Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование учебной мотивации школьников на уроках географии

Михайлова Елена Алексеевна
     Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: "Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их". Следовательно, ученик включается в любую деятельность, когда это нужно уму, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения.
         В ходе педагогической деятельности многие учителя замечают, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предметам, которые ими изначально считаются несложными, предметами второго плана. Одним из таких предметов, к сожалению, является география. Как можно положительно и результативно улучшить данную ситуацию? Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии и улучшить их отношение к предмету и к учебной деятельности?
         География как учебный предмет имеет богатые возможности для мотивации познавательной деятельности школьников, так как раскрывает в своем содержании необычайно красочную и разнообразную географическую картину мира, включающую природу планеты Земля, ее население и хозяйственную деятельность человека в разных уголках планеты. Само содержание школьной географии, его тесная связь с жизнью, современными событиями уже служат мотивацией учебной деятельности школьников. Сегодня мы живем в мире инновационных технологий, имеем большие возможности познавать мир вокруг нас с помощью путешествий, литературы, имеем возможнсть прикоснуться к историко-географическим архивным документам прошлого. Все это способствует  привлечению интереса к предмету у обучающихся.
            Мотивация учащихся на уроках происходит поэтапно.
Первый этап. Возникновение мотивации.
Второй этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.
Третий этап. Завершение мотивации.
    Начало урока играет большую роль. Важно заинтересовать ребят. Можно начать с новостей, произошедших в мире. Мотивацией может служить и, необычное название урока, своеобразный девиз, который позволяет создать особый психологический климат, выйти за рамки отдельных тем учебника и решить познавательную задачу. Например: "Океан, твой час настал!", "Планета в твоих руках", "Капелька-путешественница", "Страна, где все наоборот".
       Подавать обучающимся фактический материал можно в красочном обрамлении из легенд, описаний, увлекательных историй, отрывков из художественной литературы. Так, при изучении темы "Внутренние воды России", можно рассказать учащимся удивительно красивую легенду о Байкале. А выполнение практической работы в 7 классе по определению историко-культурного района проходит на основе описания путешественника.
         Привлекательным материалом в содержании школьной географии являются и исторические факты. Например, в 5 классе учащиеся проходят тему "История открытия и освоения Земли", а в 8 классе - "Освоение и изучение территории России". Использование принципа историзма - важный фактор формирования мотивов в учебном процессе.         
            Нестандартные уроки (уроки - путешествия, уроки - исследования, уроки -
практические работы, в том числе - на местности) - один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.  Примером может являться практическая работа в 5 классе "Определение горных пород и описание их свойств".
          При изучении географии ученикам можно предложить разнообразные творческие задания. Это ребусы, головоломки, кроссворды. Решая их, ребята становятся целеустремленнее, изобретательнее. У них появляется стремление самим составить такие задания, а затем их выполнить.
          Повышать  учебную  мотивацию,  активизировать  познавательную  деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время. Разнообразие внеурочной деятельности школьника реализуется в следующих формах - экскурсии, олимпиады, учебные игры, поисковые и научные исследования, проекты.
          Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся сегодня находится в прямой зависимости от использования на уроках и занятиях во вреурочное время инновационных технологий.
   Проводимые уроки с использованием ИКТ позволяют включить учеников в активную познавательную и практическую деятельность без перегрузки, значительно повышают у школьников интерес к предмету и к процессу учения. 
         Проблемные задания, проблемные ситуации на уроке вызывают, как правило,
большой интерес и служат мотивацией познавательной деятельности школьников.
     На успех учебной деятельности большое влияние оказывает и форма организации работы учащихся на уроке. Особую роль в развитии мотивов играют коллективные формы. при такой организации в работу включаются самые слабые ученики. Деятельность всех членов группы должна быть согласована, при этом учитываются особенности совместной мыслительной деятельности, общение в группе развивает критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, излагать свои позиции, защищать их. При работе в коллективе каждый ученик может почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует мотивации учения. 
        Определенную роль в мотивации играет оценка учебной деятельности школьников. На уроках можно применять нестандартные, интересные для учащихся способы контроля результатов обучения: разнообразные по форме и содержанию работы на контурных картах, различного содержания тесты, терминологические диктанты, взаимопроверка номенклатуры географических названий. Стоит применять и  способ самооценки достигнутых результатов обучения. Немаловажную роль играет и своевременное выставление отметок в электронный дневник - зная отрицательный результат, ребенок самостоятельно, либо связавшись с учителем, может исправить положение уже на следующем уроке.
       Школьникам необходимо разъяснять практическое значение географических знаний, их роль в повседневной жизни каждого человека и в хозяйственной деятельности всего населения. Например, знания о землетрясениях и цунами - в какой части мира или своей страны возможны, по какой причине они возникают и как необходимо себя вести при данных природных катаклизмах; или на какую форму земной поверхности лучше приземлиться гостям-инопланетянам - именно так можно начать урок в 5 классе, посвященный рельефу земной поверхности. В 8 классе при составлении сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России обучающимся предлагается определить и сравнить половозрастной состав населения отдельных регионов страны с целью определения эффективности проведения промакций компании ("Собери друзей в Париже", "Разгадай тайны пиратских сокровищ", "Дневные скидки"). 
     Применение на уроках музыкального сопровождения, использование репродукций картин великих художников в рамках заданной темы - все это, также, способствует повышению интереса к географии.
       "География - это интересно и полезно!" - таким позитивным девизом можно начинать любой урок и настраивать школьников на учебный процесс. География - это тот предмет, который всегда с нами.  Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий и методов обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит, помогают повышать мотивацию к изучению предмета. 

Литература.
Магнушевская Е.П. Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей
                                 на уроках географии в условиях перехода на ФГОС

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»