Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
 
 
Новый закон «Об образовании» всерьёз затронул альтернативные формы получения образования
 
В тексте федерального закона «Об образовании», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, больше нет такой формы получения образования, как экстернат. Учащиеся, которые по тем или иным причинам не могут посещать массовую школу, и их родители бьют тревогу, боясь, что им придётся возвращаться к стандартной классно-урочной системе. И вопрос этот отнюдь не праздный, как может показаться. Несмотря на то, что альтернативным формам обучения уделяется не слишком много внимания, огромное количество одарённых детей, музыкантов, спортсменов, известных деятелей учились экстерном и именно благодаря этому добились большого успеха в жизни. Попробуем разобраться, так ли страшен в этом плане ФЗ, как его малюет воображение. 
 
Ходишь-ходишь в школу, вдруг – бац!..
 
Несмотря на значительные коррективы в нынешнем законодательстве, для школьников, которые учатся на дому, сам процесс, по сути, меняется мало. Получение общего образования в существовавшей ранее форме экстерната предполагало самостоятельное изучение школьного курса с последующей аттестацией. То есть, в основе лежали те же самые семейное или самообразование, которые остались и в новой редакции закона. Раньше при экстернате учащийся, ориентируясь на программу, посещал дополнительные занятия в школе, в которую был зачислен, сдавал промежуточные и итоговые экзамены и получал документальное подтверждение своих знаний. В двух других указанных случаях он учился самостоятельно или при поддержке родных, в том виде и объёме, который считал нужным, и обращался в образовательное учреждение только для аттестации. 
 
Ничто не мешает сегодня ученику, который раньше обучался в экстернате, официально, по документам, получать образование в самостоятельной или семейной форме, и при этом постигать программу, как прежде, дома, посещая консультации учителей-предметников в школе, к которой он прикреплён. Тем более, что несмотря на отсутствие формы получения образования «экстернат», привычное понятие «экстерны» в новом законе всё же обозначено, и суть его сводится к тому, что это «лица, зачисленные в организацию… для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации» (пункт 9 части 1 статьи 33). А в соответствии со статьей 17 «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения». В общем, в плане учебного процесса как такового – те же яйца, только в профиль. Сложность может возникнуть лишь в том, что государственные школы не слишком жалуют таких учеников, что неминуемо сказывается на качестве образования и успеваемости. Понятное дело, не лучшим образом. Почему так происходит – это отдельная грустная история про нормативно-подушевое финансирование бюджетных учреждений, но началась она не сейчас, а намного раньше. 
 
Мал золотник да долог
Что же касается компенсаций родителям, чьи дети получают образование в семье, то здесь теперь всё очень туманно. Федеральный закон никак не регламентирует подобные выплаты, локальные подзаконные акты будут приниматься ещё долго, в итоге денег можно не дождаться и вовсе. «На основании нового ФЗ «Об образовании» директор отказывается платить нам компенсацию в этом году. Ответьте, пожалуйста, кто знает точно, отменяет ли ФЗ местное постановление о выплатах за СО (семейное образование. – Прим. авт.)? (никакого местного постановления об отмене выплат принято не было)… Приближается сентябрь, отказали в оплате однозначно. Но на словах», – пишет на форуме интернет-проекта «Семейное образование» пользователь Mama3 из Нижегородской области. 
 
Впрочем, и ранее в разных регионах существовали проблемы с получением выплат. Даже при имеющихся местных нормативных документах добиться от чиновников исполнения своего права на компенсацию в том же Санкт-Петербурге удавалось немногим. Так, один знакомый юрист, отец ребёнка-«семейника», признался, что если бы не профессиональный интерес, бросил бы это дело на полпути. 
 
В Москве ситуация была попроще благодаря принятым на региональном уровне подзаконным актам, однако, как всё будет развиваться, покажет время. Пока большинство столичных сторонников домашних форм обучения остаются верны своему выбору. «Те, у кого деньги главная причина перехода на СО, отсеются, конечно, но не думаю, что это будет большая часть… Отменят выплаты – выкрутимся, но обратно в школу не вернёмся, в наш век интернета можно всему научиться самостоятельно», – уверяет форумчанин VRS на портале «Семейное образование». Однако чаще всего дело здесь не столько в убеждениях, сколько в жизненных ситуациях – у каждого своих, но из-за которых люди и обращаются к аттестации экстерном. А несколько тысяч рублей в месяц – безусловно, подспорье, но далеко не панацея. «Без отказа от много чего могут обойтись и при наличии компенсаций только богатые. А нам, например, деваться просто некуда, оттого, что компенсации отменят, причины, по которым выбрано СО, никуда не исчезнут», – размышляет москвичка Igra на том же форуме. 
Причины, по которым обращаются к альтернативным формам образования, у всех, конечно, разные. И далеко не всегда они кроются в самом ребёнке. Вот что рассказывает мама выпускника одного из петербургских экстернатов, ныне студента престижного вуза, реализующего образовательную программу в рамках приоритетного нацпроекта: «Я сама – педагог с большим стажем, и случаи с моими студентами бывали всякие, но дома мы столкнулись с тем, что успешно пройдя начальную школу, в средней сын вдруг начал говорить про одну из учительниц: «Мама, она глупая». И он это аргументировал! Проблему можно было решить, только перейдя в другое учебное заведение или экстернат. Времени экспериментировать у нас не было – ситуация уже слишком накалилась. Когда сын начал учиться экстерном, у него, конечно, тоже бывали претензии и к педагогам, и к родителям. Но ни разу он не назвал преподавателя «неумным». Уважение к учителю у него, в отличие от многих учеников обычных школ, осталось незыблемым. И я рада, что мы не стали его ломать и заставлять быть как все».
 
Частный спектр
 
Если бюджет семьи позволяет, многие учащиеся, заинтересованные не только в документе, но и в результате, стремятся перейти в добротное частное учреждение. Спектр образовательных услуг там, как правило, гораздо шире, а внимания экстернам – разумеется, при качественном подходе к работе – уделяется намного больше, чем в массовых школах. К тому же, имеющие серьёзную педагогическую и материально-техническую базу негосударственные организации очень активно используют дистанционное обучение и электронные образовательные ресурсы. Это не только делает учебный процесс намного удобнее и эффективнее, но и позволяет жителям периферии и даже подданным других государств оканчивать школы крупных городов, лишь ненадолго уезжая из дома для сдачи итоговых экзаменов. Правда, для того, чтобы выдавать такие же аттестаты, как в обычных школах, частное учреждение должно иметь государственную аккредитацию. Но даже при её наличии многое сейчас придётся переделывать и приводить в соответствие с изменившимся законодательством. 
 
«Безусловно, новый закон «Об образовании» доставил нам немало хлопот, – рассказывает директор частной школы «Экспресс» Санкт-Петербурга Ольга Владимирская. – Более 15 лет мы являлись экстернатом: с тех самых пор, как эта форма получения образования только-только была узаконена. И вот теперь необходимо полностью заменить всю нашу нормативную базу так, чтобы учащиеся могли продолжать учиться в удобной для них форме, ведь все они по тем или иным причинам не могут ходить в массовую школу. Это огромный объём работы, но мы понимаем, что чем тщательнее сейчас подготовим все нужные документы, тем будет лучше и для наших экстернов, и для нас самих». 
 
Экстерны – двигатель образования? 
 
Независимо от того, в какой организации экстерн аттестуется, индивидуальный подход в образовании оправдывает себя. «Успеваемость детей с годами только растёт, а количество медалистов не уступает – в процентом соотношении – школьным результатам», – отмечают эксперты Единой информационной службы «Экстернаты Москвы». Так, по статистике этого сервиса, в 2010/11 и 2011/12 учебных годах на «4» и «5» школу окончили 73% учащихся. Результаты ЕГЭ у них также выше средних по стране. 
 
К сожалению, сводных данных об успеваемости петербургских экстернов найти не удалось, но анализ показателей ряда школ Северной столицы, аттестующих школьников, обучающихся на дому, демонстрирует ту же тенденцию. Да и в целом по стране ситуация вряд ли сильно отличается, вопреки мнению скептиков. Руководитель объединения родителей «Свободное развитие» и автор интернет-проекта «Семейное образование» Игорь Чапковский в интервью воронежскому интернет-журналу «Downtown.ru» заявил: «Я считаю, что у идеи семейного образования просто нет минусов, если родители готовы вкладывать свое время, волю и интеллект в образование детей. Таких родителей и таких семей, конечно, никогда не будет слишком много – это родительская элита. Они не вытеснят обычные школьные учреждения и системы, но всегда будут способствовать их улучшению и развитию». 
 
Хочется верить, что законодательные новшества не превратят сторонников альтернативных форм обучения в изгоев образовательной системы, но, напротив, со временем позволят россиянам всё чаще обращаться к семейному и самообразованию не из необходимости, а по внутреннему убеждению. Польза от этого очевидна. 
 
Надежда Костырева
 
 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»