Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока географии в музее

Народы Северо-Запада России

Чугреева Ирина Евгеньевна
Авторы,  разработчики:
 
Учитель географии  Чугреева И.Е.
Предмет География
Класс 8 класс
Тип урока Урок  освоения нового материала
Технология построения урока Проблемный , частично- поисковый
Тема Народы Северо-Запада России
Цель Способствовать формированию понимания специфики населения
 в разных районах России на примере Северо-Запада

 
Задачи
  • Способствовать раскрытию взаимосвязи традиционных занятий, быта, типов жилищ населения  с природными условиями района
  • Познакомить с народами, проживающими на территории Северо-Запада России
Основные термины, понятия Этнический состав, этнос, языковые семьи, сплошная полоса расселения, адаптация
Планируемый результат
Предметные умения
  • Называть основные языковые семьи и народы России и  территории Северо-Запада России
  • Связывать географическую специфику населения (традиционных занятий, быта, типов жилищ) с природными особенностями территории
  • Называть  по картам атласа «Народы России» и «Плотность населения» районы сплошной полосы заселения и зоны Севера  России
  •  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 Личностные УУД
- овладение на уровне общего образования законченной системой историко- географического образа своего края, его достижений , культуры, традиций;
- уважение к истории страны, историческим памятникам культуры Санкт-Петербурга
-понимания  становление России как многонационального  государства, влияния на жизнь людей , их семьи, на жизнь семей учащихся,
- самоопределение и самосознание (опора на личный опыт)
Регулятивные УУД:
- умение вести себя в музее
-умение читать картограммы,  анализировать их (алгоритм действий)
- самостоятельный учёт выделенных ориентиров в учебном материале, планирование деятельности в группе
 Познавательные УУД
- анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей,
-формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации разного типа, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию
-выстраивание логической цепочки рассуждений
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,  идеи.

 
 
Организация пространства
Формы работы  Ресурсы:
 
Фронтальная
Работа в группах
Индивидуальная

 
 
Рабочая тетрадь,  атлас
Раздаточные карточки с тестовыми заданиями по темам «Народы моря», «Народы земли »,
 «Народы леса», «Народы тундры» и индивидуальные задания разного типа сложности

 
       
 
Дидактические задачи этапов урока

 
Этапы урока Дидактические задачи
Организационный момент
 
-Актуализация  знаний по темам «Этнический состав населения России»
 
Освоение нового материала. Вызов.
 
- Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности  в процессе экскурсии по залам Этнографического музея «Народы Северо- Запада России»
 - Формулировка  причин формирования пёстрого национального состава  отдельных территорий

 
Самостоятельная работа учащихся 
 

 
-Мотивировать учащихся к  учебному действию и его самостоятельному выполнению
-Создать условия для решения  заданий с применением алгоритма: соотнесение своих действий с алгоритмом, понятиями, личным опытом;
-формирование умения работать с  различными источниками информации: текстовыми, фотографиями, картами  и экспонатами музея
 -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию – устное выступление, выстраивание логической цепочки рассуждений
- умение работать в коллективе : распределять задания, прислушиваться к мнению других

 
Рефлексия (осмысление) Формировать адекватную оценку правильности результатов действия и ответов
-Создать  ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности

 
 
Технология изучения
Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организацион-ный  момент Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД:
-формирование и развитие по-средством географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
-публично защищать свою позицию
Личностные УУД:
-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные результаты:
-актуализация и систематизация знаний об основных языковых семьях и народах России
Предлагает учащимся вопросы д/з  по картам атласа «Народы России» и «Плотность населения»
- Народы какой языковой семьи наиболее распространены в России?
- Используя карту, назовите район сплошной полосы заселения славянскими народами и объясните причины этого явления.
- Какую роль сыграла природа в возникновении  сплошной полосы заселения славян?
- Какие народы, каких языковых семей ещё проживают на территории России? На территории нашего края?
- Где по-вашему население вынуждено адаптироваться к суровым природным условиям?

 
Учащиеся  отвечают на вопросы
 
( При затруднении  формулирования ответов на вопросы, предложить ответить на них после экскурсии )
Освоение нового материала. Вызов
 
 
Особенности освоения и заселения России обусловили довольно пёстрый национальный состав населения. Рассмотрим это на примере Северо- Запада России .
 
 
Учитель с учащимися слушают экскурсовода
 

 
- Учащиеся отвечают на вопросы, комментируют и объясняют информацию
 
 
 

 
Самостоятельная работа учащихся  Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,
- работать по плану,
 - осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
–анализ объектов с целью выделения признаков,
-определение основной и второстепенной информации
-проводить синтез (восстановление целого из частей)
-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.
Коммуникативные УУД:
- учет разных мнений,
- планирование работы учебного сотрудничества,
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Личностные УУД:
-учебно-познавательный интерес,
- самоопределение, самосознание.
Предметные результаты:
- Связывать географическую специфику населения (традиционных занятий, быта, типов жилищ ) с природными особенностями территории
-формирование умения работать с  различными источниками информации: текстовыми, фотографиями, картами  и экспонатами музея
 -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию – устное выступление, выстраивание логической цепочки рассуждений
- развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.
- Самостоятельная работа учащихся  по заданию учителя  в  группах и индивидуально:
  • «Люди моря» Какие народы относятся к этой группе?
Пользуясь экспозицией, назовите,
какие виды деятельности связаны с основным промыслом – рыболовством? Докажите.

 
  • «Люди земли». Какие народы относятся к этой группе?
      Пользуясь экспозицией назовите, какой материал и почему считается знаковым (важным) у народов земли? Докажите.
 
  • «Люди  леса». Какие народы относятся к этой группе?
   Пользуясь экспозицией назовите, какую продукцию производят  из основного материала – дерева? Что ещё даёт лес людям?
 
  • «Люди  тундры». Какие народы относятся к этой группе?
         Пользуясь экспозицией назовите, какие животные являются священными у народов тундры7Докажите. Все ли народы тундры кочуют?
 
      Индивидуальные задания:
  • По фотографиям во втором  зале определите особенности жилищ народов земли, леса, тундры.
 
  • Пользуясь экспозицией опишите средства передвижения  народов земли, леса, тундры
  • Какие культовые  обряды являются общими у всех народов? Почему?
 
- Предлагает учащимся представить полученные результаты
- Оценить ответы выступающих, прокомментировать их
- Дополнить свои записи, систематизируя материал
Учащиеся самостоятельно работают по заданию учителя в парах               (вариант- работа в малых группах), оформляя результаты поиска в схемы и таблицу
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Выступления учащихся, отчёты по заданиям
- Комментируют и оценивают ответы выступающих,  обосновывают оценку
Рефлексия (осмысление) Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
-рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные УУД:
- уметь устно  выражать свои мысли, идеи.
Личностные УУД:
 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 
- Предлагает ответить на вопросы :
  • Актуальна ли тема  для  России  (города, семьи)?
  • Насколько сложными показались вам вопросы и задания?
 
Д/З : пр.46- 4
1. Составить список рекомендаций для туристов: куда отправиться? Что посмотреть? Какие сувениры привезти? Какие блюда отведать? Когда посетить, чтобы попасть на праздники?
2. Отчёт- журнал об уроке в музее: как работали? Что видели? + репортажи.
3. Выставка изделий, рисунков, кукольных костюмов народов

 
Оценка учащимися темы урока по актуальности темы для России (города, семьи): по сложности вопроса, по уровню представления темы (возможно использование цветовой сигнальной системы):
  • Красный- мах степень
  • Жёлтый  – средняя степень
  • Зеленый  – м i n степень)
 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»