает их анализ, для выводов, подтверждений, для расчетов.

 Пример: 8 класс Тема «Реки». Определение уклона реки. Расчет, отношение падения реки к ее длине. Длина реки в приложении №7. Уклон Волги. 1) падение реки. 250 – (- 28) = 278 м. 2) уклон реки. 27800 см: 3531 км = 7,8 см на 1 км.

9 класс. Таблица №1 «Численность населения и территорий экономических районов на 1 января 2009 года», при изучении экономических районов сравнение района по площади и по численности населения с другими районами и определение от доли страны.

В 10 классе статистический материал также служит как форма контроля. Например, по разделу «Региональная характеристика мира», используя знания первого раздела учащиеся, имея навыки работы со статистическим материалом, производят расчеты. Анализируют, сравнивают и используют при характеристиках.

 

 

          3.2. Работа с картографическим, графическим материалом.

Карты и картосхемы учебника выполняют важную научно-методическую функцию.

Все они составлены для каждого учебника с учетом курса, его задач и особенностей. Прежде всего, для них характерна сильная генерализация материала, чтобы тем самым облегчить восприятие главного, основного. Карты и картосхемы служат основой для выполнения многих заданий. Например, в 9 классе, при изучении раздела «Районы России», для определения состав экономического состава имеются картосхемы изучаемых районов. В 10 классе карты включают различный более подробный материал по ресурсообеспеченности, карты населения, хозяйства регионов. Графический материал, во первых дает представление о нем, в виде линейных, круговых, столбиковых, диаграммах, пирамидах, схем. Пример: определить климат материков по климатограммам, что требует расшифровать их, используя план приложения учебника, сопоставить данные с картой климат материка и найти территорию.

 Урок-практикум по теме «Характеристика климатических поясов Африки». (7 класс).

 

 

Задания по группам предполагает:

1.Определть, какая климатограмма в учебнике соответствует вашему климатическому поясу.

2. Заполнить в тетради таблицу.

Элементы климата.

Пояс.

 

Экваториальный.

Субэкваториальный.

Тропический.

Субтропический.

Средняя температура января.

 

 

 

 

Средняя температура июля.

 

 

 

 

Годовое количество осадков.

 

 

 

 

Режим осадков.

 

 

 

 

3. Выяснить: Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана? Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке? Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье Атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары? Почему в субэкваториальном поясе выделяют сухой и влажный период? Почему в Северной Африке климат более сухой, чем в Южной Африке?

Исследовательские элементы урока составляют: 1). Соединение информации, почерпнутой из карты и текста учебника; 2). Анализ данных климатограмм; 3). Поиск ответов на проблемные вопросы.

8 класс. Тема «Природно-хозяйственнные зоны».  Рассматривая определения природной зоны с точки зрения Л.С. Берга, как крупным ландшафтным комплексам, в которых все компоненты находятся в тесном взаимодействии. Природные зоны он назвал ландшафтными и подчеркнул, что они состоят из закономерного сочетания ландшафтов, природные свойства которых определяют особенности жизни и хозяйственной деятельности людей, проживающих в этих зонах. Учащиеся анализируют карту учебника «Природно-хозяйственные зоны России» и определяют районы сельского хозяйства в каждой зоне.

10 класс. Тема «География население мира».  Анализ диаграммы «Динамика численности населения земного шара с начала нашей эры»

Пользуясь данными диаграммы. Можно подсчитать, что с начала нашей эры до 2000 г. население Земли увеличилось более чем в 26 раз (6091:230). В течение 19 века оно выросло на 710 млн. человек (1660-950). А в течение 20 века – на 4431 млн. человек (6091-1660).

 

3.3. Иллюстрации учебника географии.

В учебниках географии множество различных, традиционных иллюстраций: карт, схем, фотографий, рисунков и.т.д. Иллюстрации, их специфика зависят от содержания учебного материала. Выделение логической структуры содержания: внешний облик, географическое положение, причины особенностей данного компонента, территории, количественная и качественная характеристика компонента, объекта. Территории, проявление отношений «природа – человек», природные уникумы и другие. Поэтому существуют принципы отбора иллюстраций. Смотрите следующую таблицу.

Принципы отбора иллюстраций в учебнике.

 

п/п.

Внешний облик.

Рисунок, фотографии.

1.

Географическое положение страны, материка.

Карта (например: совмещение карты России и мира с картой конкретного места) и зрительный образ.

2.

Объяснение причин особенностей данного компонента территории.

Схема взаимодействия. Карта с рисунками и фотографиями, таблицами.

3.

Количественные и качественные характеристики компонента, объекта, территорий.

Тематические карты, таблицы, профили, диаграммы.

4.

Отношения: природа – человек (что дает компонент, территория человеку, как влияет человек на природу).

Карты, схемы.

5.

Природные уникумы (самое типичное для территории)

Фотографии. Рисунки с привязкой к карте.

 

Данные принципы отбора иллюстраций позволяют представить разные виды знаний.

 

 

 

 

 

 

Представление в учебнике видов знаний.

п/п.

Виды знаний.

Способы их представления.

1.

Теоретические.

Текст параграфа, словарь терминов и понятий.

2.

Фактические.

Текст параграфа, иллюстрации, приложение.

3.

Методологические.

Задания, текст параграфа, приложение, иллюстрации.

 

Все перечисленные виды знаний могут быть даны на разном уровне.

В готовом виде

(Чаще всего они так представлены в тексте параграфа, в справочном материале)

 

 

В виде заданий самостоятельных занятий.

 

По иллюстрациям у учащихся создается образное представление. Например, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, облики городов, особенностей природы и.т.д.  Таковы, например, иллюстрации гор (рис:17. Памир. Гидрометеорологическая станция на леднике Федченко. Рис:86. В гостях у пингвинов и др.).  7 класс.

 

4. Самостоятельные работы учащихся с учебником.

При изучении географии нельзя обойтись без организации самостоятельных работ, на основе учебника.

Виды самостоятельных работ учащихся.

По источникам использования географической информации: карта, текст, схема, таблица, профиль, рисунок, диаграмма, комплекс источников информации.

По содержанию: характеристика компонента природы, характеристика природного комплекса, объяснение влияния природы на условия жизни и хозяйственной деятельности человека, объяснение последствий влияния деятельности человека на природу. Объяснение способов действий при выполнении того или иного задания.

 

В 9 классе при изучении раздела «Районы России», в каждой теме по экономическому району стоит вопрос определения отраслей специализации промышленности в географическом разделении труда России. Учащиеся должны уметь анализировать таблицу Приложения №2, но чтобы научить анализировать и видеть место отраслей в структуре промышленности, можно отработать математический прием построения диаграммы с учетом масштаба. Далее при изучении последующих районов, это будет самостоятельной работой, которая занимает не более 2-3 минут. Пример: используя, статистические данные Приложения №2 выполните задание, начертите столбчатую диаграмму «Отрасли специализации промышленности Поволжья». 0,5 см =10%.

 

   100%.                                                                                                                                                       

 

34,5%.

 

 

 

Машиностроение.

                    17,2%.

 

Топливная.

 14,4%

Химическая и нефтехимическая.

11,8%

 

Пищевая.

9,8%

 

Электроэнергетика.

 

В 10 классе по теме «Мировые природные ресурсы» материал насыщен информацией, требует анализ рисунков, статистического материала и карты. Наиболее удачный метод изучения темы, это самостоятельная работа с использованием практических заданий по тексту учебника. После выполнения работы рационально провести урок - практикум.

Урок по теме «Оценка Мировых природных ресурсов».

Цели:

1. Дать понятие «ресурсообеспеченность».

2. Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации в мире.

3. Формировать умение давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов природными ресурсами.

4. Продолжить работу по формированию умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять планы, географические конспекты.

Оборудование:карта «Природные ресурсы мира», учебник, атласы, таблицы.

Структура урока:

Цель: проведения практикума – способность формированию и развитию умений:

1). Интеллектуальных (анализ, синтез, обобщение, классификация, прогнозирование географических объектов и явлений с помощью различных источников информации);

2). Оценочных (ранжирование, выбор решения и др.);

3). Практических (создание картосхем, инструкций и планов по овладению навыками самостоятельной работы, сбор статистических материалов, формирование контурных карт;

4). Общеучебных (написание сообщений, оформление рабочей тетради);

5). Коммуникативных (ведение диалога, отстаивание своей точки зрения и.т.д.).

План.

1. Классификация ресурсов. Понятие ресурсообеспеченности.

2. Минеральные ресурсы. Достаточно ли их?

3. Земельные ресурсы: два противоположных процесса.

4. Водные ресурсы суши, проблемы пресной воды.

5. Биологические ресурсы. Необходимость предохранения от оскудения.

Практические задания:

К вопросу по минеральным ресурсам. 1). Используя инструкцию (стр.:50), 1хватит мировых общегеологтческих и разведанных запасов угля, нефти, природного газа, железной руды при современном уровне добычи (запасы делят на добычу). Объясните, какие проблемы возникают с этим.

2). Проанализируйте рисунок 4 и таблицу №2. рассчитайте, какое количество минерального сырья извлекалось из недр Земли в 1900, 1980, и 2000 годах (запасы ресурсов делятся на численность населения). Сравните четыре показателя, установите тенденцию и объясните ее.

3). Используя текст учебника (стр.: 26-28), карту минеральных ресурсов мира в атласе и таблицы №3, 4 в приложениях, проанализируйте размещение топливных полезных ископаемых.

4). Назовите страны, на территории которых находятся крупнейшие бассейны с запасами угля, нефти. Какие выводы можно сделать на основе этого анализа?

К земельным ресурсам.1). Проанализируйте рисунок 7 стр:30, карту «Мировые земельные ресурсы» в атласе и таблицу 35 в приложении. Сравните обеспеченность отдельных регионов и стран пахотными землями. Приведите примеры многоземельных и малоземельных стран. Опираясь на знания курса географии «Материки и Океаны», объясните причины таких различий.

К водным ресурсам.  1). Пользуясь рисунком 8 стр.:31 сравните обеспеченность крупных регионов мира речного стока. Приведите примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных ресурсами пресной воды.

К биологическим ресурсам. 1). Проанализируйте рисунок 9, стр.:31. С помощью этого рисунка, а также основного текста охарактеризуйте два главных лесных пояса планеты.

2). Дайте оценку обеспеченности лесными ресурсами отдельных стран. Выделив страны очень богатые и очень бедные ими.  (Используя таблицы №7 в приложениях).

 

Задания в учебнике – по месту их расположения – традиционны (до, после и внутри теста параграфа), но их отличительная черта – тесная увязка всех компонентов, потому много заданий к различным иллюстрациям. После каждой темы даны задания. Ориентированные на достижение планируемого результата - на активизацию опорных знаний, внутри текста – на отработку нового, самостоятельного приобретения знаний, работу с картой и. т. п. Задания к иллюстрациям рассчитаны на получение новой информации и ее применение, углубление и дополнение, на самостоятельную работу. Задания после параграфа подразумевают контроль и самоконтроль; после темы – итогово-тематический контроль. Обязательным являются задания на использование краеведческого материала.

Новые учебники по содержанию почти полностью соответствуют содержанию новой программы, но в некоторых темах курса (например в 8 классе темы «Почвы», «Внутренние воды») для обеспечения творческой инициативы учителя дано меньшее число параграфов по сравнению с количеством часов, выделенных по программе. Такой подход позволяет шире использовать метод «крупных» блоков, систему зачетов и нетрадиционных форм обучения.

 

 

5. Задача «научить учащихся учиться».

 Учебник, тот инструмент учителя который выполняет важную задачу школы, задачу «научить учащихся учиться». Организация работы с учебником. Со всеми его компонентами входит в обязанности учителя.

Примеры различных видов работы с текстом учебника в 7 классе.

 

Организация работы с учебником

п/п.

Виды работы с текстом.

Примеры учебных тем.

1.

Простое воспроизведение:

 

 

А).

Комментированное чтение;

Тексты о разномасштабности картографического изображения, о распределении поясов атмосферного давления, о природном комплексе и.т.д.

Б).

Нахождение необходимых сведений, составление перечня объектов;

Выделение в тексте видов хозяйственной деятельности, характерных для той или иной природной зоны.

 

В).

Ответы на вопросы, приведение доказательств;

Найти в тексте примеры ритмических явлений в каждой из геосфер.

2.

Логический анализ текста:

 

А).

Выделение существенного, главной мысли;

Причины передвижения литосферных плит, определение понятий «воздушная масса», «климатический пояс» и др.

 

Б).

Выделение логических частей;

Изложение фактов, объяснений, общих выводов, описания и.т.д.

В).

Выделение текста на основной, дополнительный и пояснительный;

Текст с описанием природных комплексов, отдельных стран.

Г).

Составление определений понятий, принципов и др.;

Нахождение существенных признаков понятий «экваториальный лес», «саванна», «водная масса» и.т.д.

Д).

Составление простого или сложного плана;

План по тексту «Основные этапы накопления знаний о Земле», «Об Океании». О взаимодействии природы и общества и др.

3.

Объяснение текста:

 

А).

Установление черт сходства и различия, объяснение причин;

Сравнение климата Южной Америки и Африки, природных зон Евразии и Северной Америки, расположенных вдоль 40 параллели северной широты.

Б).

Установление причинно-следственых связей;

Причины равнинности рельефа Африки, разнообразие рельефа Евразии, сложного этнического состава населения Южной Америки и.т.д.

4.

Творческая деятельность на основе анализа текста;

 

А).

Составление схем, таблиц, рисунков;

Систематизация знаний по теме «климат материков» (в форме таблиц), моделирование на контурной карте видов деятельности человека, рисунки о жилищах народов проживающих в экваториальных широтах и.т.д.

Б).

Составление описаний и характеристик на основе текста и других источников;

Характеристика компонентов природы материков, народов и стран.

В).

Составление маршрутов на основе текста и дополнительной литературы;

Составление маршрута путешественников (схема на контурной карте материков, океанов).

 

Содержание учебника 7, 10 классов богатым методическим аппаратом.  В 7 классе вопросы и задания размещены в различных частях текста учебника: перед, внутри или после параграфов, а также после крупных тем, разделов и даже в приложении. В 10 классе выделен блок добывания знаний и умений. Блок самоконтроля и взаимного контроля. Даны методические ключи к темам (который включает: - что нужно вспомнить, что нужно знать; - что нужно уметь). Существующая в учебнике система вопросов и заданий ориентирует на постоянную, на каждом уроке работу по добыванию знаний и умений. В 10 классе блок добывания знаний и умений включает «рядовые» задания, рассчитанные на анализ, первичную систематизацию фактов, терминов и.т.д. Например: тема «Современная политическая карта мира», задание – на основе «визитной карточки» стран на форзацах учебника составьте систематизирующую таблицу «Государственный строй стран мира»

Форма правления.

Форма административно-территориального устройства.

 

Республики.

Монархии.

Конституционные.

Абсолютные.

 

Унитарные

Государства.

 

Федеративные государства.

         

 

Дополнительные задания (усложненные) требуют, не просто дополнительных затрат времени, но времени на составление карт, таблиц, диаграмм, расчетов, анализа и обобщения.

Пример: тема«География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды», задание №2. Итоговый расчет данных таблиц №1, 4, 5. Рассчитайте, на сколько лет хватает мировых природных ресурсов.

 

Виды полезных ископаемых.

На сколько лет хватит (примерно)

 

Общегеологических запасов.

Разведанных запасов.

 

Уголь.

1100.

350.

Нефть.

135.

37.

Природный газ.

170.

60.

Железные руды.

600.

200.

 

 

Творческие задания выполняются в зависимости от желания самих учащихся.

Итоговые задания, завершают каждую тему, представляют собой единую систему со своей внутренней преемственностью. Они выполняются обязательно.

 

 В географии России 8-9 классов вопросы и задания в конце каждой темы подразделяются на три уровня сложности. Вопросы направлены на проверку программного материала и поиск логических взаимосвязей между географическими явлениями и процессами: на творческое осмысление материала, на личностное восприятие. Текст учебника содержит как основной материал, так и материал для углубленного и самостоятельного изучения. В конце параграфа идут новые слова.

     Весь методический аппарат служит реализации учебной познавательной деятельности учащихся на различных уровнях: на репродуктивном, при действии по образцу и в новой ситуации. Дается немало заданий повышенной трудности, призванных развивать мыслительную деятельность учащихся, формировать опыт творческой деятельности. Их выполнение не стоит требовать от всех обучающихся, но верный ответ следует

Обязательно поощрить отличной оценкой.

 

Взаимодействие автора и ученика в учебнике.

Ценностные                                                                  Самостоятельная

Ориентации                                                                    деятельность учащихся.

Т е к с  т

Автора учебника.      ,

 

 

 

 

Ценностные                                   методический     усвоенные    рефлексивное ориентации                                    аппарат.              Ценностные управление.

 ученика.                                                                     ориентации учащихся.

                                                                                     

При работе с учебником важно научить учащихся пользоваться аппаратом ориентировки. В начале учебника помещено содержание, которое помогает ориентироваться в его структуре. Выделения, сделанные шрифтами, сигналы, символы выполняют определенную задачу. Которая должна быть известна учащимся и поможет им работать с учебником. Особого внимания заслуживает приложение во всех учебниках, содержащие разнообразную информацию об основных терминах, понятиях, важнейших событиях в географии, статистический материал. В 7 классе в приложении есть раздел «Умеете ли вы называть и показывать. Определять, объяснять и прогнозировать?». Здесь приведены задания в форме тестов, которые составлены в соответствии с требованиями стандарта к результатам обучения. Эта часть приложения поможет учителю планировать цели уроков, родителям облегчить проверку достигнутых результатов ребенка.

Главное в научно-методической концепции учебника – помочь учащимся в значительной степени самостоятельно приобретать и применять знания и умения, а учителю – управлять их учебно-познавательной деятельностью.

Наиболее эффективным учебный процесс может стать тогда, когда он обеспечен единым методическим комплексом пособий по курсу, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга при ведущей роли учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1.В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира». Методическое пособие. Москва «Просвещение» 2004.

2.И.И. Баринова, В.Я. Ром «География России» Методическое пособие. Москва «Дрофа» 2000.

3.В.В. Николина, А.И. Алексеев. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. Москва «Просвещение» 2000.

4.И.В. Душина. Школьный практикум. Географии материков и океанов. 7 класс. Москва «Дрофа» 1998.

5.И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом – Земля. Методическое пособие. 7 класс. Москва «Дрофа» 2000.

6.Т.П. Герасимова, О.В. Крылова. Методическое пособие по Физической географии. 6 класс. Москва «Просвещение» 1998.

7 Учебник География России. 9класс. Под редакцией А.И. Алексеева. Книга вторая «Хозяйство и географические районы». Москва «Дрофа» 2001.

8.Учебник. В.П. Максаковский. География. «Экономическая и социальная география мира». 10 класс. Москва «Просвещение» 2005.

9.Учебник. География России. 8 класс. Под редакцией А.И. Алексеева. Книга первая «Природа и население». Москва «Дрофа» 2002.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»