Захарова Людмила Алексеевна
Учитель технологии высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №18 посёлка Паркового муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2 процентов.
А ведь развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье.Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека. Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером и др.? Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Характеристика познавательных возможностей учащихся включает такие понятия как способность, талант, одаренность, гениальность. Давайте рассмотрим, что же значит каждое из этих понятий:
Способностями называются индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называются выдающиеся способности в какой - либо деятельности .чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность- высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. На уроках технологии некоторые учащиеся еще в 5 классе проявляют интерес к различным видам декоративно прикладного творчества. Главное направить ребенка и развить его творческие способности. Работа в этом направлении возможна при преемственности работы образовательного учреждения и системы дополнительного образования. В нашей школе уважают личность ребенка и с ним занимаются не только на уроках, но и системе дополнительного образования. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы работы с одаренными детьми:
– индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области:
– каникулярные сборы, мастер-классы;
– система творческих конкурсов, фестивалей.
Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются в сфере художественного развития. В Центр внешкольной работы часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний.
В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования..
Дополнительное образование – составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде.Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.Индивидуально-личностная основа деятельности Центра внешкольной работы позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования. Исходя из потребностей детей в более глубоком изучении художественной обработки материалов, которые выходят за рамки предмета технологии, появилась необходимость создания программы дополнительного образования «Основы Кубанских ремесел». ( Приложение 1)
Посещая, кружки художественного творчества, учащиеся приобретают опыт творческой деятельности. Эти навыки позволяют им быть успешными в учебной, учебно-исследовательской и творческой деятельности. Это особая форма интеллектуальной, творческой деятельности, благодаря которой формируется положительная мотивация к учению, создаются условия для углубленного изучения научных дисциплин. Появляется возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем, через самостоятельную работу. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламентировано и способно к построению диалогических отношений. Здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, т. е. детьми и педагогом как равноправными субъектами. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Интенсивное развитие системы дополнительного образования на основе более полного выявления индивидуальных способностей, интересов, склонностей детей расширяет традиционные представления об образовании. Главное заключается в том, что одаренные дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других детей, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития.
Но в то же время чем выше уровень достижений, тем шире и глубже у многих из этих детей диапазон собственных переживаний, тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи Одаренность – это не только дар, но и испытание для ученика. И понятно, что одаренный ученик – это тоже дар и испытание для учителя, т.е. тот пробный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления.