автор: Штельмах Елена Дмитриевна
учитель информатики школы № 306
Адмиралтейского р-на г. Санкт-Петербурга
В процессе изучения информатики и информационных технологий в начальной школе эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий. В данной статье рассматривается применение учебника-тетради авторов С.Н. Тур и Т.П. Бокучава для 3 и 4 класса на уроках информатики и ИКТ как способ формирования и развития универсальных учебных действий. Методический аппарат учебника-тетради «Информатика и ИКТ» позволяет системно решать задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Рассмотрим различные УУД заложенные в учебнике и примеры учебных заданий.
Личностные универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» ученик получает возможность для формирования
· умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения
· широкую мотивационную основу учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника формирует отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Действие нравственно-этического оценивания
Развитие действия нравственно-этического оценивания происходит во время изучения содержательной линии «Компьютеры в жизни человека» (3 класс), а также в процессе создания различных информационных объектов с помощью компьютера (4 класс).
Результатом развития УУД нравственно-этического оценивания на уроках информатики и ИКТ является сознательное принятие и соблюдение правил работы с компьютером, а также правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика и его одноклассников.
Изучение правил поведения в компьютерном классе (3-4 классы) и этических норм работы с информацией (3, 4 классы) развивает умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, углубляет знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Регулятивные универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» выпускник научится:
· принимать и сохранять учебную задачу
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
· адекватно воспринимать оценку учителя
· различать способ и результат действия
· вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
· проявлять познавательную инициативу
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» ученик получит возможность для формирования действий:
· выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
· осознание качества и уровня усвоения.
Универсальные учебные действие планирования и целеполагания
Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий по решению задачи или достижению цели способствует интенсивному развитию УУД планирование. Это задания типа «Составь алгоритм…». Содержанием этих заданий является:
· планирование учебной и бытовой деятельности школьника,
· планирование действий формальных исполнителей
Начинается обучение с развития функции принятия внешнего плана. Цель при этом задаётся учителем или учебником. В четвёртом классах формируется действие самостоятельного целеполагания. Примеры заданий на определение последовательности действий.
Задание № 2 (учебник 4 класса, урок 3) Составление плана утреннего распорядка и более сложная задача – Задание № 1 (выкатывание шариков из желоба)
После выполнения заданий в учебнике-тетради, задачи по определению последовательности действий закрепляются заданиями за компьютером в прикладной программе «Алгоритмы».
Система заданий, связанных с одновременным анализом нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения необходимой информации стимулирует действия по формированию внутреннего плана. Примеры таких заданий:
- Задание на составление «магического квадрата» (учебник 4 класса, Урок 4),
- Восстановление примера по заданному алгоритму в виде блок – схемы (учебник 4 класса, Урок 5),
- Для заданного арифметического примера составить и записать алгоритм в виде блок-схемы (учебник 4 класса, Урок 5).
Универсальные учебные действия контроля и коррекции
Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» (4 класс) создаёт информационную среду для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Исполнив алгоритм, ученик сличает способ действия и его результат, то есть соответствие конечного состояния исполнителя поставленной в задании цели и в случае обнаружения отклонений вносит исправления в алгоритм. При работе за компьютером каждый сеанс работы на компьютере заканчивается сличением способа действия и его результата с заданным эталоном и внесения необходимых изменений.
Создание информационных объектов (4 класс) предполагает самостоятельное планирование работы на компьютере (внутренний план) и сравнение созданных на компьютере информационных объектов с заданием (эталоном) и внесение изменений в случае необходимости.
Примером таких заданий могут служить задания по составлению алгоритмов для формального исполнителя Колобок. Задания включают в себя как составление алгоритмов, так и исправление ошибок в составленном алгоритме. Кроме того задания поддерживаются прикладной компьютерной программой «Колобок».
Познавательные универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» выпускник научится:
· осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации,
· организацию информации в виде списков, таблиц, деревьев многому другому
· использовать знаково-символические средства
· ориентироваться на разнообразие способов решения задач
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
· проводить сравнение, классификацию по заданным критериям
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
· устанавливать аналогии
· владеть общим приемом решения задач
Примером таких заданий являются задания учебника-тетради для 3 класса по:
- Кодированию информации (Урок 8, 9,10,11)
- Организации хранения информации (Урок 13)
- Обработка информации. Базы данных (Урок 17, 18)
Логика и информация (Урок 27,28)
Общеучебные универсальные действия
Действие «поиск и выделение необходимой информации». Для развития действия поиска и выделения информации учебник-тетрадь для 3 класса содержит систему заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию в словаре, в тексте, а также других источниках информации, определяемых учениками.
Действие «знаково-символическое моделирование». Действие развивается на протяжении всего срока обучения. В 3 классе составление знаково-символических моделей рассматривается в теме «Кодирование информации». Пространственно графические модели реальных объектов ученики используют и видоизменяют при изучении тем «Устройство компьютера» и «Алгоритмы и исполнители».
В третьем и четвёртом классах учащиеся используют готовые графические модели процессов для решения задач, а также составляют такие модели самостоятельно в процессе изучения темы «Алгоритмы и исполнители». К таким моделям относятся алгоритмы перехода объектов из начального состояния в конечное. Широко используются табличные модели. Таблицы используются для описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Развитие действия выбора эффективных способов решения задач осуществляется в 4 классе и связано с составлением алгоритмов формальных исполнителей. Критерии эффективности вначале задаются учителем, а затем формулируются учениками.
Общеучебные универсальные действия формируются при помощи следующих заданий:
Задания, формирующие навыки знаково-символического моделирования:
- Задание 2 (Учебник-тетрадь 3 класс, Урок 8), Задание 1 (Учебник-тетрадь 3 класс, Урок 9), Задание 2, 3 (Учебник-тетрадь 3 класс, Урок 10), Задание 1 (Учебник-тетрадь 3 класс, Урок 13), Домашнее задание (Учебник-тетрадь 3 класс, Урок 13).
Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- Задание 1 (Учебник-тетрадь 3 класс, Урок 20), Задание 4 (Учебник-тетрадь 3 класс, Урок 21), Домашнее задание № 1 (Учебник-тетрадь 3 класс, Урок 19).
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий:
- Задание № 1 (Учебник-тетрадь 3 класс, Урок 23).
- Задания на составление циклических алгоритмов для исполнителя Колобок: Задание 2 и Дополнительные задания (учебник-тетрадь 4 класс Урок 17), Задание 1 (учебник-тетрадь 4 класс Урок 18), Задание 1 (учебник-тетрадь 4 класс Урок 19), и др. Аналогичные задания выполняются за компьютером. Возможно вариативное проведение урока – с проверкой составленного алгоритма в тетради – за компьютером, или сразу составление за компьютером.
Анализ двух – трёх разнородных информационных объектов (текст, таблица, дерево, список, рисунок, схема) с целью выделения необходимой информации:
- Задание 1 (учебник-тетрадь 3 класс Урок 13), Задание1 (учебник-тетрадь 3 класс Урок 20), Задание 1 (учебник-тетрадь 3 класс Урок 23), Домашнее задание (учебник-тетрадь 3 класс Урок 23), Примеры различных видов информации Урока 1, 4 класс
Универсальные логические действия
Анализ объектов с целью выделения признаков. Развитие действия анализа объектов начинается в 3 классе в процессе выполнения заданий, связанных с развитием логического мышления. В третьем и четвёртом классах развитие данного УУД осуществляется в рамках изучения тем «Объекты и их свойства» и «Действия объектов».
Примеры заданий:
-Задания 1, 3,4. (учебник-тетрадь 3 класс Урок 3), Задания 1, 2 и Дополнительное (учебник-тетрадь 3 класс Урок 2)
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. В 3 классе развитие действия выбора оснований и критериев для сравнения осуществляется в процессе решения заданий типа «продолжи последовательность». Рассматриваются численные, символьные и графические последовательности.
Например: Задание 2 (учебник-тетрадь 3 класс, Урок 8)
В третьем классе данное УУД развивается в рамках тем «Организация хранения информации», «Таблицы», «Порядок записей в таблице».
Задания Уроков 13, 17, 18, 20, 22, 24, 25 (составление табличных баз данных)
Построение логической цепи рассуждений. УУД развивается на протяжении всего периода обучения информатике в процессе изучения всех основных содержательных линий. В 3 классе вводится понятие истинных и ложных высказываний. Задания на определение истинности содержат высказывания с кванторами общности (все, некоторые, каждый, ни один и т.д.).
В третьем классе рассматриваются сложные высказывания, образованные с помощью действий логического сложения и умножения. Учащиеся выполняют задания на определение истинности сложных высказываний и составление сложных высказываний как условия выбора продолжения действий в алгоритме. Содержательно задания связаны с решением математических задач, а также анализом геометрических фигур.
- Задание 1, 2, 3, 4,5,6 (учебник-тетрадь 3 класса, Урок 27),. Задание 2, 3, 4 (учебник-тетрадь 3 класса, Урок 28),.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» выпускник научится:
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной
· учитывать разные мнения
· формулировать собственное мнение и позицию
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
· задавать вопросы
· аргументировать свою позицию
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Развитие коммуникативных действий происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре. Также в методическом аппарате учебника-тетради предусмотрены уроки – конкурсы, уроки – игры, в которых учащиеся разделяются на команды, а команды выбирают капитанов. Задания связаны с материалом учебника и формируемыми универсальными учебными действиями.
Примеры таких уроков:
- Игра «Информация и мы» (3 класс, Урок 7)
- «Повторение изученного материала. Игра «Веселая информатика» (3 класс, Урок 23)
- Игра - конкурс «Учение с увлечением» (3 класс, Урок 26)
- Игра «Фокусы с числами» (4 класс, Урок 5)
- Игра «Найди клад» (4 класс, Урок 13)
- Игра - диктант «Расположи предмет» (4 класс, Урок 26)
- Игры «Кукарямбище» и «Скопируй фигуру» (4 класс, Урок 28)
Заключение
Таким образом, можно говорить не только об учебнике, формирующем и развивающем универсальные учебные действия у учащихся начальной школы на уроках информатики, а о целом учебно-методическом комплексе, решающем эту задачу и обеспечивающем индивидуализацию обучения и делающем его уровень более интенсивным. Обучение становится интересным, мотивированным, включающим ученика в коллективную работу, но при этом создавая условия для проявления собственных интеллектуальных и творческих способностей.
Список литературы
1. С.Н. Тур и Т.П. Бокучава «Учебник – тетрадь по информатике для 3 класса», СПБ.; БХВ-Петербург, 2009г.
2. С.Н. Тур и Т.П. Бокучава «Учебник – тетрадь по информатике для 4 класса», СПБ.; БХВ-Петербург, 2009г.
3. С.Н. Тур и Т.П. Бокучава «Методическое пособие по информатике для учителей 2 – 4 классов общеобразовательных школ», СПБ.; БХВ-Петербург, 2007г.
4. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли»» Система заданий; пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова,. М.; Просвещение, 2010г.