Описание содержания статьи-презентации вебинара
Роль естественно-научных знаний в инженерно-
технологическом образовании школьников
Сусляк Алексей Алексеевич
Презентация: 16 слайдов
Предполагаемое время для выступления: 15-20 мин.
1 Слайд. Значение географической науки и географического образования в России и современном мире
География - наука о природных и общественных системах, формирующая представление о человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой на локальном, региональном и глобальном уровнях. Основным продуктом географической науки является достоверная географическая информация. В современном образовании географическая информация является необходимой базой для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой, включая экономические, экологические, этнонациональные, а также проблемы повышения обороноспособности и создания новых технологий.
Слайд 2. Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием. Единственным источником получения системных, достоверных географических знаний для населения России является географическое образование.
Слайд 3. Глобальные тенденции развития инженерной деятельности в XXI веке
Глобализация, конкуренция, демографическая ситуация, стремительное развитие и усложнение наукоемких технологий оказывают серьезное влияние на изменение роли инженера в обществе. Наукоемкие технологические инновации играют все более важную роль в обеспечении устойчивого экономического развития страны, безопасности и социального благополучия, а потому инженерная практика должна перейти от традиционного решения проблем и навыков проектирования на более инновационные решения в рамках комплексного научно-образовательного, инновационно-технологического, социально-экономического, экологического пространства.
Слайд 4. В инженерно- технологической школе №777 важнейшим аспектом инженерного образования как нам видится - является формирование метапредметных компетенций обучающегося. А на наш взгляд к ним нужно отнести-три главные составляющие: во- первых -формирование мотивационной системы у обучающихся в сфере инженерии, во- вторых — повышение престижа профессии инженер- для учащихся слово инженер должно звучать гордо! В-третьих- формирование у учащихся инженерного мышления.
Слайд 5,6 Возникает вопрос- как же в современном образовании России можно развивать эти важнейшие компоненты, которые в будущем сформируют выпускника школьника-нашего будущего квалифицированного инженера. Формирование образа мышления школьника начинается со школьной скамьи и белой нитью проходит от начального образования через основную школу. Именно, в основной школе учащиеся формируют свой образ своей деятельности в будущем, и именно в этот период необходимо задать нужный вектор для формирования инженерного образования и его становления. Реализацию необходимых компетенций учащимися школы по нашему мнению нужно проводить через систему заданий предлагаемых учащимся, которые бы в полной мере учитывали потребности государства в инженерных качествах будущих выпускников. Логичным и правильным, на наш взгляд является группировка предлагаемых заданий учащимся, которые предлагаются детям на уроках географии.
Слайд 7. Перейдем к примерам таких заданий. Условно говоря, задания можно разделить на 3 блока: блок А, Блок Б, Блок В.
Целью Блока А является формирование мотивации у детей и научиться мыслить гибко и творчески. Основной развиваемой у учащихся функция- аналитическая. Поэтому, на первом примере учащимся 7 класса предлагается выполнить задания под названием «Загадочный конверт». Учащиеся класса делятся на группы из 4 человек. В конверте находятся несколько листов формата А4 со схемами и распечатки карт атласа, содержащими информацию по теме « Китайская Народная республика: ее особенности». В течение 10-12 минут учащиеся должны проанализировать карты атласа и каждый учащийся группы представляет свой анализ обработанной им информации. Таким образом, работая в группе дети определяют свою зону ответственности по каждому пункту и в результате делают общий вывод. Картинки, схемы и карты в таком типе задания обязательно должны быть яркими, красочными, чтобы учащиеся сконцентрировали своё внимание на них и передаваемая информация вызывала побуждающий интерес к изучению темы. От учащихся учитель требует помимо проявления знаний, красивого и грамотного оформления, так как профессия инженера в том числе требует правильного оформления документации в будущем и наша школа должна развивать этот навык.
Слайд 8. Вторым примером заданий из Блока А может служить составленная логическая схема по теме: « Германия», в которой прописаны основные необходимые виды информации, которую группа класса добывает используя в качестве источника информации карты атласа и учебник. Ученики 7 класса при выполнении этого задания учатся заполнять схему, состоящую из трех составляющих. Таким образом, каждая группа может выполнять эту работу творчески и по своему усмотрению составлять схему, раскрывающую важнейшую информацию об особенностях машиностроения страны.
Слайд 9,10,11. Целью Блока Б является развитие умения учащимся оперировать большим объёмом информации. Основной развиваемой составляющей является- умение оперировать большим объёмом информации. Рассмотрим на первом примере задание учащимся 9 класса под названием «Инженерный паззл». В этом типе заданий учащиеся должны мысленно предстать в роли инженера-проектировщика. Ученикам предлагается разработать проект федеральных трасс и железнодорожных путей сообщения трех регионов Российской Федерации: Европейской части РФ, Сибири, Дальнего Востока. Для выполнения этого задания ученикам необходимо проявить способности по анализу не менее 4 видов карт и своё решение представить в виде оформленной контурной карты с пояснениями и подробным рассказом.
Слайд 12. Вторым примером из Блока Б является задание « Машина времени». Учащимся предлагается проанализировать значимые по их мнению инженерные изобретения в предложенные периоды времени существования человечества. Дополнительно предлагается привести примеры из литературных произведений, рассказывающих об инженерных изобретениях. Предлагается выбор оформления ответа в виде заполненной таблицы, изложения-рассказа с прикреплёнными фото, рисунками и т. п. Поэтому, можно говорить о том, что ученики выполняя этот тип заданий учатся оперировать и грамотно систематизировать большой объём самой разной информации.
Слайд 13,14,15,16 Целью блока В, который является важнейшим и одновременно трудным звеном, по нашему мнению, стоит внедрение и применение теоретических знаний на практике. Для проектирования и реализации своих первых инженерных мыслей и идей в инженерно- технологической школе созданы все условия для творчества будущих инженеров. Одной из таковых ступеней к развитию мы видим участие школьников в научно- практических конференциях, проводимых на базе школы. Здесь важна, как грамотная работа учителя- наставника, так и формирование учащимися и осознание цели изучения. В ходе работы, ученику и педагогу необходимо понимание практического применения той или иной инженерной разработки, чтобы получить так называемый «конечный продукт». В качестве примера можно привести работу ученицы Антоновой Екатерины, которая стала победителем всероссийского конкурса « Богатство недр моей страны 2020». Название работы « Технология изготовления минеральных красок». Ученица первоначально изучила историю, технологию и места применения древними людьми красок, изготовленных с использованием минералов. Далее, практически научилась добывать разные виды красок, и в конечном счёте создала на камне рисунок - изображение. Тем самым, создав конечный продукт и полностью проявив полученные знания на практике. Мы надеемся, что данных работ будет все больше и больше.