Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Самойлова Ирина Александровна,
почетный работник общего образования Российской Федерации,
заместитель директора школы №580  Санкт – Петербурга по УВР

Успешность работы школы-комплекса – интеграция педагогических усилий всех субъектов.

В настоящее время правительством России уделяется повышенное внимание необходимости усиления воспитательного потенциала образовательного учреждения. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в Концепции развития системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга особое место отводится обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, необходимости создания как специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей и подростков.
Воспитательный потенциал дополнительного образования детей неисчерпаем. Это связано с тем, что дети приходят в нашу систему добровольно и, как показывает практика, более чем 2/3 из них обучаются в наших коллективах длительное время. И очень важно, чтобы педагог был готов использовать это время для воспитания личности ребенка. Для этого необходимо создание определенных условий.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 580 основана в 1989 г. В настоящее время она представляет собой учебно-педагогический комплекс: начальная, основная, средняя школа; Отделение дошкольного образования детей, Отделение дополнительного образования детей и расположена в помещениях двух  зданий. Открытие на базе школы ОДОДов  способствовало реализации образовательных программ, обеспечивающих преемственность в обучении и воспитании детей от 3 до 17 лет, интеграции общего, дополнительного и дошкольного образования, а так же необходимости создания комплексной развивающей, воспитывающей, комфортной образовательной среды.
Отделение дополнительного образования детей реализует 19 пролицензированных программ по следующим направленностям:
- физкультурно-спортивная;
- художественно-эстетическая;
- научно-техническая;
- социально-педагогическая;
- военно-патриотическая;
- культурологическая.
Являясь городской экспериментальной площадкой, 580-ая школа реализовывала  Воспитательную Концепцию Школы социального развития личности Е.Н. Барышникова. Концепция предусматривала развитие дополнительного образования. Работая над созданием воспитательной системы учреждения, мы выделили три, на наш взгляд, существенных характеристики человека как личности: Автономность, Адаптивность, и Активность. Эти три характеристики определяют систему отношений человека к себе, людям, миру. Над формированием вышеназванных качеств личности мы работаем по ведущим технологиям.
Технология духовное общение, успешно используется на занятиях объединений «Студия дизайна», «Хоровая студия», «Театральная мастерская». Диалоговое обучение особенно эффективно на занятиях по программам социально-педагогической направленности: «Лидер», «Золотое перо журналиста», «Живое право». Технология совместной самореализации актуальна на занятиях секции «Гимнастика», в объединениях «Зарница – школа безопасности», «Декоративная роспись и текстиль».
Воспитание представляет собой процесс многофакторный, непрерывный, целостный.  Оно осуществляется через содержание, формы, методы работы, принципы и функции деятельности.  Воспитательные задачи являются в нашем учреждении приоритетными в учебной деятельности, в дополнительном образовании,  во внеклассной деятельности и реализуются через интеграцию. Именно интеграция позволяет формировать личность выпускника как творческую индивидуальность,  способную  к   диалогу с  различными  субъектами  социальной жизни и самореализации во всех сферах человеческого бытия.
Работая над осуществлением процесса интеграции мы определили для себя несколько направлений. Основными мы считаем: интеграцию учебных программ, программ воспитательной деятельности, интеграцию в рамках проектов, в рамках уроков-занятий дополнительного образования.  На некоторых я остановлюсь подробнее.
Интеграция учебных программ дополнительного, дошкольного и общего образования, а также их согласование с программами и проектами воспитательной деятельности школы создает условия для формирования гармонично развитой личности; позволяет усилить воспитательный эффект образовательного процесса, придать ему целенаправленность и целостность. Например, комплекс спортивных секций и физическое воспитание на уроках физкультуры являются основой для программы по профилактике правонарушений и наркозависимости. Или патриотическое воспитание, осуществляемое на уроках истории и в объединении ДО «Предания старины глубокой» и программа «Патриотическое воспитание». Программы по социализации у дошкольников, комплекс социально-экономических программ и элективных курсов общего образования дополняются программами социально-педагогической направленности дополнительного образования.
Традиционной стала реализация ежегодных программ воспитательной деятельности совместно со школой, включающих проведение общих социокультурных событий таких как: «Виват, Санкт – Петербург!» (2006-2007г.г.); «Культура – шаг в будущее» (2007-2008г.г.); «Наша школьная страна» (2009-2010г.г.); «Содружество» (2010-2011г.г.); «Палитра успеха» (2011-2012г.г.).  Данные программы  позволяют  решить ряд актуальных проблем в сфере воспитания:  дефицит внимания детям; нереализованная потребность детей в общении;  неразвитость инфраструктуры;  проблему самореализации.
В  рамках  творческого марафона «Культура – шаг в будущее» особенно успешным стал тематический праздник  «Академия наук», который подарил нам победу в городском фестивале-конкурсе «Школьный праздник – Петербургский стиль».
Коллективом педагогов разработано несколько авторских образовательно - воспитательных проектов. Одним, из которых является  «Ярмарка возможностей», где реализуется преемственность в ряду: учебно-игровые площадки проекта – дополнительное образование – профильное обучение. Участие в проекте дает возможность обучающимся в игровой форме получить новые знания, научиться проводить небольшие учебные исследования, самостоятельно находить  ответы на интересующие вопросы и, в результате, осознанно подойти к выбору курсов предпрофильной подготовки и объединения дополнительного образования, наиболее соответствующее интересам и склонностям ребенка.
Одной из составляющих социального пространства является семья.   Если семья наряду с социумом не способствуют развитию личности ребенка, то усилия образовательного учреждения могут оказаться безуспешными. Поэтому для социального развития личности ребенка необходимо объединение усилий всех составляющих социального пространства: ОДОДа, семьи, социума. Такое   взаимодействие успешно осуществляется в результате реализации проекта «Семья – 7 я».  Проект позволяет вовлекать детей и подростков в систему коллективных  творческих дел патриотической, общественно ценной направленности; культивирует здоровый образ жизни; способствует выявлению ценностей и идеалов, лежащих в основе семейного воспитания. Система совместной деятельности с родителями создает условия для  решения не только организационных вопросов, но и вопросов совместного досуга, сплочения семьи через  общие интересы и увлечения, трансляции семейных традиций.
              Организация социального партнерства  позволяет нам эффективно реализовывать ряд воспитательных  программ:  Профилактика   правонарушений; «Толерантность – искусство жить вместе»; «Неформальные молодежные объединения», программу патриотического воспитания. Особенно интересным является сотрудничество с  Домом молодежи. Приморского района.
Поскольку вопросы воспитания, развития, духовного общения, самореализации ребенка, поддержка творческой активности сотрудников являются приоритетными в работе школы и Отделения дополнительного образования детей. Успешно и эффективно решать  данные вопросы возможно только при наличии оформленного  пространства  в культурно-исторических традициях города.
Открытие на базе школы Отделения дополнительного образования поставило перед сотрудниками ряд задач: время проводимое многими детьми в школе значительно увеличилось, следовательно необходимы зоны для отдыха, комфортная и уютная обстановка, которая привлекает детей. Наполняемость школы очень высока. Ежегодно у нас учится боле 1000 детей. Выделить отдельные помещения для занятий творческим объединениям возможности не было. Необходимо было создавать (оформлять, оборудовать) кабинеты, которые в утреннее время являлись бы учебными классами, а вечером легко могли превратиться в кабинеты для занятий по дополнительному образованию. Кабинеты, в которых есть все условия для творческой эффективной деятельности и детей, и педагогов.
Группой сотрудников образовательного учреждения, в которую вошли представители администрации, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, под руководством члена Союза художников Барановой Н.Б. была разработана программа комплексного оформления и оборудования школы. Результатом стало оформление учебных кабинетов, рекреационных зон, административных помещений и пришкольной территории.
Идея создания условий для эффективного сотрудничества учителя (педагога дополнительного образования)  и обучающегося  в процессе освоения образовательных программ общего и дополнительного образования, специализация кабинетов по направлениям: кабинет - лаборатория, кабинет - «музей», кабинет инновационных технологий, кабинет – исследовательский центр, кабинет – мастерская, кабинет гуманитарных наук реализована через оборудование комфортных, эргономичных, уютных специализированных кабинетов по всем предметам. Каждый кабинет имеет неповторимое стилистическое решение, композиционную целостность, что позволяет эффективно развивать познавательные способности детей.
Интерес педагога и учащихся к жизни русского народа, быту, народному творчеству развивался во время экспедиций в старые русские деревни. Результатом стало создание интерьера кабинета в стиле «Русская изба» со стилизованной избой, колодцем, русской печкой. Экспозиция несет огромный воспитательный потенциал, используется на уроках, во внеклассной деятельности. На базе кабинета осуществляет свою деятельность детское творческое объединение юных экскурсоводов «Преданья старины глубокой».
Один из кабинетов литературы мы называем «Литературной гостиной». Литературно-музыкальные вечера, композиции, камерные концерты  творческих коллективов, театральные капустники, проходят в уютной, салонной обстановке «при свечах» у  стилизованного камина. В этом же кабинете проходят занятия «Театральной студии».
Панорама нашего города, оформленная коваными решетками, сменная выставка творческих работ обучающихся создают в кабинете торжественную, творческую обстановку и позволяет превратить кабинет после уроков в мастерскую декоративно-прикладного искусства.
Школьники бережно и заботливо относятся к кабинетам,  в оформлении которых принимали участие вместе с родителями и педагогами.     Собранный коллекционный и исторический материал, модели, изготовленные детьми, творческие работы целесообразно используются в учебном процессе и содействуют повышению качества образования.
Оформление школы творческими работами обучающихся, их постоянная смена, информационные стенды с наградами  и итогами учебной и досуговой деятельности  имеют огромный воспитательный эффект: наглядность успехов, творческого роста учащихся побуждают детей к дальнейшему самовыражению, занятиям в  детских творческих объединениях, мотивирует  в учебном процессе. Сменная выставка детских работ изостудии в коридорах 2 этажа и в столовой  гармонично входит  в окружающую среду. Разнообразие художественных техник, направлений, сюжетов, цветовых сочетаний раскрывают творческие способности детей. Это прекрасная возможность нравственного, художественного и эстетического воспитания.
    Очень интересной и эффективной является интеграция учебных форм деятельности, позволяющая совместить функции урока и занятия в системе дополнительного образования. Например, познание уникальности, строения и красоты цветка, изучаемое в курсе биологии, используются в создании творческой работы по декоративной росписи текстиля.
Успешность процесса воспитания невозможна без координации деятельности, усилий всех субъектов педагогической деятельности (администрации, учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей, Службы сопровождения). Координация осуществляется через согласование планов, проведение совместных мероприятий, совместных совещаний, МО, преемственность программ.
Неотъемлемой частью образовательной, воспитательной  деятельности и анализа результата является педагогический мониторинг, который осуществляется по различным направлениям среди всех участников образовательного процесса. Часть применяемых методик является традиционно используемыми в ДО, а часть являются авторскими, разработанными мною как педагогом-психологом. Интерес представляет изучение мотивации учащихся в связи с тем, что потеря мотивации является глобальной в образовании. Поэтому нас радуют высокие стабильные показатели: интерес к занятиям, к процессу общения.
Сегодня мы можем говорить о достигнутых результатах, которые проявляется на уровне образовательного учреждения, педагога и ребенка. Наиболее важным для учреждения в целом мы считаем создание школы Петербургской культуры и высокий уровень взаимодействия детей, родителей и педагогов. Для педагогов: удовлетворенность процессом  сотрудничества и сотворчества,  профессиональный рост и личностная самореализация, а для ребенка – гармонизация личности, удовлетворенность результатом деятельности развитие способностей и профессиональную ориентацию.
Таким образом, в нашем образовательном учреждении созданы условия для раскрытия потенциала дополнительного образования  и его эффективного использования в воспитательном пространстве школы. А именно:

-     Рациональная организация учебного процесса;
-     Высокое качество образовательных услуг;
-     Развитие и совершенствование МТБ;
-     Стиль общения (демократичность, гуманность, толерантность);
-     Оформленное социокультурное пространство;
-     Психологический комфорт.
Дополнительное образование детей является частью общей системы образования, оно выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности. Наш педагогический коллектив  владеет широким арсеналом форм и методов организации воспитательной работы и готов к изменению подходов в решении огромного спектра воспитательных задач.

Литература:

1.    Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы.2007. – 256с.
2.    Евладова Е.Б., Золотарева А.В.,Паладьева С.Л. Интеграция общего и дополнительного образования.2006. – 296с.
3.    Тряпицина А.П. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования.2005. – 160с.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»