Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация проведения практических работ
в школьном курсе географии с учетом
требований ФГОС 

Мамонтова Елена Марьяновна, 
учитель географии ГБОУ школа № 20
Невского района Санкт-Петербурга
  1. Введение.
  2. Классификация практических работ по географии.
  3. Общие требования к организации практическим работам по географии.
  4. Организация практических работ на уроках географии курса География.
  5. Физическая география»  Выводы.
  6. Рекомендации.
  7. Заключение.
  8. Список используемых источников.  

1. Введение.  
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением учеников ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД). Поэтому задача учителя - научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться.
География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающимися практических работ.
Практическая работа – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т.п.
Таким образом, практические работы в географии - важный метод достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения, а также решение одной из задач современного образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающегося, обеспечивающей такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
  1. Классификация практических работ по географии.
Одним из наиболее популярных оснований классификации практических работ по географии является уровень познавательной самостоятельности учащихся:
  • репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;
  • частично-поисковый - предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;
  • творческий - учащиеся проявляют творчество, фантазию при выполнении работ. Это могут быть работы, выполненные в виде презентаций, различных проектов, творческих отчётов и т.п.
 
При этом нередко выпускается из виду важная особенность проведения работы, которую можно назвать степенью познавательной самостоятельности. Например, ученик работает индивидуально, но при этом выполняет работу:
  • по предоставленному ему учителем готовому плану;
  • после предварительной инструкции: как, что и в какой последовательности делать;
  • обращаясь к учителю с вопросами по мере необходимости и всякий раз получая необходимую помощь.
По месту выполнения практические работы классифицируются:
  • классные - выполняются непосредственно в классе;
  • домашние работы- выполняются дома, в библиотеке;
  • на местности – это практические работы в 5-6 классе, где необходимо провести глазомерную съёмку, определить стороны горизонта, провести нивелирование холма и другие.
Для проведения практической работы не всегда необходим целый урок. Например, для обучающихся и тренировочных работ бывает достаточно выделить от 5 до 7 минут, а на проведение итоговой работы – от 15 до 20 минут учебного времени. В этом плане целесообразно классифицировать работы с точки зрения их продолжительности:
  • небольшие (до 5 минут) – определение по карте координат какой-либо точки, знание условных знаков;
  • на весь урок или его часть – групповые задания, задания по карте (описание объектов природы);
  • длительные – это в основном домашние задания, требующие поиска дополнительного материала и оформления работ (компьютерные презентации).
Как сказано выше, для проведения практической работы не всегда целесообразно выделять целый урок, поскольку процесс деятельности происходит неразрывно с овладением знаниями. Наряду с этим, учителю при планировании практических работ целесообразно выделять специальные уроки, уроки-практикумы. Они ориентированы на обучение приёмам и способам практической деятельности, на совершенствование и закрепление умений, а также проверку (контроль) уровня овладения школьниками теми или иными учебными действиями.
Возможно выделение видов работ по источнику информации. Здесь необходимо уточнить, что под информацией понимается сообщение, осведомление, сведения о чем-либо, в то время как знаниями является отражение объективной действительности в сознании человека. Иными словами, можно иметь информацию, но не обладать знаниями. Среди современных школьников встречаются хорошо информированные, но мало знающие.
Источники информации, как потенциальные источники знаний, можно разделить на текстовые и нетекстовые.
Ученики могут работать с учебными, художественными, научными и научно-популярными текстами, представленными как в печатном виде, так и на электронном носителе.
Среди многочисленных нетекстовых источников знаний можно выделить картографические: глобусы, планы местности, карты (в том числе мультимедийные) и атласы, картограммы и картодиаграммы;
  • статистические материалы;
  • натуральные объекты, например образцы горных пород, гербарии;
  • изобразительные средства: учебные рисунки, фотографии (в том числе космические) или слайды, представляющие собой реальные изображения объектов и явлений, видеоизображения, художественные живописные произведения и их репродукции, другие произведения искусства;
  • графические источники информации: графики, диаграммы, климатограммы, розы ветров;
  • сама местность, выбранная для проведения практических занятий, может служить источником новых знаний.
В качестве самостоятельного источника информации условности можно назвать веб-сайты, в содержании которых текст и нетекстовые компоненты взаимно дополняют друг друга.
Приборы (термометры, барометры и прочее), применяемые для получения статистических данных, являются средствами обучения географии.
Подбор источника информации, способного обеспечить учащихся необходимыми знаниями на доступном им уровне восприятия, — один из самых сложных организационных вопросов подготовки практической работы, так как от наличия такого источника и от реальной возможности обеспечить ими учеников во многом зависит и содержание, и форма проведения работы.
Практические работы различаются и по представлению материала (устное объяснение, письменное изложение в виде географического описания, таблицы, картосхемы, графического оформления статистических данных, презентационных материалов и т.п.).
В практике обучения географии наиболее востребована классификация практических работ по уровню усвоения учащимися географических умений.
По уровню усвоения учащимися географических умений выделяют обучающие, тренировочные и итоговые работы.
Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формирует задания для первичного закрепления действий учащимися.
Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель.
Во время изучения учебной темы учащиеся выполняют обучающие и тренировочные практические работы. Количество учебных тренировочных практических работ определяется учителем исходя из конкретных условий обучения: программы и учебника, по которому осуществляется обучение; уровня подготовки учащихся данного класса (даже внутри одной параллели) с учетом уровней подготовки отдельных учащихся; фактического времени на обучение. Оценки, в том числе отметки в журнал, за обучающие практические работы ставятся по усмотрению учителя. В данном случае отметка не являются единственной формой оценки. Не у всех, не всегда и не с первого раза получаются точные описания, грамотные характеристики, «устанавливаются» причинно-следственные связи и т.д., поэтому вовсе не обязательно оценивать отметкой всякий неудавшийся ответ, потому что в таком случае вариантов отметки не много — «2» или «З». Ученик имеет право на ошибку, которую он совершает именно в период обучения.
Итоговые работы выполняют контролирующую функцию: они выполняются школьниками с наибольшей степенью самостоятельности. Их задания рассчитаны на перенос усвоенных умений и действий в условия, сходные с обучающимися и тренировочными работами, или в новые условия.
  1.  
У школьников возникают проблемы при выполнении практических работ и связаны они прежде всего с тем, что они многие действия выполняют неосознанно, на основе подражания, копирования. Все это приводит к перегрузке, к низкой успеваемости по предмету. Чтобы избежать этого, желательно выполнять следующие требования:
  • знакомить школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов;
  • использовать инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения.
  • .создавать творческую атмосферу сотрудничества, не сковывать инициативу школьников, а предлагать им различные пути достижения намеченной цели.
  • использовать игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию школьников).
Планируя каждую практическую работу, важно учитывать и фактор времени, которое придется затрачивать на ее выполнение. Если надо усложнить работу, можно предложить несколько вариантов заданий с нарастанием сложности и количества или предложить взаимопроверку работ для тех, кто выполнил работу быстро и правильно.
 
  1. Организация практических работ на уроках географии курса «География. Физическая география»
4.1.Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных
Цель: сформировать умение обрабатывать результаты наблюдений и представлять их в виде графиков и диаграмм, анализировать полученные данные.
Планируемые результаты: ученик научится находить и извлекать необходимую информацию, определять и сравнивать количественные и качественные показатели, характеризующие географические процессы и явления; представлять в виде таблицы, графика, диаграммы географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Оборудование: дневник наблюдений, инструктивная карта.
 
Последовательность выполнения работы
1. Используя данные таблицы, постройте в тетради диаграмму распределения по месяцам атмосферных осадков.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
 
Для этого:
  1. Начертите систему координат с точкой отсчёта в левом нижнем углу. По вертикальной оси – количество осадков в мм (1 см – 10 мм осадков), по горизонтальной оси – месяца, начиная с января (1 см – 1 месяц);
  2. Откладывайте в каждом месяце вверх такой отрезок, который соответствует количеству осадков за данный месяц. Начертите столбики соответствующей высоты;
  3. С помощью диаграммы ответьте на вопросы:
  • в каком месяце выпало больше всего осадков? Меньше всего?
  • В какое время года выпало наибольшее количество осадков?
  • Сколько всего осадков выпало за год?
  • Подпишите годовое количество осадков на диаграмме.
    1. Используя данные дневника наблюдения за __________(месяц), постройте розу ветров и диаграмму облачности. Предварительно занесите данные из дневника наблюдений в таблицу.
Показатели облачности Направление ветра и количество дней
С С - В В Ю - В Ю Ю - З З С - З
Ясно                
Облачно                
Переменно                
Всего дней:                
 
Для этого:
  1. Начертите систему координат с точкой отсчёта в центре. Подпишите основные стороны горизонта (С, Ю, З, В). Начертите дополнительные оси и подпишите промежуточные стороны горизонта (С-В, С-З, Ю-В, Ю-З). В центре нарисуйте кружок диаметром 1 см;
  2. На каждой оси откладывайте отрезки от края кружка по 0,5 см (1 клетка) по количеству дней с таким направлением ветра (например, 5 дней дул северный ветер – отложите 5 отрезков по линии север, и так по каждому направлению). В центре отметьте количество дней без ветра (штиль). Полученные точки соедините в следующей последовательности: С - С-В – В – Ю-В – Ю – Ю-З – З – С-З –С. При отсутствии какого-либо ветра линия в этом месте прерывается;
  3. Постройте диаграмму облачности. Для этого по каждому направлению нарисуйте квадратики (1 клетка), соответствующие типу облачности. Ясно - красного цвета, пасмурно – синего цвета, переменно – жёлтого цвета (или используйте штриховку);
  4. Ответьте на вопросы:
  • ветры каких направлений преобладали и сколько дней они дули?
  • сколько дней ветра не было?
  • есть ли зависимость между направлением ветра и облачностью
Эту практическую работу, которая предусмотрена для 6- классов по географии можно выполнять при ДО исходя из ссылки https://www.gismeteo.ru/diary/,где показан школьный дневник наблюдений, когда можно задать любой населённый пункт и получить данные для выполнения практической работы не только для построения розы ветров, но и графика температур, диаграммы осадков.
4.2. Ориентирование на местности
Цель: формирование умений ориентироваться по компасу и определять азимут.
Планируемые результаты: ученик научится уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута.
Оборудование: компас, планшет
Последовательность выполнения работы
1.Дайте определение понятий «ориентирование», «масштаб», «азимут», «стороны горизонта», «как ориентироваться по местным признакам».
2.Определите азимуты на указанные объекты (тренировка на местности).
3.Класс делится на группы. Каждая группа получает свою карточку, на которой учитель заранее определил маршрут движения группы
Направления и расстояния по маршруту
Основные пункты Направление движения Азимут Расстояние, м
Пункт 1 (старт) На северо-запад 45 500
Пункт 2 На юг 180 550
Пункт 3 На запад 270 200
Пункт 4 ….
Пункт … (конечный) ? ? ?
٭ Расстояние определять в парах шагов
4.Направление своего движения и пройденное расстояние учащимися предлагается отмечать на планшете в заранее определённом масштабе (1:10 000), отмечая условными знаками объекты на пройденном маршруте
5.   Вывод:
Практические работы корригируют интеллектуальную недостаточность. Они помогают учащимся лучше понимать причинно-следственные зависимости явлений, уточняют и обобщают представления, помогают анализировать и сравнивать предметы, выделяя главное и второстепенное.
Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач. Реализация деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.
6.   Рекомендации
  • Подбирая дидактический материал для каждого занятия, необходимо учитывать множество факторов, но в первую очередь индивидуальность каждого учащегося.
  • При планировании учитывать фактор времени и место практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу.
  • Организация работы учащихся должна быть с четко заданной связью, сформулированной на языке действий учащихся.
  • Сообщить или ставить перед учащимися проблему о практическом значении данной работы и применении умений и навыков в науке и практике.
  • В зависимости от целей практической работы следует рассматривать роль и функции учителя. Если в процессе обучающей работы учитель чаще всего учебный процесс организует со всем классом, в процессе тренировочной работы занимается индивидуально с теми учащимися, которые еще слабо усвоили практические навыки работы с источником географических знаний (или предлагает в виде домашнего задания), то итоговые практические работы целесообразно проводить на более высоком уровне самостоятельности.
7.   Заключение
Таким образом, грамотно выстроенная и реализованная учителем система практических работ способствует тому, что обучающиеся осваивают универсальные и специфические для географии способы действий, ключевые понятия и теории.
Важно помнить, что учитель - это не только организатор и управленец, это - прежде всего помощник и консультант.
  1. Список используемых источников.
Интернет источники Методическая литература
  • Педагогика: учебник / [Бахмутский А.Е., Вершинина Н.А., Глубокова Е.Н. и др.]; под ред. А. П. Тряпицыной. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2014. – 304 с
  • Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технологии творческого мышления. Практическое пособие. Минск – Москва, 2010.
  • Дьяконов К.Н., Касимов Н.С., Тикунов В.С. Современные методы географических исследований. М.: Просвещение, 2000. – 117 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»