Сухобская Г.С., Шадрина Т.В
Санкт-Петербургский государственный
университет технологии и дизайна
Self-control training as vital strategy of youth__
G.Suhobskaya. T.Shadrina
University of technology and design of Saint-Petersburg
В статье раскрываются основные направления персонификации образования, которые способствуют выработке саморегулятивных механизмов жизнедеятельности молодежи.
In article the basic directions of personification of formation which promote development self-control mechanisms of ability to live of youth reveal.
Ключевые слова:жизненная стратегия, самоуправляемое обучение, персонификация образования, саморегуляция, проблемно-рефлексивное мышление, проектирование, интерпретация
Keywords:vital strategy, homing training, formation personification, self-control, problem-reflexive thinking, designing, interpretation
Развитие механизмов саморегуляции жизнедеятельности современного человека — одна из ведущих идей образования, реализация которой во многом определяет социальную и профессиональную активность молодежи. Обозначенный сегодня « ответ» образования современности может быть сформулирован как самый общий социальный и методологический принцип: выход образования за пределы оценки качества образования внутри данной конкретной формы в новый стратегический план — образование для жизни — во всех формах ее проявления. Так, сформулированные в философии образования и культурологии тезисы о сущности гуманизации и гуманитаризации общества ставят в качестве важнейшей задачи образования – обоснование методов персонификации образовательных процессов, которые способствовали бы «открытию себя» и способов обучения на основе формирования таких личностных свойств и способностей, как самопонимание, самооценка и самопрогнозирование себя и своей деятельности.[1]
Применительно к образованию проблема самодетерминации, развития саморегулируемого поведения человека в постоянно и быстро изменяющемся мире становится ведущей. Ее понимание и поиск способов решения затрагивает основополагающие позиции образования и, прежде всего, — его цели.
В практике образования два понятия— « адаптация» и « мобильность» бытуют в осмыслении позиции образовывающегося человека в меняющемся мире. Они выступают как педагогические аналоги (наиболее обобщенные модели поведения) психологических феноменов детерминации и самодетерминации, регулируемого и саморегулируемого поведения.
В ситуации глобализации при высоком темпе роста информационного и культурного багажа человек все больше стремится сохранить автономность и независимость своего поведения, способа своего личного жизнестроительства. Его активность чаще всего не ограничивается насущными потребностями. Он мобилен ради достижения поставленных жизненных целей. Другой вопрос, насколько эти цели выходят за пределы его личности.
Современный мобильный и активно действующий на основе саморегуляции человек в постоянно меняющемся мире все в большей мере персонифицирует свою жизнь в обществе, опираясь на те личностные механизмы, которые поддерживают его исключительность и самобытность, развивая собственную рефлексивную критическую и самостоятельную позицию, вырываясь из «психологического симбиоза» (Э.Фромм) с изначально сложившимся вокруг него окружением.
Каждый человек сам определяет, что ему нужно, к чему он стремится, во что он вкладывает свои ресурсы, время, здоровье, деньги. В жизни становится все больше таких ситуаций, когда ничто и никто не сможет подсказать, как действовать, когда человек сам принимает решения. Образование должно помочь научиться принятию этих решений.
Не случайно, все «Четыре столпа образования ХХ1 века», о которых заявило ЮНЕСКО (уметь учиться; уметь работать вместе; уметь жить с другими и уметь просто жить»), — это ведущие « жизненные» умения, которые помогают человеку найти свой жизненный путь в постоянно и интенсивно изменяющемся мире. В том числе и профессиональный путь.
Если обратиться к современному вузовскому образованию, то цели (как направленность на реализацию его ценностей) заложены в образовательных стандартах и обозначены в виде набора компетенций, которыми овладевает студент по каждой изучаемой дисциплине. Этот стандарт включает перечень способностей студента в использовании полученных знаний при решении профессиональных, прежде всего , новых, задач, а также реализации его жизненных позиций и ценностных ориентаций. При, казалось бы, существенных различиях в направленности этих компетенций есть общее, что их объединяет: все они отражают внутреннюю позицию личности и ее проявления в поведении.
Какой же должна быть эта внутренняя позиция обучающегося ?
Главный термин, обозначающий эту позицию, — самостоятельность, т.е. полная готовность без дополнительных указаний и помощи со стороны всяких форм « сопровождения» успешно ориентироваться в новых ситуациях социальной жизни и успешно решать новые профессиональные задачи, быть не только хорошим исполнителем, но и проектировщиком своей деятельности и ее оценивателем, что требует развития проблемно-рефлексивного мышления как главного « руководящего», « управляющего» психологического механизма в его жизнедеятельности и профессии.
Выход в метапозицию — это и есть та новая роль, которая обеспечивает самостоятельность в поведении человека. Такая позиция может и не сформироваться или сформироваться ущербной, если в образовательном процессе на протяжении всего периода обучения эта способность специально не отрабатывалась.
Оптимальный путь развития проблемно-аналитического, проблемно-рефлексивного мышления — в создании в учебном процессе ситуаций, постоянно требующих самостоятельного решения новых и постепенно усложняющихся для обучающегося задач, как в условиях выполнении конкретных проектов, так и при освоении информации из разных источников (устных и письменных). Для этого необходим выход в «метапозицию» (в «над-позицию») ,чтобы выбрать для себя в той информации, которая добыта другими людьми и изложена в книгах, статьях, лекциях и на сайтах, то, что отвечает, с позиции познающего, главному замыслу. Иными словами, обучение должно строиться на основе постепенного перевода обучающегося в позицию самообучающегося на основе развиваемой в обучении потребности в саморегуляции, познании себя в образовательных процессах, когда сам обучающийся осознанно адаптирует к себе содержание обучения, что необходимо на протяжении всей его жизни. Выработка подобного внутреннего механизма, инструмента саморегуляции познавательно-образовательной деятельности в любых ее видах и формах становится важным направлением современного образовательного процесса. Отсутствие его ведет к «интеллектуальному
инфантилизму» — постоянной зависимости от других, ожиданию их интеллектуальной помощи в решении своих задач, что может сохраняться у человека всю жизнь.
Другой путь развития саморегулятивных механизмов в обучении - проектирование различного уровня и масштаба, которое всегда сочетается с аналитической работой и как бы надстраивается над уже имеющимся опытом. Проектирование — это творчество, но творчество, обращенное к четко прогнозируемому результату. Обучение процессу авторского созидания, воплощенному в проекте, — наиболее ценный способ обучения, осуществляемый в современных вузах.
Важное направление организации процесса обучения — развитие способности студента к самостоятельной интерпретации знаний .
Аналитическая работа, связанная с интерпретацией, — сложный вид познавательной деятельности, которая строится на основе продуктивных (творческих) процессов. Наиболее высокий ее уровень — первичная самостоятельная интерпретация авторского текста. Вместе с тем важно отметить, что психологически интерпретация авторского текста самим человеком может быть осуществлена только на основе «схватывания», понимания общего смысла авторского текста. Попытка сразу «по-своему» истолковать текст без «схватывания» его авторского замысла и его воплощения в структуре текста, вряд ли может быть признана целесообразной. Свое истолкование может быть только при понимании авторской идеи и внутреннем диалоге с ним на основе значимых социокультурных критериев. В процессе анализа текста, созданного другими, человек может или согласиться с интерпретацией того или иного факта, явления, закономерности и т.п., осуществленного другими людьми, авторами, интерпретаторами, или попытаться заново определить для себя его главные смыслы, контексты, следствия и т.п. Второе чаще всего осуществляется в том случае, если человек самостоятельно решает какую-то новую для себя проблему, ищет гипотезу, объясняющую новые факты и т.п. Поэтому интерпретация как способ познания может быть и продуктивным творческим актом, и обычной репродукцией уже известного, объясненного другими людьми. Хотя в последнем случае это в сущности уже не интерпретация.
Выстраивание новой системы обучения естественно вырастает из существующей и включает по возможности все найденные ею способы и приемы, развивающие самостоятельность, индивидуальность обучающегося, т.е. дидактические способы развития саморегуляции деятельности.
В подобном подходе мы видим возможность формирования востребованных реальной практикой социальных и профессиональных компетенций будущих специалистов как основы разрабатываемой молодым человеком жизненной стратегии.
[1] См.Персонификация профессионально-педагогического образования: на пути к самоуправляемому обучению. Монография./ Под ред. М.Б.Есауловой.- СПБ: СПГУТД, 2010