Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование познавательных УУД  при работе с картой на уроках географии

Исакова Татьяна Ивановна,
учитель  географии ГБОУ СОШ № 217
Красносельского района Санкт-Петербурга
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, умениями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.
Задача школы научить учащихся правильно ориентироваться в информационном пространстве находить нужное и уметь правильно использовать материал для решения различных задач. В этом и поможет учителю выработка универсальных учебных действий на уроках географии.
           Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В географии карта – это объект первостепенной значимости. За каждым географическим знаком стоит живая действительность, сложная и интересная. В школьные годы человек должен основательно изучить географическую карту. Ведь понимание международной жизни, ориентация в экономике области, республики, государства предполагает глубокие знания географии и, конечно же, карты.
Нам необходимо сформировать навыки чтения географической карты, научить читать легенду карты и довести до сознания учеников, что географическая карта – это язык географии.
Что такое карта? Карта – это уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, географические объекты которой переданы условными знаками.
Программой не предусмотрено специальное время на работу с картой и, тем не менее с ней надо заниматься на каждом уроке. Карта, как известно, является языком географии. Следовательно, необходимо научить учащихся работать с картой, причем делать это необходимо на протяжении всего курса изучения географии.
Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию.
Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: "Карта – второй язык географии", притом язык более экономный и доходчивый. Для учащихся это источник научных знаний и разносторонней информации. Учитель должен научить учащихся максимально использовать содержание географической карты, но научить школьников работать с картами различного содержания можно лишь при осуществлении продуманной системы усложняющихся заданий.
 
Формирование  познавательных  УУД  при работе с картой
Характеристика познавательных УУД.
Познавательные  УУД  включают действия исследования, поиска, отбора, систематизации, обобщения и использования полученной информации (смысловое чтение, поиск и сбор информации, проведение наблюдений, эксперимента, практических работ, работа с картой, с контурной картой, с диаграммой, построение графиков, работа по заполнению таблиц и т.п.).
Формирование познавательных УУД можно вести при работе с картой и контурной картой. В процессе выполнения таких заданий учащиеся формируют зрительную память. Например, определение местоположения способствует логическому запоминанию во время закрашивания объекта, формируется моторика и зрительная память. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, помогает овладевать умениями чтения, анализа, сопоставления карт и статистических материалов, способствуют овладению картографическими, геоэкологическими, геосистемными подходами и методами.
Использование атласов и контурных карт на уроке.
           В наше время картографическая грамотность нужна каждому человеку не менее чем компьютерная. Отсутствие навыков и умений пользоваться картами, извлекать из них необходимую информацию нередко приводит к серьезным просчетам в хозяйственной и национальной политике, к ошибкам, ухудшающим экологическую обстановку и условия жизни людей
      Учебный атлас позволяет ученикам составить достаточно полное представление об изучаемой территории; применить разнообразные методы и приемы организации учебной деятельности, обеспечивающие личностную ориентированность обучения. При работе с атласом и настенной картой учащиеся следуют географическому правилу: что называешь – показывай; что показываешь – называй.
В контурной карте задания выстраиваются по принципу «от простого к сложному», поэтому требуют последовательного их выполнения. При этом выполнение всех заданий не является обязательным, что позволяет каждому ученику достичь результата, соответствующего его возможностям.
       Карта привлекает внимание учащихся, помогает сосредоточиться и включает в работу зрительную память. Карта и текст учебника взаимодополняют друг друга, способствуя приобретению прочных знаний. Привлекая внимание школьников к картам, учитель должен разбудить у каждого школьника интерес к ним, желание полностью разобраться в их содержании и значительную часть его запомнить, связав изучение карты с усвоением соответствующего раздела учебника
        Наряду с учебником определяющее значение в процессе организации учебной деятельности имеют географические карты, представленные в атласе, учебнике, рабочих тетрадях для обучающихся, на контурных картах, на слайдах презентации.
      Карта является средством зрительной наглядности, необходимым школьникам для понимания размещения, состояния различных объектов, взаимосвязей процессов и явлений.
      Очень важно, начиная с 6 класса, сформировать у учащихся навык работы с географической и контурной картой, усложняя его из года в год.
Все приемы учебной работы с картой, формируемые на уроках географии, можно разделить между собой на группы:
1.Картометрические, к ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п.
2.Приемы чтения карт. Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы территории
3.Чтение условных знаков тематических карт – климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.
Примеры использования заданий с картами(из опыта работы).
 
Программой не предусмотрено специальное время на работу с картой
тем не менее с ней надо заниматься на каждом уроке.
  В начальном курсе физической географии ( 6 класс) формируются приемы « чтения условных знаков» общегеографической карты. В состав приема входят следующие действия:
  1.  прочитать название карты, сделать вывод о том, какие объекты и явления на ней изображены;
      2.. изучив легенду карты, определить способы изображения на ней объектов и явлений.
Первоочередной задачей для ученика 6-го класса, является определить, какие же могут быть условные знаки, то есть знать классификацию условных знаков.
Изучение условных знаков плана местности можно продолжить с помощью разнообразных тренировочных упражнений и заданий.
      Например, при изучении береговой линии материков или океанов в 7 классе даю такие задания с картой:
   1.соверши путешествие вокруг материка или по карте полушарий от берегов п-ва Индокитая к берегам Северной Америки, называя океаны, моря, проливы, заливы, острова. Полуострова, встречающиеся в пути. Задания можно усложнять: назовите с какими народами мы встретимся, какие животные и растения обитают…
 2. По физической карте Северной Америки с запада на восток по 40° с.ш., называя все крупные формы рельефа, реки и озера.
        Хорошо идёт отработка знаний карты при работе в паре: один ученик (в роли учителя) называет географические объекты, другой (в роли ученика) показывает. Такую работу провожу часто со всем классом в начале или конце урока (3-5 мин.) Не менее интересно, проходит закрепление навыков работы с картой при опросе. Ученики задают опрашиваемому 2-3 географических названия для показа на карте.
            В основу изучения географической номенклатуры положен один из принципов обучения: оно должно быть интересным. Интерес является мощной движущей силой: если учащимся, интересно, то они сознательно прилагают свои усилия для выполнения поставленной цели.
Более сложный вид игры “Собери карту” или “Географические силуэты”.      Вначале ученик по очертаниям только узнаёт и называет материк, затем отвечает на вопросы: в каком полушарии находится материк? Какие океаны его омывают? И т.д. В 7 классе по мере прохождения тем курса эти силуэты наполняются.
        Ещё больше усложняется работа в 8 классе.
Сочетание коллективной и индивидуальной работы по картам. Учитель просит детей открыть атласы (у каждого ученика – индивидуальный), взять в руки карандаши (ручки) и всем одновременно показывать под диктовку на картах атласа географические объекты.
Один ученик под диктовку учителя показывает объекты на настенной карте, остальные – в своих атласах.
Разновидность работы, которая особенно нравится детям: ученик показывает объекты на настенной карте, названия для показа по одному предлагают ученики с места.
Такой коллективный и весьма эффективный опрос занимает очень мало времени.
.“Цепочка” (“Кто кому сосед?”) Дети работают с высокогенерализованной картой (упрощенной – это очень важно!), например, политической картой Европы в учебнике 7 класса.
,Задания очень хороши для обобщения и для того, чтобы дети увидели курс географии “сверху”. Также учителю важно избегать без крайней необходимости использовать подобные “игры в карты” для контроля и выставления оценок. Это обучающая, тренирующая игра и ничего более, только тогда учащиеся будут должным образом настроены. Смотреть в атласы – можно и нужно! Для закрепления можно при необходимости попросить детей прикрыть атласы и сразу повторить тоже самое без карт.
Учитель просит назвать страны-соседи “по цепочке” весь класс, повторяться нельзя. Например, звучат: - “Финляндия!” (1-й ученик) – “Россия!” (2-й ученик!) – “Дания!” (3-й ученик) – “Латвия!” (4-й ученик). При возникновении “тупика” следующий ученик должен сориентироваться “на местности” и назвать любую ещё не упомянутую европейскую страну. От детей требуется максимум внимания.
Чрезвычайно важным является регулярное практическое соотнесение политических и физических карт (эти задания можно практиковать в качестве “разминки”, “задание на переключение внимания” и т.п. При изучении региональных частей курса целесообразно использовать задания другого вида).
Задания очень хороши для обобщения и для того, чтобы дети увидели курс географии “сверху”. Также учителю важно избегать без крайней необходимости использовать подобные “игры в карты” для контроля и выставления оценок. Это обучающая, тренирующая игра и ничего более, только тогда учащиеся будут должным образом настроены. Смотреть в атласы – можно и нужно! Для закрепления можно при необходимости попросить детей прикрыть атласы и сразу повторить тоже самое без карт.
Игра: «Географическая мозаика»: задание на сопоставление политической и физической карт. В своей работе часто использую накопительную систему оценивания, когда 1 правильный ответ по карте оценивается в 1 балл, т.е. чем больше правильных ответов, тем выше оценка. Учитель называет объекты (вулканы, озера, горы, реки) и просит определить страны, на территории эти объекты находятся.
Учитель называет страны и просит найти, в пределах каких гор и равнин находится, например, Венгрия, Испания, Бразилия и т.д.
Или по картам атласа установить соответствие между различными компонентами, например, соответствие между названиями стран и их столиц. На доске пишутся названия стран, а дети ищут их на карте и называют их столицы. Или наоборот, задание усложняется, пишутся названия столиц, нужно определить страны. Очень эффективно на уроках 6-7 классов
А также использую следующие виды работы с картой во время уроков:
«Географический практикум»: все объекты, изученные в ходе урока, наносятся на контурную карту. Практическими работами предусмотрена работа с контурными картами, особенно в 6-7 классах, где закладываются основы работы с ней. Этот вид работы предусматривает нанесение географической номенклатуры на контурную карту. Этот метод удобно использовать на этапе закреплений новых знаний и умений. Как самостоятельный вид работы можно оценить при выполнении контурных карт, не относящихся к практическим работам. Оцениваю до 12 баллов в зависимости от правильности нанесения тех или иных объектов. Но при выполнении практической работы как самостоятельный вид работы не оцениваю
«Географическая разминка»
Удобнее пользоваться на этапе актуализации опорных знаний и умений учащихся, или при проверке знаний географической номенклатуры. Я использую несколько видов этой работы: 
а) учащиеся работают в парах и задают друг другу по очереди вопросы по карте (не оцениваю, так как не могу уследить за правильностью ответов всех учащихся). Этот метод можно использовать также на этапе урока – закрепление новых знаний и умений.
б) учитель (ученик) показывает на карте географические объекты, учащиеся их называют. В своей работе часто использую накопительную систему оценивания, когда 1 правильный ответ по карте оценивается в 1 балл, т.е. чем больше правильных ответов, тем выше оценка. Но если объекты показывает ученик, то его работа оценивается до 6 баллов.
в) один ученик стоит возле карты, а остальные называют объекты географической номенклатуры. В зависимости от правильности ответа, оценивается до 12 баллов .
.Работа с картосхемой
 Учащиеся обозначают особенности природных компонентов на картосхеме, которую рисуют в тетради при помощи шаблона. Этот вид работы удобнеее использовать на этапе изучения нового материала, для лучшего запоминания местоположения объектов или тез или иных явлений. Как самостоятельный вид работы оцениваю крайне редко, но для накопительной системы оценок использую довольно часто. Например, на шаблоны можно наносить крайние точки, тектонические структуры, единицы рельефа, границы природных зон, основные климатические показатели (6-8 классы), народы, историко-этнографические регионы и т.д.
 Географический тренинг: используя карты атласа, объяснить существующую связь между компонентами природы. Чтобы
Игра «Лови ошибку географа»:
а) учитель (ученик) показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют,
б) ученик у карты показывает географические объекты, изученные на предыдущем уроке, специально делает ошибку, показывая объекты еще не изучавшиеся или изучавшиеся ранее.
Принцип работы и оценивания такой же, как и у «Географической разминки»
«Распределить объекты»: задание ученикам распределить объекты между собой по признакам или принадлежности.  
Например, на карточках написаны названия заливов: Таганрогский, Тендровская, Арабатская, Одесская, Каркинитский, Перекопский, Бердянский, Феодосийский. Задание: распределить заливы между Черным и Азовским морями.
Таким же образом можно распределить объекты между материками, океанами, странами, областями и т.д. Проще оценивать, когда даю 6 или 12 объектов. Каждый объект, распределенный правильно оценивается в 2 или 1 балл. Максимальная оценка 12 баллов. Можно использовать почти на всех этапах урока для индивидуальной работы учащихся или групповой при изучении нового материала
«Географическая цепочка»
Ученик называет любой город, другой называет город, название которого начинается на последнюю букву уже назва­ного города, и так далее.
За этой моделью можно проводить много игр, на­пример, «На реке» (один из игроков называет реку, дру­гой город, расположенный на этой реке и, если ответ правилен, называет другую реку и тому подобное). Использую накопительную систему оценивания, когда 1 правильный ответ оценивается в 1 балл
«Немая карта»
Удобный метод проверки знания географической номенклатуры. Раздаю ученикам контурные карты с обозначенными цифра­ми. Нужно правильно назвать географический объект, который находится под соответствующей цифрой. Проще оценивать, когда даю 6 или 12 объектов. Каждый объект, распределенный правильно оценивается в 2 или 1 балл. Максимальная оценка 12 баллов. Иногда усложняю, когда на корте закодированных объектов больше, чем тех, которые нужно определить. Например, под номерами отмечены крайние точки, моря, заливы, проливы, формы рельефа, поверхностные воды, а отметить нужно те объекты, которые изучали на предыдущем уроке.
Все эти виды и формы работы с картой можно применять на любом этапе урока.
Большое внимание уделяю изучению широкого круга тема­тических карт. Именно анализ этой группы карт расширяет карто­графический опыт учащихся: работа с физическими, тематическими, контурными картами способствует формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать образ территории, делать выводы, обобщения.
Задания для работы с физическими и тематическими картами могут быть направлены на:
1) установление местонахождения географических объектов, характеристики их географического положения;
2) выяснение свойств географических объектов;
3) сопоставление и сравнение исследуемых объектов;
4) формирование пространственных представлений о размещен­ии и взаимное расположение объектов;
5)  формирование представления об особенностях изображенной на карте территории;
6) выяснение причин и закономерностей в размещении исследуемых объектов;
7)  выявление взаимосвязи между исследуемыми объектами;
8)  выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем
       Но по праву свою работу я могу оценить в курсе 8-9 классов. Например, в курсе 8 класса, изучая тему «Ландшафты. Физико-географическое районирование», если ребенок может самостоятельно описать природную зону по картам атласа, значит, я достигла своей цели, научив учащихся пользоваться и читать различные карты, а также сопоставлять их.  В 9 классе при изучении темы «Экономическое районирование» это очень помогает, но и усложняется, так как при описании экономического района, нужно использовать большее количество карт
Выводы
      Карта является средством зрительной наглядности, необходимым школьникам для понимания размещения, состояния различных объектов, взаимосвязей процессов и явлений. Её использование в учебном процессе обеспечивает формирование следующих учебных действий и умений: определять географическое положение объектов; ориентироваться на местности; определять расстояния, географические координаты; изучать географические объекты и явления; устанавливать причины, зависимости между географическими явлениями; делать выводы, обобщения; прогнозировать; представлять информацию в виде картографической модели.
          В заключение хочется сказать, что виртуальное восприятие учеником карты на уроке недостаточно. Только в ходе самостоятельной поисковой работы с картой обучающиеся смогут её освоить. Работа с цифровыми картами мною ведется в течение последних трех лет. В настоящее время существует необходимость усовершенствования системы учета результатов моих учеников, разработки системы мониторинга работы с такими картами.
Рекомендации
1.  Учитель должен постепенно усложнять работу с картами от класса к классу.
 2.Учитель должен предусмотреть при подготовке интересно продуманное объяснение значения карты и составление вопросов к чтению условных знаков карты, впервые принесенной в класс. Ознакомление с новой картой – это не простой пересказ содержания легенды, а целенаправленная работа, объединяющая непосредственное представление карты учителем и обучения учащихся пользоваться данной картой.
3. Учитель должен отобрать описательный материал к отдельным объектам природы с целью формирования, у учащихся четких единичных представлений. Задания предполагают показ на карте учащимся объекта первый раз.
4.Учитель отбирает объект, заинтересовавший своими особенностями или значением, готовит краткое описание объекта, создающее яркий образ природы, отличный от подобных ему, например образ озера Чад (в отличие от других озер Африки).
 5.Учитель должен определить:
  • какие знания и умения следует подвергнуть проверке по отдельным классам;
  • постоянно знакомиться с новыми формами проверки знаний
  • уметь правильно составлять задания для устных и письменных работ
 6.Учитель должен определить цели, виды и место проверки знаний по картам различного содержания, составить план контрольных работ.
 7.Учитель должен четко представлять объем номенклатуры по классам. Чтобы правильно выбрать содержание диктантов и других работ.. Составить задания для проверки у учащихся умений производить различные умственные действия при работе с картами.
Заключение
Формирование  познавательных универсальных умений при работе с картой предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты.
При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:
  • ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;
  • тренировка в применении этого умения;
  • проверка владения и корректировка выполнения данного умения учениками;
  • умение применять действие в любых ситуациях.
В заключение хочется сказать, что формирование  познавательных универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.
 Список используемых источников 
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования/М- во образования и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2010.
2.«Фундаментальное  ядро  содержания  общего  образования»  под  ред.  В.  В.  Козлова,  А.М. Кондакова.М., 2010.
3.Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли: Система заданий: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарска
я [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. –М.: Просвещение, 2010
.     4. Беловолова Е. А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие / Е. А.  Беловолова. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 224 с.
     5.     Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2001.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»