Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Презентация к уроку обобщающего повторения

 Природа регионов России

Скрыпник Виктория Александровна
  1. Тема урока
Обобщающий урок географии по разделу «Природа регионов России» (игра-викторина «Восхождение»)
Цель урока:   обобщить знания по теме «Природа России»
Задачи урока: 1.Образовательные: повторить характеристику компонентов природных комплексов; конкретизировать  взаимосвязь компонентов природного комплекса на основе экологических цепочек.
2. Воспитательные: расширение и конкретизация экологических знаний обучающихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны окружающей среды через выявление отрицательного влияния хозяйственной деятельности человека на природу.
3. Развивающие: формирование умений в литературно-художественных произведениях находить описание компонентов ПК для  узнавания  географических мест; формулировка экологических законов природы.
  1. Программа УМК
Учебник:  География  Природа России И.И. Баринова  8 кл. - Дрофа
И. Баринова: География России. Природа. 8кл: рабочая тетрадь
3. Необходимые ресурсы.
Физическая, климатическая карты России; картины; карточки-задания; песочные часы или секундомер. На доске – тема урока. учащиеся заранее делятся на 2 группы, по 10-12 учащихся. Выбрав 1 человека - капитана. Капитаны получают флажки. Игровые столы ставятся по кругу, в центре один стол - главный. Длительность урока 45 минут.
  1. Ведущая идея урока Комплексное обобщение знаний по теме
  2. Планируемые образовательные результаты:
- личностные
  • повторить характеристику компонентов природных комплексов; конкретизировать  взаимосвязь компонентов природного комплекса на основе экологических цепочек.
  • развить умение работать в команде, повысить интерес к изучению географии
  • метапредметные
  • расширение и конкретизация экологических знаний обучающихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны окружающей среды через выявление отрицательного влияния хозяйственной деятельности человека на природу.
  • формирование умений в литературно-художественных произведениях находить описание компонентов ПК для  узнавания  географических мест; формулировка экологических законов природы.
  • предметные  
  • Обобщить и систематизировать знания природных регионов России. Определить уровень знания основных физико-географических показателей крупных природных комплексов России. Определить уровень знаний понимания факторов влияющих на особенности природы в ПТК.
 6. Интегратор урока  - природно-территориальные комплексы России
7. Описание этапов урока:
- мотивационный этап
 «Как велика моя страна, Как широки ее просторы!
Озера, реки и поля, Леса, и степь, и горы…
Раскинулась моя страна От севера до юга:
Когда в одном краю весна, В другом снега и вьюга»   (Н.Забила)
Учитель. Сегодня мы будем покорять вершину Знания. Высота ее 5000 м. У нас будет 5 восхождений (заданий). Победителем игры станет команда, поднявшаяся на вершину первой.
Если  участники команды знают правильный ответ, они поднимают флажок и отвечают на вопрос. Если ответ правильный, то команде начисляется 1 балл. Условие в команде: все должны отвечать, а не один капитан (капитан следит за очередностью ответов). Если команда не дает правильных ответов, обсуждения в команде нет, стоит вывести команду из игры и дать карточки с более легким заданием.
-содержательно -  технологический этап
1 конкурс - «Разминка». Определить о каком природном компоненте идет речь:
  1. Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни на Земле, человек может без него существовать только 3 дня. Климатолог А.И. Воейков писал, что это… «продукт климата» (вода);
  2. этот природный компонент оказывает влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность  человека. Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние 4 группы факторов: ГП, солнечная радиация, движение ВМ, подстилающая поверхность (климат);
  3. этот природный компонент определяет внешний вид территории, предохраняет поверхность от разрушений внешними процессами, влияет на поверхностные и грунтовые воды, его распространение зависит от климатических условий и характера почв (растительность);
  4. этот природный компонент очень разнообразен, приспосабливается к определенным условиям существования, распространение его зависит от климатических условий, растительности и характера почв (животный мир);
  5. В.В.Докучаев назвал этот природный компонент «зеркалом природы», он отражает взаимосвязи всех компонентов природы, являясь результатом этого взаимодействия (почва);
2 конкурс - «Набор высоты» Путешествие по карте»
Учитель читает маршрут движения путешествия, а участники команд должны нанести, его на контурные карты, не пользуясь атласами. Оценивается точность выполнения задания и количество правильно нанесенных географических объектов.
«Наш самолет взлетел с аэродрома и взял курс на самые древние горы России (Урал). Через несколько часов полета самолет приземлился на самой высокой точке этих гор (г. Народная). Далее нам пришлось спуститься по восточному склону к одной из самых больших равнин планеты (Западная Сибирь). У подножия гор нас ждали могучие вездеходы, на которых мы должны совершить путешествие по Сибири. Мы посетили самую северную точку России (мыс Челюскин) на одном из больших полуостровов (Таймыр). Переезжая от гор к мысу, мы пересекли замерзшие крупные реки (Обь, Енисей). Повернув на юг, мы поехали в город (Оймякон), который считается полюсом холода Северного полушария. Отдохнув, мы отправились в путь к великой, но небольшой по длине сибирской реке Лене.
В Якутске нас ждал самолет, который направился в сторону самых молодых и высоких гор мира (Гималаи), откуда наш самолет взял курс в столицу России (Москва).
3 конкурс - «Эрудит - Узнай меня» «Географическая почта».
Команды получают конверты. По стихотворному произведению узнать ПЗ и перечислить те особенности, которые  позволили определить  данную ПЗ:
1) Пышны серверные зимы, 6-месячные ночи.
Льды застыли, недвижимы, в бахроме из снежных клочий.
Волны дерзкие не встанут, гребни их  в снегу затихли.
Ураган морской обманут, обо льды стучится в вихре;
Чаще царствует молчанье, сон в торжественной пустыне;
Мир без грез, без содроганья в полутьме немеет, стынет.
(Валерий Брюсов, 1898-1900) (арктическая пустыня)
2) Она широко на просторе поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море зноем пышет и палит.
Цепенеет воздух сжатый, не пахнет на душный день
С небе ветерок крылатый, ни прохладной тучки тень.
Небеса, как купол медный, раскалились. вся гола;
Кое-где пред хатой бледной сохнет голая ветла.   (П. Вяземский. «Степь»)
3) Летела гагара, летела гагара, на вешней заре.
Летела гагара с морского утеса на почвой сырой.
А там на болотах, а там на болотах брусника цвела.
А там на болотах дымились туманы. Олени паслись (Н.И.Тряпкин). (тундра)
4). … воет, дик и злобен.
Меж утесистых громад.
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят...»
М. Ю. Лермонтов.
Горные реки (Терек)
6). Он - опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец,
Ровесники древней нашей славы
И славы нынешней творец.
(Урал)
8). И вдалеке перед тобой,
Одеты голубым туманом,
Гора вздымалась над горой,
И в сонме их гигант двуглавый
Ужасною и величавой.
Там всё блистает красотой.
В. А. Жуковский (Кавказ)
5). И он как зеркало лежит,
Гора в него глядится.
То туча воды затемнит.
То солнце в них лучится.
О нем писали «Чаша вод».
Да. Но какая «чаша»!
(Оз.Байкал).
7). Как угрюмый кошмар исполина,
Поглотивший луга и леса.
Без конца протянулась равнина,
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась вдали,
Застелив мировое пространство
Монотонной печалью земли»...
К. Бальмонт
Западно-Сибирская равнина

 
4 конкурс - «Шарады» Отгадав шарады, вспомнить небольшие природные комплексы:
1) Ты  меня,  наверно, знаешь, я   сказки Пушкина герой,
Но если «Л» на «Н» сменяешь, сибирской стану я рекой (Елисей - Енисей);

2) я укрываю самолеты,  когда кончаются полеты, но ты поставь союз за мной  и стану бурной я рекой (Ангар - Ангара)

3) Первый слог мой – нота, Буква – слог второй,
 целое- широко разлилось рекой (Дон)

4) Я – сибирская река, широка и глубока,
Букву «Е» на «У» смени- стану спутником Земли. (Лена-Луна)
5 конкурс – «Пословицы» Назвать новый, экологический и природоохранный смысл народных пословиц и поговорок
1. «Каждый кулик свое болото хвалит»  (тесная связь организма со средой своего обитания. Его приспособленность к проживанию именно в конкретных условиях)
2. «Репу да горох не сей подле дорог» (загрязнение с/х продукции тяжелыми металлами вблизи автотрасс);
3. «Пока гром не грянет, мужи не перекрестится» (отсутствие достаточных и своевременных мер безопасности на атомных станциях и  химических производствах, запоздалое осознание и понимание  последствий влияния человека на окружающую среду)
4. «Ложка дегтя портит бочку меда» (сброс  малых объемов токсичных отходов в реки, попадание нефти в моря и океаны в результате аварий);
- рефлексивный этап (подведение  итогов)
  • Учитель: Вот мы и добрались до вершины. Сегодня мы повторили основные понятия изученного раздела. Вы ответили на сложные вопросы, но много еще предстоит узнать.
  • На экране видеофильм о России.
  • Оценивается работа всех учащихся. Пока жюри работает и подсчитывает баллы, звучат песни, имеющие географические названия городов в тексте. (Вологда, По диким степям Забайкалья, Учкудук, Ах, Самара городок, Ямайка, По Дону гуляет… и т.д.) Важно, чтобы весь класс, принимал участие в обсуждении вопросов и имели возможность отвечать. Все члены команды, набравшей большее количество баллов получают оценки «5».
 
  • Домашнее задание: подготовить сообщение по охраняемым объектам России
    1. Заключение.
В ходе проведения игры, обобщаются и систематизируются знания по теме «Природа России» Использование художественной литературы — активное средство для развития географического мышления учащихся. Из отрывков произведений созданы различные логические упражнения, которые помогают в формировании географических понятий. При использовании художественной литературы на данном уроке географии, оживляется деловой язык школьного учебника. Загадки, пословицы и приметы учат детей устанавливать причинно-следственные связи, вырабатывают умение наблюдать.
  1. Используемая литература:
Валерий Брюсов. Стихотворения Поэзия ХХ века Профиздат  2009
Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т. Москва: Детская литература, 1996.
П.А.Вяземский. Сочинения в двух томах. Москва: Художественная литература, 1982.
Русские пословицы и поговорки Автор: Катерина Берсеньева Центрполиграф  2010
Видео с сайта  http://www.youtube.com/

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»