Формирование учебной мотивации школьников на уроках географии
Михайлова Елена Алексеевна
Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: "Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их". Следовательно, ученик включается в любую деятельность, когда это нужно уму, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения.
В ходе педагогической деятельности многие учителя замечают, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предметам, которые ими изначально считаются несложными, предметами второго плана. Одним из таких предметов, к сожалению, является география. Как можно положительно и результативно улучшить данную ситуацию? Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии и улучшить их отношение к предмету и к учебной деятельности?
География как учебный предмет имеет богатые возможности для мотивации познавательной деятельности школьников, так как раскрывает в своем содержании необычайно красочную и разнообразную географическую картину мира, включающую природу планеты Земля, ее население и хозяйственную деятельность человека в разных уголках планеты. Само содержание школьной географии, его тесная связь с жизнью, современными событиями уже служат мотивацией учебной деятельности школьников. Сегодня мы живем в мире инновационных технологий, имеем большие возможности познавать мир вокруг нас с помощью путешествий, литературы, имеем возможнсть прикоснуться к историко-географическим архивным документам прошлого. Все это способствует привлечению интереса к предмету у обучающихся.
Мотивация учащихся на уроках происходит поэтапно.
Первый этап. Возникновение мотивации.
Второй этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.
Третий этап. Завершение мотивации.
Начало урока играет большую роль. Важно заинтересовать ребят. Можно начать с новостей, произошедших в мире. Мотивацией может служить и, необычное название урока, своеобразный девиз, который позволяет создать особый психологический климат, выйти за рамки отдельных тем учебника и решить познавательную задачу. Например: "Океан, твой час настал!", "Планета в твоих руках", "Капелька-путешественница", "Страна, где все наоборот".
Подавать обучающимся фактический материал можно в красочном обрамлении из легенд, описаний, увлекательных историй, отрывков из художественной литературы. Так, при изучении темы "Внутренние воды России", можно рассказать учащимся удивительно красивую легенду о Байкале. А выполнение практической работы в 7 классе по определению историко-культурного района проходит на основе описания путешественника.
В ходе педагогической деятельности многие учителя замечают, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предметам, которые ими изначально считаются несложными, предметами второго плана. Одним из таких предметов, к сожалению, является география. Как можно положительно и результативно улучшить данную ситуацию? Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии и улучшить их отношение к предмету и к учебной деятельности?
География как учебный предмет имеет богатые возможности для мотивации познавательной деятельности школьников, так как раскрывает в своем содержании необычайно красочную и разнообразную географическую картину мира, включающую природу планеты Земля, ее население и хозяйственную деятельность человека в разных уголках планеты. Само содержание школьной географии, его тесная связь с жизнью, современными событиями уже служат мотивацией учебной деятельности школьников. Сегодня мы живем в мире инновационных технологий, имеем большие возможности познавать мир вокруг нас с помощью путешествий, литературы, имеем возможнсть прикоснуться к историко-географическим архивным документам прошлого. Все это способствует привлечению интереса к предмету у обучающихся.
Мотивация учащихся на уроках происходит поэтапно.
Первый этап. Возникновение мотивации.
Второй этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.
Третий этап. Завершение мотивации.
Начало урока играет большую роль. Важно заинтересовать ребят. Можно начать с новостей, произошедших в мире. Мотивацией может служить и, необычное название урока, своеобразный девиз, который позволяет создать особый психологический климат, выйти за рамки отдельных тем учебника и решить познавательную задачу. Например: "Океан, твой час настал!", "Планета в твоих руках", "Капелька-путешественница", "Страна, где все наоборот".
Подавать обучающимся фактический материал можно в красочном обрамлении из легенд, описаний, увлекательных историй, отрывков из художественной литературы. Так, при изучении темы "Внутренние воды России", можно рассказать учащимся удивительно красивую легенду о Байкале. А выполнение практической работы в 7 классе по определению историко-культурного района проходит на основе описания путешественника.
Привлекательным материалом в содержании школьной географии являются и исторические факты. Например, в 5 классе учащиеся проходят тему "История открытия и освоения Земли", а в 8 классе - "Освоение и изучение территории России". Использование принципа историзма - важный фактор формирования мотивов в учебном процессе.
Нестандартные уроки (уроки - путешествия, уроки - исследования, уроки -
практические работы, в том числе - на местности) - один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними. Примером может являться практическая работа в 5 классе "Определение горных пород и описание их свойств".
При изучении географии ученикам можно предложить разнообразные творческие задания. Это ребусы, головоломки, кроссворды. Решая их, ребята становятся целеустремленнее, изобретательнее. У них появляется стремление самим составить такие задания, а затем их выполнить.
Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время. Разнообразие внеурочной деятельности школьника реализуется в следующих формах - экскурсии, олимпиады, учебные игры, поисковые и научные исследования, проекты.
Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся сегодня находится в прямой зависимости от использования на уроках и занятиях во вреурочное время инновационных технологий.
Проводимые уроки с использованием ИКТ позволяют включить учеников в активную познавательную и практическую деятельность без перегрузки, значительно повышают у школьников интерес к предмету и к процессу учения.
Проблемные задания, проблемные ситуации на уроке вызывают, как правило,
большой интерес и служат мотивацией познавательной деятельности школьников.
На успех учебной деятельности большое влияние оказывает и форма организации работы учащихся на уроке. Особую роль в развитии мотивов играют коллективные формы. при такой организации в работу включаются самые слабые ученики. Деятельность всех членов группы должна быть согласована, при этом учитываются особенности совместной мыслительной деятельности, общение в группе развивает критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, излагать свои позиции, защищать их. При работе в коллективе каждый ученик может почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует мотивации учения.
Определенную роль в мотивации играет оценка учебной деятельности школьников. На уроках можно применять нестандартные, интересные для учащихся способы контроля результатов обучения: разнообразные по форме и содержанию работы на контурных картах, различного содержания тесты, терминологические диктанты, взаимопроверка номенклатуры географических названий. Стоит применять и способ самооценки достигнутых результатов обучения. Немаловажную роль играет и своевременное выставление отметок в электронный дневник - зная отрицательный результат, ребенок самостоятельно, либо связавшись с учителем, может исправить положение уже на следующем уроке.
Школьникам необходимо разъяснять практическое значение географических знаний, их роль в повседневной жизни каждого человека и в хозяйственной деятельности всего населения. Например, знания о землетрясениях и цунами - в какой части мира или своей страны возможны, по какой причине они возникают и как необходимо себя вести при данных природных катаклизмах; или на какую форму земной поверхности лучше приземлиться гостям-инопланетянам - именно так можно начать урок в 5 классе, посвященный рельефу земной поверхности. В 8 классе при составлении сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России обучающимся предлагается определить и сравнить половозрастной состав населения отдельных регионов страны с целью определения эффективности проведения промакций компании ("Собери друзей в Париже", "Разгадай тайны пиратских сокровищ", "Дневные скидки").
Применение на уроках музыкального сопровождения, использование репродукций картин великих художников в рамках заданной темы - все это, также, способствует повышению интереса к географии.
"География - это интересно и полезно!" - таким позитивным девизом можно начинать любой урок и настраивать школьников на учебный процесс. География - это тот предмет, который всегда с нами. Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий и методов обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит, помогают повышать мотивацию к изучению предмета.
Литература.
Магнушевская Е.П. Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей
на уроках географии в условиях перехода на ФГОС
Нестандартные уроки (уроки - путешествия, уроки - исследования, уроки -
практические работы, в том числе - на местности) - один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними. Примером может являться практическая работа в 5 классе "Определение горных пород и описание их свойств".
При изучении географии ученикам можно предложить разнообразные творческие задания. Это ребусы, головоломки, кроссворды. Решая их, ребята становятся целеустремленнее, изобретательнее. У них появляется стремление самим составить такие задания, а затем их выполнить.
Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время. Разнообразие внеурочной деятельности школьника реализуется в следующих формах - экскурсии, олимпиады, учебные игры, поисковые и научные исследования, проекты.
Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся сегодня находится в прямой зависимости от использования на уроках и занятиях во вреурочное время инновационных технологий.
Проводимые уроки с использованием ИКТ позволяют включить учеников в активную познавательную и практическую деятельность без перегрузки, значительно повышают у школьников интерес к предмету и к процессу учения.
Проблемные задания, проблемные ситуации на уроке вызывают, как правило,
большой интерес и служат мотивацией познавательной деятельности школьников.
На успех учебной деятельности большое влияние оказывает и форма организации работы учащихся на уроке. Особую роль в развитии мотивов играют коллективные формы. при такой организации в работу включаются самые слабые ученики. Деятельность всех членов группы должна быть согласована, при этом учитываются особенности совместной мыслительной деятельности, общение в группе развивает критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, излагать свои позиции, защищать их. При работе в коллективе каждый ученик может почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует мотивации учения.
Определенную роль в мотивации играет оценка учебной деятельности школьников. На уроках можно применять нестандартные, интересные для учащихся способы контроля результатов обучения: разнообразные по форме и содержанию работы на контурных картах, различного содержания тесты, терминологические диктанты, взаимопроверка номенклатуры географических названий. Стоит применять и способ самооценки достигнутых результатов обучения. Немаловажную роль играет и своевременное выставление отметок в электронный дневник - зная отрицательный результат, ребенок самостоятельно, либо связавшись с учителем, может исправить положение уже на следующем уроке.
Школьникам необходимо разъяснять практическое значение географических знаний, их роль в повседневной жизни каждого человека и в хозяйственной деятельности всего населения. Например, знания о землетрясениях и цунами - в какой части мира или своей страны возможны, по какой причине они возникают и как необходимо себя вести при данных природных катаклизмах; или на какую форму земной поверхности лучше приземлиться гостям-инопланетянам - именно так можно начать урок в 5 классе, посвященный рельефу земной поверхности. В 8 классе при составлении сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России обучающимся предлагается определить и сравнить половозрастной состав населения отдельных регионов страны с целью определения эффективности проведения промакций компании ("Собери друзей в Париже", "Разгадай тайны пиратских сокровищ", "Дневные скидки").
Применение на уроках музыкального сопровождения, использование репродукций картин великих художников в рамках заданной темы - все это, также, способствует повышению интереса к географии.
"География - это интересно и полезно!" - таким позитивным девизом можно начинать любой урок и настраивать школьников на учебный процесс. География - это тот предмет, который всегда с нами. Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий и методов обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит, помогают повышать мотивацию к изучению предмета.
Литература.
Магнушевская Е.П. Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей
на уроках географии в условиях перехода на ФГОС