Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Интернет-технологии как средство формирования УУД обучающихся
в рамках внеурочной деятельности по географии
в условиях реализации ФГОС
 
Куимова Елена Васильевна,
учитель географии ГБОУ СОШ № 39
Невского района Санкт-Петербурга
 
        Развитие Интернет-технологий происходит стремительно. Каждый год появляется что-то новое, усовершенствуются существующие системы. Каждый пользователь сети может проявить себя в той или иной сфере, высказать свои мысли по различным вопросам и даже создать свой собственный социальный сервис. Социальный сервис – это сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия.
       Эти групповые действия включают: коммуникации участников между собой, персональные действия участников, записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение медийных файлов, обмен сообщениями. Эти сервисы характерны своей социальной направленностью, позволяющей устанавливать общение и взаимодействие на новом уровне. Подобные технологии являются самыми перспективными в отношении преобразования учебного процесса. Сегодня мы занимаемся самыми разными вопросами - связь, электронное портфолио, электронное оценивание, интерактивные доски, программное обеспечение, контент. Наше общество все интенсивнее использует социальные сети, существующие в Интернете (на базе программных сервисов, площадок для взаимодействия людей в группе или в группах). Внедрение ИКТ в сферу образования идет нарастающими темпами.
        Одна из  целей обучения в  современной  школе - научить каждого ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности информацию. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и сетевых дистанционных образовательных технологий. Использование дистанционных образовательных технологий  позволяет сделать процесс обучения более продуктивным. Особую популярность в свете реализации ФГОС  приобретает сетевая  проектная деятельность. Это создание с детьми групповых  образовательных проектов, веб-квестов, монопроектов.  
       Проектная деятельность способствует развитию познавательного интереса обучающихся, умению ориентироваться в информационном пространстве, развитию их критического и творческого мышления, умению видеть, формулировать и решать  социально-значимые  проблемы.
        Участие в сетевых проектах  позволяет   реализовать требование стандарта к формированию универсальных учебных действий.  Именно в ходе проектной деятельности обучающиеся  учатся эффективно искать информацию, общаться, сотрудничать и совместно решать проблемы.
         Сетевой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность обучающихся - партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности.
       Создание сетевых проектов   практике моей работы в 5-8 классах   проходит в основном  в рамках  внеурочной деятельности по географии.
       Для реализации сетевых проектов  широко  используются  google – сервисы. В Google - документах (http://docs.google.com) можно создавать текстовые и графические файлы, работать в таблицах и презентациях, а также открывать к ним доступ другим пользователям для просмотра и совместного редактирования. При использовании веб-сервисов в проектной деятельности открываются возможности для достижения предметных и метапредметных результатов.     
       Совместная работа обучающихся в рамках создания сетевых проектов учит сотрудничеству, вызывает желание быть полезными друг другу, расширяет возможности для проявления своего творчества, уводит школьников от потребительского отношения к сети.                        
         Создавая качественный продукт проектной деятельности и, размещая его в сети Интернет, обучающиеся становятся создателями контента, который в дальнейшем может быть использован другими пользователями. Таким образом, школьники становятся активными участниками образовательного процесса.        
         Еще одна уникальная возможность использования всемирной сети для обучения это -Web-квест.  «Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).
        Что же такое веб-квест? Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды занятий для веб-квестов: 
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
Самопознание – любые аспекты исследования личности.
Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.
        Структура веб-квеста:
Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста. Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
Роли. Обучающимися должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.
Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.
Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
       Этапы работы над квестом:
Начальный этап (командный): обучающиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
Ролевой этап: индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
Задачи:
1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта; 3) создание материалов для сайта; 4) доработка материалов для сайта.
Заключительный этап: команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.
        По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и обучающиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
      Критерии  оценки веб-квеста: ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Рекомендуется использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:
•        исследовательской и творческой работы,
•        качества аргументации, оригинальности работы,
•        навыков работы в микрогруппе,
•        устного выступления,
•        мультимедийной презентации,
•        письменного текста и т.п.
       Виды Web-квеста: краткосрочные  и долгосрочные. Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трех сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).
        В ходе организации работы школьников над веб-квестами реализуются следующие цели: образовательная — вовлечение каждого обучащюегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме, развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами; расширение кругозора, эрудиции, воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.
          Веб-квест, используя информационные ресурсы  Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, так как в процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций:
1.использование информационных технологий для решения профессиональных задач;
2. самообучение и самоорганизация;
3. работа в команде;
4. умение находить несколько способов решений проблемной ситуации.
        Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив  обучающимся выбрать роли (например, ученый, эколог, журналист, и т.п.) и действовать в соответствии с ними: например, если преподаватель предложил роль секретаря Объединенных Наций, то этот персонаж может послать письмо другому участнику (который играет роль президента России, например) о решении локальных экологических проблем.
       Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.
Формы web-квеста также могут быть различными. Приведём наиболее популярные:
- Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики.
- Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.
- Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).
- Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.
- Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т.п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.
        Для создания бланка оценки необходимо:
1. Сформулировать наиболее значимые критерии оценки. Критерии должны быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывать:
  • достижение заявленной цели;
  • качество выполнения работы;
  • качество процесса выполнения работы;
  • содержание;
  • сложность задания.
        WEB -квест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Согласно данному подходу, учитель становится консультантом, организатором и координатором проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучаемых.
        Но, однако, существуют трудности и проблемы в использовании WEB -квестов: - для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть; - технология WEB -квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной грамотности; - медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов. 
       В преподавании географии технология веб-квестов имеет большие перспективы. В ходе самостоятельной работы у учащихся появляется возможность по-новому и более глубоко изучить отдельные разделы , темы и вопросы географии.
       
  
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»