Урок географии в 9 классе
Учитель географии Лобаченко Тамара Алексеевна
ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга
Тема: «Общая характеристика Восточной экономической зоны»
Цели:
1. Дать характеристику ЭГП, природным ресурсам, населению и хозяйству Сибири и Дальнего Востока.
2. Выявить и сформировать проблемы Восточной зоны, уметь предложить свои пути выхода и разрешения этих проблем.
Задачи:
Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме Восточный макрорегион.
Развивающая: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов). Учить выступать перед классом, анализировать карты, схемы. Развивать возможности самостоятельно овладевать практическими навыками.
Воспитательная: способствовать умению слушать выступления своих товарищей, пониманию собственных достижений, овладению культуры речи, развитие монологической речи.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Средства обучения: учебник, атлас , контурные карты.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Форма проведения: Дискуссия, деловая игра.
Ход урока:
1. Организация класса: Объявление тем, целей и установка на решение проблем.
Д/з: таблица в тетради, §
2. Обращаю внимание на тезисы к уроку:
а) «Наше богатство является причиной нашей нищеты».
б) «Богатство России прирастать Сибирью будет». М.Ломоносов.
в) «Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». С.Аксаков.
г) «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами». Д.И.Менделеев.
д) «Только расстояния и существуют в России».
Учитель:
- К этим тезисам мы будем обращаться по ходу урока.
- Работать будем в форме дискуссии, построенной на тезисах и антитезисах, решая поставленные задачи урока.
- Чтобы у вас сложилось комплексное представление об особенностях Восточной Экономической Зоны (ВЭЗ), наши выводы запишем в тетради в таблицу.
Вопросы классу:
- Что такое геополитическое положение? Какие ТПК сформировались в восточной зоне? Какие топливно-энергетические базы вы знаете в регионе?
Характеристика региона дается по плану. Ученики работают с картами, отвечая на вопросы плана.
Особенности ВЭЗ |
Пути решения |
1. ЭГП: удаленность от центра, большая площадь, суровые природные условия, выходы в Северный Ледовитый и Тихий океан (близость к АТР), транспортная ограниченность. Обращаю внимание на тот тезис, который подходит к теме. Тезис (д). - Сплошное бездорожье, полное отсутствие автодорог, только вездеходы; сезонные дороги «зимники». |
а) Использовать СМ путь для прохождения иностранных судов к странам АТР, вырученные средства вложить в строительство новых магистралей и портов. б) Создание новых видов транспорта на воздушной подушке, спутниковая связь для подключения к ЭВМ крупнейших районов, т.е. дистанционная компьютеризация. в) Построенный БАМ и Амуро-Якутскую магистраль использовать полнее.
|
2. Природные ресурсы. Богатство самыми разнообразными ресурсами: нефть, газ, уголь, золото, алмазы, никель, уран, олово, лес, гидроресурсы. - Какой тезис подходит? (б), антитезис (а). - Дороговизна природных ресурсов пример: 20% мировых запасов нефти. Но одна нефтяная скважина в Ираке, ОАЭ дает в сутки 800-5000т., в России – 3т. И обходится в 4-7 долларов за 1т.в ОАЭ, в Северном море – 75-100 долларов, у нас - 126 долларов – на мировом рынке продается по 132 доллара. В России бездействует 32тыс. нефтяных скважин, из них 25тыс. в Западной Сибири. |
Новые технологии добычи, инвестиции в разработку новейших технологий и новых месторождений. |
3. Трудовые ресурсы. Ограниченная обеспеченность трудовыми ресурсами. |
Материальная заинтересованность, новые методы строительства, т.е. монтаж домов из уже изготовленных строительных комплексов. |
4. Проблемы организации хозяйства. Тезис (г). - Я дала 3 ученикам опережающее задание. Каждый из них подготовил сообщение о производственной проблеме З.Сибири, В.Сибири и Д.Востока. - З.Сибирь – предприятия Кузбасса (экспорт угля и металла снизился). - В.Сибирь – 1) алюминиевые заводы в Братске и Красноярске, Саянске и Шелихове работают по принципу «толлинга». 2) Концерн «Норильский никель». 3) Алмазодобывающие предприятия Якутии – эффективны, чего нельзя сказать о добыче золота. 4) Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная – трудности с ростом цен на транспорт. Д.Восток – экономические проблемы связанны с переориентацией внешних связей района. «Замкнутость хозяйства». |
1) Создание ТПК. 2) Создание совместных предприятий с иностранными фирмами. 3) Создание свободных экономических зон (на Сахалине, во Владивостоке, Хабаровске). 4) Переориентация экономики на перерабатывающие отрасли: энергоемкие, химическую промышленность, нефтехимию, микробиологию, целлюлозно-бумажную, мало-трудоемкое машиностроение. Зона не может развиваться только за счет добывающих отраслей. Использование новейших технологий, комплексная переработка ресурсов, создание СЭЗ, привлечение инициативных талантливых людей, внешние связи с АТР, создание научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке: технополисов (в Новосибирске Академгородок) |
Деловая игра.Приложение 1. |
|
5. Экологические проблемы: легко ранимая северная природа. |
Комплексно использовать природные ресурсы, экологически чистые предприятия, закрепить использование тяжелой техники. |
6. Проблемы народов Севера. - Традиционное занятия северных народов – оленеводство, охотничий промысел – предполагали кочевой образ жизни. Пытались сориентировать северян на оседлость. Результаты не всегда благоприятные. Как совместить технологию оленеводства с возможностью получать образование? |
а) Оставить нетронутыми пастбища выпаса оленей. б) Школы – интернаты. |
Подведем итог о перспективе развития Сибири.
- Если не будет сделано то, что предложено выше, что будет и что оставила после себя сегодняшняя цивилизация. Что дает нефть и газ народам севера? 5% поселков Севера газифицировано, 9% имеют водопровод, 0,8% центральное отопление. Ущерб хозяйству оценивается в 10 млрд.долл., останутся 1500 отработанных скважин, лесные пожары, вездеходы и тягачи разрушают растительный покров.
- Сибирь! Леса и горы скопом,
Земли довольно, чтоб на ней
Раздаться вширь пяти Европам
Со всею музыкой своей.
Край, где несметный клад
заложен,
Под слоем – слой мощней
вдвойне.
Иной еще не потревожен,
Как данный лёд на глубине.
А.Т.Твардовский «За далью-даль».
Приложение 1.
Деловая игра |
|
- Как вы относитесь к совместным с зарубежными компаниями проектам создания нефтехимических комплексов в Нижневартовске, Уренгое, Сургуте? Iряд – сторонники проекта предлагают свои доводы в пользу его. IIряд – противники проекта отвергают его. IIIряд – наблюдатели, должны принять решение на основе более убедительных фактов. |
|
Доводы «за» 1. Наличие нефтегазового сырья не комплексно используемого. 2. Создание комплексов предусматривает улучшение условий жизни северян. 3. На экспорт вместо дешевых нефти и газа будет поставляться хим.продукция. |
Доводы «против» 1. Создание крупных комплексов в слабоосвоенном районе дорого. На эти средства можно переоборудовать существующие химические комбинаты. 2. В район строительства потребуется привлечь десятки тысяч человек, затраты на каждого из них в 3-7 раз превышают средства, необходимые для улучшения условий жизни людей в обжитых районах. 3. Концентрация хим.производств в одном районе ухудшает экологическую обстановку. |
Урок географии в 9 классе.
Учитель географии Лобаченко Тамара Алексеевна
ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга.
Тема: «Общая характеристика Восточной экономической зоны»
Цели:
1. Дать характеристику ЭГП, природным ресурсам, населению и хозяйству Сибири и Дальнего Востока.
2. Выявить и сформировать проблемы Восточной зоны, уметь предложить свои пути выхода и разрешения этих проблем.
Задачи:
Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме Восточный макрорегион.
Развивающая: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов). Учить выступать перед классом, анализировать карты, схемы. Развивать возможности самостоятельно овладевать практическими навыками.
Воспитательная: способствовать умению слушать выступления своих товарищей, пониманию собственных достижений, овладению культуры речи, развитие монологической речи.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Средства обучения: учебник, атлас , контурные карты.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Форма проведения: Дискуссия, деловая игра.
Ход урока:
1. Организация класса: Объявление тем, целей и установка на решение проблем.
Д/з: таблица в тетради, §
2. Обращаю внимание на тезисы к уроку:
а) «Наше богатство является причиной нашей нищеты».
б) «Богатство России прирастать Сибирью будет». М.Ломоносов.
в) «Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». С.Аксаков.
г) «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами». Д.И.Менделеев.
д) «Только расстояния и существуют в России».
Учитель:
- К этим тезисам мы будем обращаться по ходу урока.
- Работать будем в форме дискуссии, построенной на тезисах и антитезисах, решая поставленные задачи урока.
- Чтобы у вас сложилось комплексное представление об особенностях Восточной Экономической Зоны (ВЭЗ), наши выводы запишем в тетради в таблицу.
Вопросы классу:
- Что такое геополитическое положение? Какие ТПК сформировались в восточной зоне? Какие топливно-энергетические базы вы знаете в регионе?
Характеристика региона дается по плану. Ученики работают с картами, отвечая на вопросы плана.
Особенности ВЭЗ |
Пути решения |
1. ЭГП: удаленность от центра, большая площадь, суровые природные условия, выходы в Северный Ледовитый и Тихий океан (близость к АТР), транспортная ограниченность. Обращаю внимание на тот тезис, который подходит к теме. Тезис (д). - Сплошное бездорожье, полное отсутствие автодорог, только вездеходы; сезонные дороги «зимники». |
а) Использовать СМ путь для прохождения иностранных судов к странам АТР, вырученные средства вложить в строительство новых магистралей и портов. б) Создание новых видов транспорта на воздушной подушке, спутниковая связь для подключения к ЭВМ крупнейших районов, т.е. дистанционная компьютеризация. в) Построенный БАМ и Амуро-Якутскую магистраль использовать полнее.
|
2. Природные ресурсы. Богатство самыми разнообразными ресурсами: нефть, газ, уголь, золото, алмазы, никель, уран, олово, лес, гидроресурсы. - Какой тезис подходит? (б), антитезис (а). - Дороговизна природных ресурсов пример: 20% мировых запасов нефти. Но одна нефтяная скважина в Ираке, ОАЭ дает в сутки 800-5000т., в России – 3т. И обходится в 4-7 долларов за 1т.в ОАЭ, в Северном море – 75-100 долларов, у нас - 126 долларов – на мировом рынке продается по 132 доллара. В России бездействует 32тыс. нефтяных скважин, из них 25тыс. в Западной Сибири. |
Новые технологии добычи, инвестиции в разработку новейших технологий и новых месторождений. |
3. Трудовые ресурсы. Ограниченная обеспеченность трудовыми ресурсами. |
Материальная заинтересованность, новые методы строительства, т.е. монтаж домов из уже изготовленных строительных комплексов. |
4. Проблемы организации хозяйства. Тезис (г). - Я дала 3 ученикам опережающее задание. Каждый из них подготовил сообщение о производственной проблеме З.Сибири, В.Сибири и Д.Востока. - З.Сибирь – предприятия Кузбасса (экспорт угля и металла снизился). - В.Сибирь – 1) алюминиевые заводы в Братске и Красноярске, Саянске и Шелихове работают по принципу «толлинга». 2) Концерн «Норильский никель». 3) Алмазодобывающие предприятия Якутии – эффективны, чего нельзя сказать о добыче золота. 4) Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная – трудности с ростом цен на транспорт. Д.Восток – экономические проблемы связанны с переориентацией внешних связей района. «Замкнутость хозяйства». |
1) Создание ТПК. 2) Создание совместных предприятий с иностранными фирмами. 3) Создание свободных экономических зон (на Сахалине, во Владивостоке, Хабаровске). 4) Переориентация экономики на перерабатывающие отрасли: энергоемкие, химическую промышленность, нефтехимию, микробиологию, целлюлозно-бумажную, мало-трудоемкое машиностроение. Зона не может развиваться только за счет добывающих отраслей. Использование новейших технологий, комплексная переработка ресурсов, создание СЭЗ, привлечение инициативных талантливых людей, внешние связи с АТР, создание научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке: технополисов (в Новосибирске Академгородок) |
Деловая игра.Приложение 1. |
|
5. Экологические проблемы: легко ранимая северная природа. |
Комплексно использовать природные ресурсы, экологически чистые предприятия, закрепить использование тяжелой техники. |
6. Проблемы народов Севера. - Традиционное занятия северных народов – оленеводство, охотничий промысел – предполагали кочевой образ жизни. Пытались сориентировать северян на оседлость. Результаты не всегда благоприятные. Как совместить технологию оленеводства с возможностью получать образование? |
а) Оставить нетронутыми пастбища выпаса оленей. б) Школы – интернаты. |
Подведем итог о перспективе развития Сибири.
- Если не будет сделано то, что предложено выше, что будет и что оставила после себя сегодняшняя цивилизация. Что дает нефть и газ народам севера? 5% поселков Севера газифицировано, 9% имеют водопровод, 0,8% центральное отопление. Ущерб хозяйству оценивается в 10 млрд.долл., останутся 1500 отработанных скважин, лесные пожары, вездеходы и тягачи разрушают растительный покров.
- Сибирь! Леса и горы скопом,
Земли довольно, чтоб на ней
Раздаться вширь пяти Европам
Со всею музыкой своей.
Край, где несметный клад
заложен,
Под слоем – слой мощней
вдвойне.
Иной еще не потревожен,
Как данный лёд на глубине.
А.Т.Твардовский «За далью-даль».
Приложение 1.
Деловая игра |
|
- Как вы относитесь к совместным с зарубежными компаниями проектам создания нефтехимических комплексов в Нижневартовске, Уренгое, Сургуте? Iряд – сторонники проекта предлагают свои доводы в пользу его. IIряд – противники проекта отвергают его. IIIряд – наблюдатели, должны принять решение на основе более убедительных фактов. |
|
Доводы «за» 1. Наличие нефтегазового сырья не комплексно используемого. 2. Создание комплексов предусматривает улучшение условий жизни северян. 3. На экспорт вместо дешевых нефти и газа будет поставляться хим.продукция. |
Доводы «против» 1. Создание крупных комплексов в слабоосвоенном районе дорого. На эти средства можно переоборудовать существующие химические комбинаты. 2. В район строительства потребуется привлечь десятки тысяч человек, затраты на каждого из них в 3-7 раз превышают средства, необходимые для улучшения условий жизни людей в обжитых районах. 3. Концентрация хим.производств в одном районе ухудшает экологическую обстановку. |
Урок географии в 9 классе.
Учитель географии Лобаченко Тамара Алексеевна
ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга.
Тема: «Общая характеристика Восточной экономической зоны»
Цели:
1. Дать характеристику ЭГП, природным ресурсам, населению и хозяйству Сибири и Дальнего Востока.
2. Выявить и сформировать проблемы Восточной зоны, уметь предложить свои пути выхода и разрешения этих проблем.
Задачи:
Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме Восточный макрорегион.
Развивающая: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов). Учить выступать перед классом, анализировать карты, схемы. Развивать возможности самостоятельно овладевать практическими навыками.
Воспитательная: способствовать умению слушать выступления своих товарищей, пониманию собственных достижений, овладению культуры речи, развитие монологической речи.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Средства обучения: учебник, атлас , контурные карты.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Форма проведения: Дискуссия, деловая игра.
Ход урока:
1. Организация класса: Объявление тем, целей и установка на решение проблем.
Д/з: таблица в тетради, §
2. Обращаю внимание на тезисы к уроку:
а) «Наше богатство является причиной нашей нищеты».
б) «Богатство России прирастать Сибирью будет». М.Ломоносов.
в) «Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». С.Аксаков.
г) «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами». Д.И.Менделеев.
д) «Только расстояния и существуют в России».
Учитель:
- К этим тезисам мы будем обращаться по ходу урока.
- Работать будем в форме дискуссии, построенной на тезисах и антитезисах, решая поставленные задачи урока.
- Чтобы у вас сложилось комплексное представление об особенностях Восточной Экономической Зоны (ВЭЗ), наши выводы запишем в тетради в таблицу.
Вопросы классу:
- Что такое геополитическое положение? Какие ТПК сформировались в восточной зоне? Какие топливно-энергетические базы вы знаете в регионе?
Характеристика региона дается по плану. Ученики работают с картами, отвечая на вопросы плана.
Особенности ВЭЗ |
Пути решения |
1. ЭГП: удаленность от центра, большая площадь, суровые природные условия, выходы в Северный Ледовитый и Тихий океан (близость к АТР), транспортная ограниченность. Обращаю внимание на тот тезис, который подходит к теме. Тезис (д). - Сплошное бездорожье, полное отсутствие автодорог, только вездеходы; сезонные дороги «зимники». |
а) Использовать СМ путь для прохождения иностранных судов к странам АТР, вырученные средства вложить в строительство новых магистралей и портов. б) Создание новых видов транспорта на воздушной подушке, спутниковая связь для подключения к ЭВМ крупнейших районов, т.е. дистанционная компьютеризация. в) Построенный БАМ и Амуро-Якутскую магистраль использовать полнее.
|
2. Природные ресурсы. Богатство самыми разнообразными ресурсами: нефть, газ, уголь, золото, алмазы, никель, уран, олово, лес, гидроресурсы. - Какой тезис подходит? (б), антитезис (а). - Дороговизна природных ресурсов пример: 20% мировых запасов нефти. Но одна нефтяная скважина в Ираке, ОАЭ дает в сутки 800-5000т., в России – 3т. И обходится в 4-7 долларов за 1т.в ОАЭ, в Северном море – 75-100 долларов, у нас - 126 долларов – на мировом рынке продается по 132 доллара. В России бездействует 32тыс. нефтяных скважин, из них 25тыс. в Западной Сибири. |
Новые технологии добычи, инвестиции в разработку новейших технологий и новых месторождений. |
3. Трудовые ресурсы. Ограниченная обеспеченность трудовыми ресурсами. |
Материальная заинтересованность, новые методы строительства, т.е. монтаж домов из уже изготовленных строительных комплексов. |
4. Проблемы организации хозяйства. Тезис (г). - Я дала 3 ученикам опережающее задание. Каждый из них подготовил сообщение о производственной проблеме З.Сибири, В.Сибири и Д.Востока. - З.Сибирь – предприятия Кузбасса (экспорт угля и металла снизился). - В.Сибирь – 1) алюминиевые заводы в Братске и Красноярске, Саянске и Шелихове работают по принципу «толлинга». 2) Концерн «Норильский никель». 3) Алмазодобывающие предприятия Якутии – эффективны, чего нельзя сказать о добыче золота. 4) Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная – трудности с ростом цен на транспорт. Д.Восток – экономические проблемы связанны с переориентацией внешних связей района. «Замкнутость хозяйства». |
1) Создание ТПК. 2) Создание совместных предприятий с иностранными фирмами. 3) Создание свободных экономических зон (на Сахалине, во Владивостоке, Хабаровске). 4) Переориентация экономики на перерабатывающие отрасли: энергоемкие, химическую промышленность, нефтехимию, микробиологию, целлюлозно-бумажную, мало-трудоемкое машиностроение. Зона не может развиваться только за счет добывающих отраслей. Использование новейших технологий, комплексная переработка ресурсов, создание СЭЗ, привлечение инициативных талантливых людей, внешние связи с АТР, создание научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке: технополисов (в Новосибирске Академгородок) |
Деловая игра.Приложение 1. |
|
5. Экологические проблемы: легко ранимая северная природа. |
Комплексно использовать природные ресурсы, экологически чистые предприятия, закрепить использование тяжелой техники. |
6. Проблемы народов Севера. - Традиционное занятия северных народов – оленеводство, охотничий промысел – предполагали кочевой образ жизни. Пытались сориентировать северян на оседлость. Результаты не всегда благоприятные. Как совместить технологию оленеводства с возможностью получать образование? |
а) Оставить нетронутыми пастбища выпаса оленей. б) Школы – интернаты. |
Подведем итог о перспективе развития Сибири.
- Если не будет сделано то, что предложено выше, что будет и что оставила после себя сегодняшняя цивилизация. Что дает нефть и газ народам севера? 5% поселков Севера газифицировано, 9% имеют водопровод, 0,8% центральное отопление. Ущерб хозяйству оценивается в 10 млрд.долл., останутся 1500 отработанных скважин, лесные пожары, вездеходы и тягачи разрушают растительный покров.
- Сибирь! Леса и горы скопом,
Земли довольно, чтоб на ней
Раздаться вширь пяти Европам
Со всею музыкой своей.
Край, где несметный клад
заложен,
Под слоем – слой мощней
вдвойне.
Иной еще не потревожен,
Как данный лёд на глубине.
А.Т.Твардовский «За далью-даль».
Приложение 1.
Деловая игра |
|
- Как вы относитесь к совместным с зарубежными компаниями проектам создания нефтехимических комплексов в Нижневартовске, Уренгое, Сургуте? Iряд – сторонники проекта предлагают свои доводы в пользу его. IIряд – противники проекта отвергают его. IIIряд – наблюдатели, должны принять решение на основе более убедительных фактов. |
|
Доводы «за» 1. Наличие нефтегазового сырья не комплексно используемого. 2. Создание комплексов предусматривает улучшение условий жизни северян. 3. На экспорт вместо дешевых нефти и газа будет поставляться хим.продукция. |
Доводы «против» 1. Создание крупных комплексов в слабоосвоенном районе дорого. На эти средства можно переоборудовать существующие химические комбинаты. 2. В район строительства потребуется привлечь десятки тысяч человек, затраты на каждого из них в 3-7 раз превышают средства, необходимые для улучшения условий жизни людей в обжитых районах. 3. Концентрация хим.производств в одном районе ухудшает экологическую обстановку. |
Урок географии в 9 классе.
Учитель географии Лобаченко Тамара Алексеевна
ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга.
Тема: «Общая характеристика Восточной экономической зоны»
Цели:
1. Дать характеристику ЭГП, природным ресурсам, населению и хозяйству Сибири и Дальнего Востока.
2. Выявить и сформировать проблемы Восточной зоны, уметь предложить свои пути выхода и разрешения этих проблем.
Задачи:
Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме Восточный макрорегион.
Развивающая: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов). Учить выступать перед классом, анализировать карты, схемы. Развивать возможности самостоятельно овладевать практическими навыками.
Воспитательная: способствовать умению слушать выступления своих товарищей, пониманию собственных достижений, овладению культуры речи, развитие монологической речи.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Средства обучения: учебник, атлас , контурные карты.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Форма проведения: Дискуссия, деловая игра.
Ход урока:
1. Организация класса: Объявление тем, целей и установка на решение проблем.
Д/з: таблица в тетради, §
2. Обращаю внимание на тезисы к уроку:
а) «Наше богатство является причиной нашей нищеты».
б) «Богатство России прирастать Сибирью будет». М.Ломоносов.
в) «Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». С.Аксаков.
г) «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами». Д.И.Менделеев.
д) «Только расстояния и существуют в России».
Учитель:
- К этим тезисам мы будем обращаться по ходу урока.
- Работать будем в форме дискуссии, построенной на тезисах и антитезисах, решая поставленные задачи урока.
- Чтобы у вас сложилось комплексное представление об особенностях Восточной Экономической Зоны (ВЭЗ), наши выводы запишем в тетради в таблицу.
Вопросы классу:
- Что такое геополитическое положение? Какие ТПК сформировались в восточной зоне? Какие топливно-энергетические базы вы знаете в регионе?
Характеристика региона дается по плану. Ученики работают с картами, отвечая на вопросы плана.
Особенности ВЭЗ |
Пути решения |
1. ЭГП: удаленность от центра, большая площадь, суровые природные условия, выходы в Северный Ледовитый и Тихий океан (близость к АТР), транспортная ограниченность. Обращаю внимание на тот тезис, который подходит к теме. Тезис (д). - Сплошное бездорожье, полное отсутствие автодорог, только вездеходы; сезонные дороги «зимники». |
а) Использовать СМ путь для прохождения иностранных судов к странам АТР, вырученные средства вложить в строительство новых магистралей и портов. б) Создание новых видов транспорта на воздушной подушке, спутниковая связь для подключения к ЭВМ крупнейших районов, т.е. дистанционная компьютеризация. в) Построенный БАМ и Амуро-Якутскую магистраль использовать полнее.
|
2. Природные ресурсы. Богатство самыми разнообразными ресурсами: нефть, газ, уголь, золото, алмазы, никель, уран, олово, лес, гидроресурсы. - Какой тезис подходит? (б), антитезис (а). - Дороговизна природных ресурсов пример: 20% мировых запасов нефти. Но одна нефтяная скважина в Ираке, ОАЭ дает в сутки 800-5000т., в России – 3т. И обходится в 4-7 долларов за 1т.в ОАЭ, в Северном море – 75-100 долларов, у нас - 126 долларов – на мировом рынке продается по 132 доллара. В России бездействует 32тыс. нефтяных скважин, из них 25тыс. в Западной Сибири. |
Новые технологии добычи, инвестиции в разработку новейших технологий и новых месторождений. |
3. Трудовые ресурсы. Ограниченная обеспеченность трудовыми ресурсами. |
Материальная заинтересованность, новые методы строительства, т.е. монтаж домов из уже изготовленных строительных комплексов. |
4. Проблемы организации хозяйства. Тезис (г). - Я дала 3 ученикам опережающее задание. Каждый из них подготовил сообщение о производственной проблеме З.Сибири, В.Сибири и Д.Востока. - З.Сибирь – предприятия Кузбасса (экспорт угля и металла снизился). - В.Сибирь – 1) алюминиевые заводы в Братске и Красноярске, Саянске и Шелихове работают по принципу «толлинга». 2) Концерн «Норильский никель». 3) Алмазодобывающие предприятия Якутии – эффективны, чего нельзя сказать о добыче золота. 4) Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная – трудности с ростом цен на транспорт. Д.Восток – экономические проблемы связанны с переориентацией внешних связей района. «Замкнутость хозяйства». |
1) Создание ТПК. 2) Создание совместных предприятий с иностранными фирмами. 3) Создание свободных экономических зон (на Сахалине, во Владивостоке, Хабаровске). 4) Переориентация экономики на перерабатывающие отрасли: энергоемкие, химическую промышленность, нефтехимию, микробиологию, целлюлозно-бумажную, мало-трудоемкое машиностроение. Зона не может развиваться только за счет добывающих отраслей. Использование новейших технологий, комплексная переработка ресурсов, создание СЭЗ, привлечение инициативных талантливых людей, внешние связи с АТР, создание научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке: технополисов (в Новосибирске Академгородок) |
Деловая игра.Приложение 1. |
|
5. Экологические проблемы: легко ранимая северная природа. |
Комплексно использовать природные ресурсы, экологически чистые предприятия, закрепить использование тяжелой техники. |
6. Проблемы народов Севера. - Традиционное занятия северных народов – оленеводство, охотничий промысел – предполагали кочевой образ жизни. Пытались сориентировать северян на оседлость. Результаты не всегда благоприятные. Как совместить технологию оленеводства с возможностью получать образование? |
а) Оставить нетронутыми пастбища выпаса оленей. б) Школы – интернаты. |
Подведем итог о перспективе развития Сибири.
- Если не будет сделано то, что предложено выше, что будет и что оставила после себя сегодняшняя цивилизация. Что дает нефть и газ народам севера? 5% поселков Севера газифицировано, 9% имеют водопровод, 0,8% центральное отопление. Ущерб хозяйству оценивается в 10 млрд.долл., останутся 1500 отработанных скважин, лесные пожары, вездеходы и тягачи разрушают растительный покров.
- Сибирь! Леса и горы скопом,
Земли довольно, чтоб на ней
Раздаться вширь пяти Европам
Со всею музыкой своей.
Край, где несметный клад
заложен,
Под слоем – слой мощней
вдвойне.
Иной еще не потревожен,
Как данный лёд на глубине.
А.Т.Твардовский «За далью-даль».
Приложение 1.
Деловая игра |
|
- Как вы относитесь к совместным с зарубежными компаниями проектам создания нефтехимических комплексов в Нижневартовске, Уренгое, Сургуте? Iряд – сторонники проекта предлагают свои доводы в пользу его. IIряд – противники проекта отвергают его. IIIряд – наблюдатели, должны принять решение на основе более убедительных фактов. |
|
Доводы «за» 1. Наличие нефтегазового сырья не комплексно используемого. 2. Создание комплексов предусматривает улучшение условий жизни северян. 3. На экспорт вместо дешевых нефти и газа будет поставляться хим.продукция. |
Доводы «против» 1. Создание крупных комплексов в слабоосвоенном районе дорого. На эти средства можно переоборудовать существующие химические комбинаты. 2. В район строительства потребуется привлечь десятки тысяч человек, затраты на каждого из них в 3-7 раз превышают средства, необходимые для улучшения условий жизни людей в обжитых районах. 3. Концентрация хим.производств в одном районе ухудшает экологическую обстановку. |
Урок географии в 9 классе.
Учитель географии Лобаченко Тамара Алексеевна
ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга.
Тема: «Общая характеристика Восточной экономической зоны»
Цели:
1. Дать характеристику ЭГП, природным ресурсам, населению и хозяйству Сибири и Дальнего Востока.
2. Выявить и сформировать проблемы Восточной зоны, уметь предложить свои пути выхода и разрешения этих проблем.
Задачи:
Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме Восточный макрорегион.
Развивающая: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов). Учить выступать перед классом, анализировать карты, схемы. Развивать возможности самостоятельно овладевать практическими навыками.
Воспитательная: способствовать умению слушать выступления своих товарищей, пониманию собственных достижений, овладению культуры речи, развитие монологической речи.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Средства обучения: учебник, атлас , контурные карты.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Форма проведения: Дискуссия, деловая игра.
Ход урока:
1. Организация класса: Объявление тем, целей и установка на решение проблем.
Д/з: таблица в тетради, §
2. Обращаю внимание на тезисы к уроку:
а) «Наше богатство является причиной нашей нищеты».
б) «Богатство России прирастать Сибирью будет». М.Ломоносов.
в) «Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». С.Аксаков.
г) «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами». Д.И.Менделеев.
д) «Только расстояния и существуют в России».
Учитель:
- К этим тезисам мы будем обращаться по ходу урока.
- Работать будем в форме дискуссии, построенной на тезисах и антитезисах, решая поставленные задачи урока.
- Чтобы у вас сложилось комплексное представление об особенностях Восточной Экономической Зоны (ВЭЗ), наши выводы запишем в тетради в таблицу.
Вопросы классу:
- Что такое геополитическое положение? Какие ТПК сформировались в восточной зоне? Какие топливно-энергетические базы вы знаете в регионе?
Характеристика региона дается по плану. Ученики работают с картами, отвечая на вопросы плана.
Особенности ВЭЗ |
Пути решения |
1. ЭГП: удаленность от центра, большая площадь, суровые природные условия, выходы в Северный Ледовитый и Тихий океан (близость к АТР), транспортная ограниченность. Обращаю внимание на тот тезис, который подходит к теме. Тезис (д). - Сплошное бездорожье, полное отсутствие автодорог, только вездеходы; сезонные дороги «зимники». |
а) Использовать СМ путь для прохождения иностранных судов к странам АТР, вырученные средства вложить в строительство новых магистралей и портов. б) Создание новых видов транспорта на воздушной подушке, спутниковая связь для подключения к ЭВМ крупнейших районов, т.е. дистанционная компьютеризация. в) Построенный БАМ и Амуро-Якутскую магистраль использовать полнее.
|
2. Природные ресурсы. Богатство самыми разнообразными ресурсами: нефть, газ, уголь, золото, алмазы, никель, уран, олово, лес, гидроресурсы. - Какой тезис подходит? (б), антитезис (а). - Дороговизна природных ресурсов пример: 20% мировых запасов нефти. Но одна нефтяная скважина в Ираке, ОАЭ дает в сутки 800-5000т., в России – 3т. И обходится в 4-7 долларов за 1т.в ОАЭ, в Северном море – 75-100 долларов, у нас - 126 долларов – на мировом рынке продается по 132 доллара. В России бездействует 32тыс. нефтяных скважин, из них 25тыс. в Западной Сибири. |
Новые технологии добычи, инвестиции в разработку новейших технологий и новых месторождений. |
3. Трудовые ресурсы. Ограниченная обеспеченность трудовыми ресурсами. |
Материальная заинтересованность, новые методы строительства, т.е. монтаж домов из уже изготовленных строительных комплексов. |
4. Проблемы организации хозяйства. Тезис (г). - Я дала 3 ученикам опережающее задание. Каждый из них подготовил сообщение о производственной проблеме З.Сибири, В.Сибири и Д.Востока. - З.Сибирь – предприятия Кузбасса (экспорт угля и металла снизился). - В.Сибирь – 1) алюминиевые заводы в Братске и Красноярске, Саянске и Шелихове работают по принципу «толлинга». 2) Концерн «Норильский никель». 3) Алмазодобывающие предприятия Якутии – эффективны, чего нельзя сказать о добыче золота. 4) Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная – трудности с ростом цен на транспорт. Д.Восток – экономические проблемы связанны с переориентацией внешних связей района. «Замкнутость хозяйства». |
1) Создание ТПК. 2) Создание совместных предприятий с иностранными фирмами. 3) Создание свободных экономических зон (на Сахалине, во Владивостоке, Хабаровске). 4) Переориентация экономики на перерабатывающие отрасли: энергоемкие, химическую промышленность, нефтехимию, микробиологию, целлюлозно-бумажную, мало-трудоемкое машиностроение. Зона не может развиваться только за счет добывающих отраслей. Использование новейших технологий, комплексная переработка ресурсов, создание СЭЗ, привлечение инициативных талантливых людей, внешние связи с АТР, создание научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке: технополисов (в Новосибирске Академгородок) |
Деловая игра.Приложение 1. |
|
5. Экологические проблемы: легко ранимая северная природа. |
Комплексно использовать природные ресурсы, экологически чистые предприятия, закрепить использование тяжелой техники. |
6. Проблемы народов Севера. - Традиционное занятия северных народов – оленеводство, охотничий промысел – предполагали кочевой образ жизни. Пытались сориентировать северян на оседлость. Результаты не всегда благоприятные. Как совместить технологию оленеводства с возможностью получать образование? |
а) Оставить нетронутыми пастбища выпаса оленей. б) Школы – интернаты. |
Подведем итог о перспективе развития Сибири.
- Если не будет сделано то, что предложено выше, что будет и что оставила после себя сегодняшняя цивилизация. Что дает нефть и газ народам севера? 5% поселков Севера газифицировано, 9% имеют водопровод, 0,8% центральное отопление. Ущерб хозяйству оценивается в 10 млрд.долл., останутся 1500 отработанных скважин, лесные пожары, вездеходы и тягачи разрушают растительный покров.
- Сибирь! Леса и горы скопом,
Земли довольно, чтоб на ней
Раздаться вширь пяти Европам
Со всею музыкой своей.
Край, где несметный клад
заложен,
Под слоем – слой мощней
вдвойне.
Иной еще не потревожен,
Как данный лёд на глубине.
А.Т.Твардовский «За далью-даль».
Приложение 1.
Деловая игра |
|
- Как вы относитесь к совместным с зарубежными компаниями проектам создания нефтехимических комплексов в Нижневартовске, Уренгое, Сургуте? Iряд – сторонники проекта предлагают свои доводы в пользу его. IIряд – противники проекта отвергают его. IIIряд – наблюдатели, должны принять решение на основе более убедительных фактов. |
|
Доводы «за» 1. Наличие нефтегазового сырья не комплексно используемого. 2. Создание комплексов предусматривает улучшение условий жизни северян. 3. На экспорт вместо дешевых нефти и газа будет поставляться хим.продукция. |
Доводы «против» 1. Создание крупных комплексов в слабоосвоенном районе дорого. На эти средства можно переоборудовать существующие химические комбинаты. 2. В район строительства потребуется привлечь десятки тысяч человек, затраты на каждого из них в 3-7 раз превышают средства, необходимые для улучшения условий жизни людей в обжитых районах. 3. Концентрация хим.производств в одном районе ухудшает экологическую обстановку. |
Урок географии в 9 классе.
Учитель географии Лобаченко Тамара Алексеевна
ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга.
Тема: «Общая характеристика Восточной экономической зоны»
Цели:
1. Дать характеристику ЭГП, природным ресурсам, населению и хозяйству Сибири и Дальнего Востока.
2. Выявить и сформировать проблемы Восточной зоны, уметь предложить свои пути выхода и разрешения этих проблем.
Задачи:
Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме Восточный макрорегион.
Развивающая: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов). Учить выступать перед классом, анализировать карты, схемы. Развивать возможности самостоятельно овладевать практическими навыками.
Воспитательная: способствовать умению слушать выступления своих товарищей, пониманию собственных достижений, овладению культуры речи, развитие монологической речи.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Средства обучения: учебник, атлас , контурные карты.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Форма проведения: Дискуссия, деловая игра.
Ход урока:
1. Организация класса: Объявление тем, целей и установка на решение проблем.
Д/з: таблица в тетради, §
2. Обращаю внимание на тезисы к уроку:
а) «Наше богатство является причиной нашей нищеты».
б) «Богатство России прирастать Сибирью будет». М.Ломоносов.
в) «Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». С.Аксаков.
г) «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами». Д.И.Менделеев.
д) «Только расстояния и существуют в России».
Учитель:
- К этим тезисам мы будем обращаться по ходу урока.
- Работать будем в форме дискуссии, построенной на тезисах и антитезисах, решая поставленные задачи урока.
- Чтобы у вас сложилось комплексное представление об особенностях Восточной Экономической Зоны (ВЭЗ), наши выводы запишем в тетради в таблицу.
Вопросы классу:
- Что такое геополитическое положение? Какие ТПК сформировались в восточной зоне? Какие топливно-энергетические базы вы знаете в регионе?
Характеристика региона дается по плану. Ученики работают с картами, отвечая на вопросы плана.
Особенности ВЭЗ |
Пути решения |
1. ЭГП: удаленность от центра, большая площадь, суровые природные условия, выходы в Северный Ледовитый и Тихий океан (близость к АТР), транспортная ограниченность. Обращаю внимание на тот тезис, который подходит к теме. Тезис (д). - Сплошное бездорожье, полное отсутствие автодорог, только вездеходы; сезонные дороги «зимники». |
а) Использовать СМ путь для прохождения иностранных судов к странам АТР, вырученные средства вложить в строительство новых магистралей и портов. б) Создание новых видов транспорта на воздушной подушке, спутниковая связь для подключения к ЭВМ крупнейших районов, т.е. дистанционная компьютеризация. в) Построенный БАМ и Амуро-Якутскую магистраль использовать полнее.
|
2. Природные ресурсы. Богатство самыми разнообразными ресурсами: нефть, газ, уголь, золото, алмазы, никель, уран, олово, лес, гидроресурсы. - Какой тезис подходит? (б), антитезис (а). - Дороговизна природных ресурсов пример: 20% мировых запасов нефти. Но одна нефтяная скважина в Ираке, ОАЭ дает в сутки 800-5000т., в России – 3т. И обходится в 4-7 долларов за 1т.в ОАЭ, в Северном море – 75-100 долларов, у нас - 126 долларов – на мировом рынке продается по 132 доллара. В России бездействует 32тыс. нефтяных скважин, из них 25тыс. в Западной Сибири. |
Новые технологии добычи, инвестиции в разработку новейших технологий и новых месторождений. |
3. Трудовые ресурсы. Ограниченная обеспеченность трудовыми ресурсами. |
Материальная заинтересованность, новые методы строительства, т.е. монтаж домов из уже изготовленных строительных комплексов. |
4. Проблемы организации хозяйства. Тезис (г). - Я дала 3 ученикам опережающее задание. Каждый из них подготовил сообщение о производственной проблеме З.Сибири, В.Сибири и Д.Востока. - З.Сибирь – предприятия Кузбасса (экспорт угля и металла снизился). - В.Сибирь – 1) алюминиевые заводы в Братске и Красноярске, Саянске и Шелихове работают по принципу «толлинга». 2) Концерн «Норильский никель». 3) Алмазодобывающие предприятия Якутии – эффективны, чего нельзя сказать о добыче золота. 4) Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная – трудности с ростом цен на транспорт. Д.Восток – экономические проблемы связанны с переориентацией внешних связей района. «Замкнутость хозяйства». |
1) Создание ТПК. 2) Создание совместных предприятий с иностранными фирмами. 3) Создание свободных экономических зон (на Сахалине, во Владивостоке, Хабаровске). 4) Переориентация экономики на перерабатывающие отрасли: энергоемкие, химическую промышленность, нефтехимию, микробиологию, целлюлозно-бумажную, мало-трудоемкое машиностроение. Зона не может развиваться только за счет добывающих отраслей. Использование новейших технологий, комплексная переработка ресурсов, создание СЭЗ, привлечение инициативных талантливых людей, внешние связи с АТР, создание научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке: технополисов (в Новосибирске Академгородок) |
Деловая игра.Приложение 1. |
|
5. Экологические проблемы: легко ранимая северная природа. |
Комплексно использовать природные ресурсы, экологически чистые предприятия, закрепить использование тяжелой техники. |
6. Проблемы народов Севера. - Традиционное занятия северных народов – оленеводство, охотничий промысел – предполагали кочевой образ жизни. Пытались сориентировать северян на оседлость. Результаты не всегда благоприятные. Как совместить технологию оленеводства с возможностью получать образование? |
а) Оставить нетронутыми пастбища выпаса оленей. б) Школы – интернаты. |
Подведем итог о перспективе развития Сибири.
- Если не будет сделано то, что предложено выше, что будет и что оставила после себя сегодняшняя цивилизация. Что дает нефть и газ народам севера? 5% поселков Севера газифицировано, 9% имеют водопровод, 0,8% центральное отопление. Ущерб хозяйству оценивается в 10 млрд.долл., останутся 1500 отработанных скважин, лесные пожары, вездеходы и тягачи разрушают растительный покров.
- Сибирь! Леса и горы скопом,
Земли довольно, чтоб на ней
Раздаться вширь пяти Европам
Со всею музыкой своей.
Край, где несметный клад
заложен,
Под слоем – слой мощней
вдвойне.
Иной еще не потревожен,
Как данный лёд на глубине.
А.Т.Твардовский «За далью-даль».
Приложение 1.
Деловая игра |
|
- Как вы относитесь к совместным с зарубежными компаниями проектам создания нефтехимических комплексов в Нижневартовске, Уренгое, Сургуте? Iряд – сторонники проекта предлагают свои доводы в пользу его. IIряд – противники проекта отвергают его. IIIряд – наблюдатели, должны принять решение на основе более убедительных фактов. |
|
Доводы «за» 1. Наличие нефтегазового сырья не комплексно используемого. 2. Создание комплексов предусматривает улучшение условий жизни северян. 3. На экспорт вместо дешевых нефти и газа будет поставляться хим.продукция. |
Доводы «против» 1. Создание крупных комплексов в слабоосвоенном районе дорого. На эти средства можно переоборудовать существующие химические комбинаты. 2. В район строительства потребуется привлечь десятки тысяч человек, затраты на каждого из них в 3-7 раз превышают средства, необходимые для улучшения условий жизни людей в обжитых районах. 3. Концентрация хим.производств в одном районе ухудшает экологическую обстановку. |
Урок географии в 9 классе.
Учитель географии Лобаченко Тамара Алексеевна
ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга.
Тема: «Общая характеристика Восточной экономической зоны»
Цели:
1. Дать характеристику ЭГП, природным ресурсам, населению и хозяйству Сибири и Дальнего Востока.
2. Выявить и сформировать проблемы Восточной зоны, уметь предложить свои пути выхода и разрешения этих проблем.
Задачи:
Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме Восточный макрорегион.
Развивающая: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов). Учить выступать перед классом, анализировать карты, схемы. Развивать возможности самостоятельно овладевать практическими навыками.
Воспитательная: способствовать умению слушать выступления своих товарищей, пониманию собственных достижений, овладению культуры речи, развитие монологической речи.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Средства обучения: учебник, атлас , контурные карты.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Форма проведения: Дискуссия, деловая игра.
Ход урока:
1. Организация класса: Объявление тем, целей и установка на решение проблем.
Д/з: таблица в тетради, §
2. Обращаю внимание на тезисы к уроку:
а) «Наше богатство является причиной нашей нищеты».
б) «Богатство России прирастать Сибирью будет». М.Ломоносов.
в) «Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». С.Аксаков.
г) «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами». Д.И.Менделеев.
д) «Только расстояния и существуют в России».
Учитель:
- К этим тезисам мы будем обращаться по ходу урока.
- Работать будем в форме дискуссии, построенной на тезисах и антитезисах, решая поставленные задачи урока.
- Чтобы у вас сложилось комплексное представление об особенностях Восточной Экономической Зоны (ВЭЗ), наши выводы запишем в тетради в таблицу.
Вопросы классу:
- Что такое геополитическое положение? Какие ТПК сформировались в восточной зоне? Какие топливно-энергетические базы вы знаете в регионе?
Характеристика региона дается по плану. Ученики работают с картами, отвечая на вопросы плана.
Особенности ВЭЗ |
Пути решения |
1. ЭГП: удаленность от центра, большая площадь, суровые природные условия, выходы в Северный Ледовитый и Тихий океан (близость к АТР), транспортная ограниченность. Обращаю внимание на тот тезис, который подходит к теме. Тезис (д). - Сплошное бездорожье, полное отсутствие автодорог, только вездеходы; сезонные дороги «зимники». |
а) Использовать СМ путь для прохождения иностранных судов к странам АТР, вырученные средства вложить в строительство новых магистралей и портов. б) Создание новых видов транспорта на воздушной подушке, спутниковая связь для подключения к ЭВМ крупнейших районов, т.е. дистанционная компьютеризация. в) Построенный БАМ и Амуро-Якутскую магистраль использовать полнее.
|
2. Природные ресурсы. Богатство самыми разнообразными ресурсами: нефть, газ, уголь, золото, алмазы, никель, уран, олово, лес, гидроресурсы. - Какой тезис подходит? (б), антитезис (а). - Дороговизна природных ресурсов пример: 20% мировых запасов нефти. Но одна нефтяная скважина в Ираке, ОАЭ дает в сутки 800-5000т., в России – 3т. И обходится в 4-7 долларов за 1т.в ОАЭ, в Северном море – 75-100 долларов, у нас - 126 долларов – на мировом рынке продается по 132 доллара. В России бездействует 32тыс. нефтяных скважин, из них 25тыс. в Западной Сибири. |
Новые технологии добычи, инвестиции в разработку новейших технологий и новых месторождений. |
3. Трудовые ресурсы. Ограниченная обеспеченность трудовыми ресурсами. |
Материальная заинтересованность, новые методы строительства, т.е. монтаж домов из уже изготовленных строительных комплексов. |
4. Проблемы организации хозяйства. Тезис (г). - Я дала 3 ученикам опережающее задание. Каждый из них подготовил сообщение о производственной проблеме З.Сибири, В.Сибири и Д.Востока. - З.Сибирь – предприятия Кузбасса (экспорт угля и металла снизился). - В.Сибирь – 1) алюминиевые заводы в Братске и Красноярске, Саянске и Шелихове работают по принципу «толлинга». 2) Концерн «Норильский никель». 3) Алмазодобывающие предприятия Якутии – эффективны, чего нельзя сказать о добыче золота. 4) Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная – трудности с ростом цен на транспорт. Д.Восток – экономические проблемы связанны с переориентацией внешних связей района. «Замкнутость хозяйства». |
1) Создание ТПК. 2) Создание совместных предприятий с иностранными фирмами. 3) Создание свободных экономических зон (на Сахалине, во Владивостоке, Хабаровске). 4) Переориентация экономики на перерабатывающие отрасли: энергоемкие, химическую промышленность, нефтехимию, микробиологию, целлюлозно-бумажную, мало-трудоемкое машиностроение. Зона не может развиваться только за счет добывающих отраслей. Использование новейших технологий, комплексная переработка ресурсов, создание СЭЗ, привлечение инициативных талантливых людей, внешние связи с АТР, создание научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке: технополисов (в Новосибирске Академгородок) |
Деловая игра.Приложение 1. |
|
5. Экологические проблемы: легко ранимая северная природа. |
Комплексно использовать природные ресурсы, экологически чистые предприятия, закрепить использование тяжелой техники. |
6. Проблемы народов Севера. - Традиционное занятия северных народов – оленеводство, охотничий промысел – предполагали кочевой образ жизни. Пытались сориентировать северян на оседлость. Результаты не всегда благоприятные. Как совместить технологию оленеводства с возможностью получать образование? |
а) Оставить нетронутыми пастбища выпаса оленей. б) Школы – интернаты. |
Подведем итог о перспективе развития Сибири.
- Если не будет сделано то, что предложено выше, что будет и что оставила после себя сегодняшняя цивилизация. Что дает нефть и газ народам севера? 5% поселков Севера газифицировано, 9% имеют водопровод, 0,8% центральное отопление. Ущерб хозяйству оценивается в 10 млрд.долл., останутся 1500 отработанных скважин, лесные пожары, вездеходы и тягачи разрушают растительный покров.
- Сибирь! Леса и горы скопом,
Земли довольно, чтоб на ней
Раздаться вширь пяти Европам
Со всею музыкой своей.
Край, где несметный клад
заложен,
Под слоем – слой мощней
вдвойне.
Иной еще не потревожен,
Как данный лёд на глубине.
А.Т.Твардовский «За далью-даль».
Приложение 1.
Деловая игра |
|
- Как вы относитесь к совместным с зарубежными компаниями проектам создания нефтехимических комплексов в Нижневартовске, Уренгое, Сургуте? Iряд – сторонники проекта предлагают свои доводы в пользу его. IIряд – противники проекта отвергают его. IIIряд – наблюдатели, должны принять решение на основе более убедительных фактов. |
|
Доводы «за» 1. Наличие нефтегазового сырья не комплексно используемого. 2. Создание комплексов предусматривает улучшение условий жизни северян. 3. На экспорт вместо дешевых нефти и газа будет поставляться хим.продукция. |
Доводы «против» 1. Создание крупных комплексов в слабоосвоенном районе дорого. На эти средства можно переоборудовать существующие химические комбинаты. 2. В район строительства потребуется привлечь десятки тысяч человек, затраты на каждого из них в 3-7 раз превышают средства, необходимые для улучшения условий жизни людей в обжитых районах. 3. Концентрация хим.производств в одном районе ухудшает экологическую обстановку. |
Урок географии в 9 классе.
Учитель географии Лобаченко Тамара Алексеевна
ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга.
Тема: «Общая характеристика Восточной экономической зоны»
Цели:
1. Дать характеристику ЭГП, природным ресурсам, населению и хозяйству Сибири и Дальнего Востока.
2. Выявить и сформировать проблемы Восточной зоны, уметь предложить свои пути выхода и разрешения этих проблем.
Задачи:
Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме Восточный макрорегион.
Развивающая: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов). Учить выступать перед классом, анализировать карты, схемы. Развивать возможности самостоятельно овладевать практическими навыками.
Воспитательная: способствовать умению слушать выступления своих товарищей, пониманию собственных достижений, овладению культуры речи, развитие монологической речи.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Средства обучения: учебник, атлас , контурные карты.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Форма проведения: Дискуссия, деловая игра.
Ход урока:
1. Организация класса: Объявление тем, целей и установка на решение проблем.
Д/з: таблица в тетради, §
2. Обращаю внимание на тезисы к уроку:
а) «Наше богатство является причиной нашей нищеты».
б) «Богатство России прирастать Сибирью будет». М.Ломоносов.
в) «Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». С.Аксаков.
г) «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами». Д.И.Менделеев.
д) «Только расстояния и существуют в России».
Учитель:
- К этим тезисам мы будем обращаться по ходу урока.
- Работать будем в форме дискуссии, построенной на тезисах и антитезисах, решая поставленные задачи урока.
- Чтобы у вас сложилось комплексное представление об особенностях Восточной Экономической Зоны (ВЭЗ), наши выводы запишем в тетради в таблицу.
Вопросы классу:
- Что такое геополитическое положение? Какие ТПК сформировались в восточной зоне? Какие топливно-энергетические базы вы знаете в регионе?
Характеристика региона дается по плану. Ученики работают с картами, отвечая на вопросы плана.
Особенности ВЭЗ |
Пути решения |
1. ЭГП: удаленность от центра, большая площадь, суровые природные условия, выходы в Северный Ледовитый и Тихий океан (близость к АТР), транспортная ограниченность. Обращаю внимание на тот тезис, который подходит к теме. Тезис (д). - Сплошное бездорожье, полное отсутствие автодорог, только вездеходы; сезонные дороги «зимники». |
а) Использовать СМ путь для прохождения иностранных судов к странам АТР, вырученные средства вложить в строительство новых магистралей и портов. б) Создание новых видов транспорта на воздушной подушке, спутниковая связь для подключения к ЭВМ крупнейших районов, т.е. дистанционная компьютеризация. в) Построенный БАМ и Амуро-Якутскую магистраль использовать полнее.
|
2. Природные ресурсы. Богатство самыми разнообразными ресурсами: нефть, газ, уголь, золото, алмазы, никель, уран, олово, лес, гидроресурсы. - Какой тезис подходит? (б), антитезис (а). - Дороговизна природных ресурсов пример: 20% мировых запасов нефти. Но одна нефтяная скважина в Ираке, ОАЭ дает в сутки 800-5000т., в России – 3т. И обходится в 4-7 долларов за 1т.в ОАЭ, в Северном море – 75-100 долларов, у нас - 126 долларов – на мировом рынке продается по 132 доллара. В России бездействует 32тыс. нефтяных скважин, из них 25тыс. в Западной Сибири. |
Новые технологии добычи, инвестиции в разработку новейших технологий и новых месторождений. |
3. Трудовые ресурсы. Ограниченная обеспеченность трудовыми ресурсами. |
Материальная заинтересованность, новые методы строительства, т.е. монтаж домов из уже изготовленных строительных комплексов. |
4. Проблемы организации хозяйства. Тезис (г). - Я дала 3 ученикам опережающее задание. Каждый из них подготовил сообщение о производственной проблеме З.Сибири, В.Сибири и Д.Востока. - З.Сибирь – предприятия Кузбасса (экспорт угля и металла снизился). - В.Сибирь – 1) алюминиевые заводы в Братске и Красноярске, Саянске и Шелихове работают по принципу «толлинга». 2) Концерн «Норильский никель». 3) Алмазодобывающие предприятия Якутии – эффективны, чего нельзя сказать о добыче золота. 4) Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная – трудности с ростом цен на транспорт. Д.Восток – экономические проблемы связанны с переориентацией внешних связей района. «Замкнутость хозяйства». |
1) Создание ТПК. 2) Создание совместных предприятий с иностранными фирмами. 3) Создание свободных экономических зон (на Сахалине, во Владивостоке, Хабаровске). 4) Переориентация экономики на перерабатывающие отрасли: энергоемкие, химическую промышленность, нефтехимию, микробиологию, целлюлозно-бумажную, мало-трудоемкое машиностроение. Зона не может развиваться только за счет добывающих отраслей. Использование новейших технологий, комплексная переработка ресурсов, создание СЭЗ, привлечение инициативных талантливых людей, внешние связи с АТР, создание научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке: технополисов (в Новосибирске Академгородок) |
Деловая игра.Приложение 1. |
|
5. Экологические проблемы: легко ранимая северная природа. |
Комплексно использовать природные ресурсы, экологически чистые предприятия, закрепить использование тяжелой техники. |
6. Проблемы народов Севера. - Традиционное занятия северных народов – оленеводство, охотничий промысел – предполагали кочевой образ жизни. Пытались сориентировать северян на оседлость. Результаты не всегда благоприятные. Как совместить технологию оленеводства с возможностью получать образование? |
а) Оставить нетронутыми пастбища выпаса оленей. б) Школы – интернаты. |
Подведем итог о перспективе развития Сибири.
- Если не будет сделано то, что предложено выше, что будет и что оставила после себя сегодняшняя цивилизация. Что дает нефть и газ народам севера? 5% поселков Севера газифицировано, 9% имеют водопровод, 0,8% центральное отопление. Ущерб хозяйству оценивается в 10 млрд.долл., останутся 1500 отработанных скважин, лесные пожары, вездеходы и тягачи разрушают растительный покров.
- Сибирь! Леса и горы скопом,
Земли довольно, чтоб на ней
Раздаться вширь пяти Европам
Со всею музыкой своей.
Край, где несметный клад
заложен,
Под слоем – слой мощней
вдвойне.
Иной еще не потревожен,
Как данный лёд на глубине.
А.Т.Твардовский «За далью-даль».
Приложение 1.
Деловая игра |
|
- Как вы относитесь к совместным с зарубежными компаниями проектам создания нефтехимических комплексов в Нижневартовске, Уренгое, Сургуте? Iряд – сторонники проекта предлагают свои доводы в пользу его. IIряд – противники проекта отвергают его. IIIряд – наблюдатели, должны принять решение на основе более убедительных фактов. |
|
Доводы «за» 1. Наличие нефтегазового сырья не комплексно используемого. 2. Создание комплексов предусматривает улучшение условий жизни северян. 3. На экспорт вместо дешевых нефти и газа будет поставляться хим.продукция. |
Доводы «против» 1. Создание крупных комплексов в слабоосвоенном районе дорого. На эти средства можно переоборудовать существующие химические комбинаты. 2. В район строительства потребуется привлечь десятки тысяч человек, затраты на каждого из них в 3-7 раз превышают средства, необходимые для улучшения условий жизни людей в обжитых районах. 3. Концентрация хим.производств в одном районе ухудшает экологическую обстановку. |