Подготовила педагог-психолог
Буркацкая Н.В.
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Понятие детской одаренности
Под одаренностью понимаем качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности. Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов.
Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкии, Б. Кларк, Дж. Репзулли, С. Риз и др.). одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах детства.
Потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует небольшая часть детей.
В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.
Или тех детей, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Основные цели, задачи и принципы работы
образовательного учреждения с одаренными детьми
Основная цель работы – это целевое комплексное развитие специальных способностей одаренных детей.
Для достижения данной цели должны быть решены следующие задачи:
1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
2) отслеживание развития одаренности каждого ребенка через создание и ведение банка данных;
3) создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, творческого и морально-физического развития одаренных детей;
4) разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работу с одаренными детьми;
6) создание условий для реализации одаренными детьми их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской, поисковой и учебной деятельности;
7) создание условий для комфортного развития и становления одаренного ребенка как социально адаптивной и социально ответственной личности.
Основные принципы работы с одаренными детьми.
1. Не навреди!В работе с одаренными детьми необходимо в первую очередь определить сильные и слабые стороны каждого ребенка. Этот принцип особенно значим при построении индивидуальной траектории развития ребенка.
Этот принцип реализовывается через составление и постоянное пополнение банка данных на одаренных детей школы.
2. Из вышеназванного принципа вытекает принцип научности, согласнокоторому необходима хорошо организованная, эффективная и постоянно действующая система выявления одаренности, причем в этой работе должны быть задействованы не только дети, но и педагоги и родители.
Этот принцип реализуется через диагностико-статистическое направление. Для этого разработан специальный психолого-педагогический инструментарий (см. приложение 3 на компакт-диске).
3. Принцип взаимодействия с семьей?
Семья играет важнейшую роль в образовании и воспитании одаренного ребенка. Результаты реализации программы работы с одаренными детьми только тогда будут иметь положительную динамику, когда школа и семья будут работать в тесном контакте.
Этот принцип реализуется через систему просветительских, консультационных и развивающих мероприятий, активными участниками которых становятся родители одаренных детей. Как правило, эту категорию родителей бывает не сложно привлечь к совместной работе, и отдача всегда ощутима. Поэтому необходимо проводить родительские лектории, собрания и тренинговые занятия как для родителей, так и для родителей совместно с детьми и педагогами.
4. Принцип гуманности и открытости.
Обретение ребенком реалистичного представления о себе является важнейшим принципом работы. И это закономерно в свете того факта, что школьное детство является сензитивным периодом для формирования самооценки и уровня притязаний детей. Ребенок, имеющий представление о своих потенциальных и актуальных способностях, обретает еще больше возможностей для индивидуальной самореализации.
5. Принцип доступности.
У большинства детей уже в раннем детстве проявляются способности достаточно широкого спектра. Важным аспектом психолого-педагогической работы является развитие ребенка как в направлении уже выявленных и реализуемых способностей, так и развитие других сторон специальной одаренности и формирование новых качеств личности. Принцип доступности дает возможность ребенку посещать занятия, развивающие различные виды одаренности.
6. Принцип ведущей роли интересов и актуальных потребностей ребенка.
Уместно предлагать ребенку те задачи, которые соответствуют его психологическому возрасту, независимо от совпадения или несовпадения его требований с темпами роста интересов сверстников.
7. Принцип коммуникативности.
Означает возможность общения детей разного возраста. Этот принцип реализовывается через систему факультативных и тренинговых занятий, олимпиад, организацию научного общества учащихся.
8. Принцип сотрудничества, реализуемый через совместную продуктивную творческую деятельность, предполагает специальную подготовку педагогов к работе с одаренными детьми. Принцип осуществляется через краткосрочные курсы повышение квалификации педагогов, самообразование, методическую работу.
9, Принцип «ближайшего» развития (Л. С. Выготский) предполагает обеспечение поступательного хода развития одаренного ребенка.
Классификация детской одаренности
Для создания в школе комплексной системы работы с одаренными детьми мы рекомендуем использовать разработанную отечественными психологами классификацию детской одаренности, которая включает четыре основных вида одаренности.
1. Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).
2. Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо специальной деятельности).
3. Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).
4. Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий
Академически и интеллектуально одаренные дети
Академически одаренные дети — успешно обучаются в школе: отлично справляются с учебным материалом, имеют глубокую и стойкую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности (академическую одаренность).
Интеллектуально одаренные дети — всегда имеют высокие показатели специальных тестов, выявляющих уровень интеллекта. Это — дети с врожденными высокими интеллектуальными возможностями, для которых стандартные учебные задачи чаще всего не интересны (интеллектуальная одаренность).
Академически одаренных детей мы специально объединили в одну группу с интеллектуально одаренными детьми. Этот шаг был обоснован, во-первых, тем фактом, что академически одаренные дети имеют, как правило, коэффициент интеллекта и уровень развития мыслительных операций па высоком или выше среднего уровне развития. Безусловно, прямая зависимость между успешностью в учебной деятельности и интеллектуальным развитием существует, и это доказывают проводимые нами диагностические исследования, но среди академически успешных детей немалую группу составляют дети, имеющие уровень развития интеллекта выше нормы, но не высокий. Для таких детей освоение школьной программы не составляет никакого труда (в свете того факта, что школьная общеобразовательная программа рассчитана па средний уровень интеллектуального развития, т. е. па возрастную норму). Во-вторых, работа по сопровождению академически и интеллектуально одаренных детей имеет много общего, и этот момент является важным при планировании работы со школьниками. Полное слияние понятий академической одаренности и интеллектуальной одаренности мы не допускаем ввиду того, что дети, имеющие признаки интеллектуальной одаренности, в силу различных причин как мотивационного, социального, так и биологического характера, не всегда бывают полностью успешны в учебной деятельности.
Мы обозначили следующие критерии определения академической одаренности для детей младшего школьного возраста, основываясь на требованиях базовых учебных курсов.
Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, имеет богатый словарный запас и способен понимать сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; понимает и исключительно точно и прочно запоминает прочитанное; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет необыкновенный интерес к написанию букв и слов; демонстрирует умение читать.
Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; демонстрирует необычное для своего возраста понимание математических отношений и легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег; часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.
Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; интересуется естественно-научными опытами и экспериментами; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понятия.
Академически одаренных детей на всех этапах школьного обучения (начальное, среднее и старшее звено) отличает высокая стойкая мотивация к познанию, усердие в освоении всех учебных предметов, собранность, высокая самодисциплина и требовательность к собственным научным достижениям.
Критерии определения интеллектуальной одаренности
мы выделили, основываясь на классической психодиагностике интеллекта:
o ребенок имеет высокий коэффициент интеллекта (выше 110, по Векслеру, Гилфорду, Кеттеллу и др.);
o ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью;
o проявляет выраженную и разностороннюю любознательность; часто с годовой уходит в то или иное занятие;
o охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний;
o его знания гораздо глубже, чем у сверстников;
o проявляет исключительные способности к решению учебных задач.
Основным отличием академической одаренности от интеллектуальной мы считаем исключительную способность академически одаренных детей к глубокому проникновению во все учебные дисциплины и равно успешное и углубленное изучение всех школьных предметов. Как уже отмечалось, к академически одаренным мы относим детей, имеющих отличные отметки по всем учебных предметам, что далеко не всегда характерно для интеллектуально одаренных детей.
Социально-лидерски одаренные дети
Социально одаренные дети, как правило, проявляют лидерские качества, способны в общении со сверстниками брать па себя роль руководителя, организатора, командира. Их отличает рано сформировавшаяся социальная ответственность за других, раннее становление морально-нравственных и этических ценностей, умение решать межличностные конфликты, особый авторитет среди сверстников и у педагогов.
Для определения социально-лидерски одаренных детей выделяют ряд критериев, отличающих детей с социально-лидерским поведением, а именно:
o ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям;
o другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
o в окружении посторонних людей и в любой нестандартной ситуации ребенок сохраняет уверенность в себе;
o имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
o с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;
o генерирует идеи и легко решает социально-лидерские задачи;
o в общении со сверстниками проявляет инициативу;
o принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста;
o другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
Необходимо обратить внимание па тот факт, что социально-лидерски одаренные дети особенно нуждаются в специально организованной учебно-воспитательной среде, где могут найти возможности для индивидуальной самореализации и адекватного самовыражения. В той школе, где детям не интересно, где они мало кому нужны, социально-лидерски одаренные дети не находят себе места, часто уходят «на улицу», проявляя себя как «отрицательные лидеры», самовыражаются в асоциальных формах поведения, сообразуясь с законами и требованиями улицы и референтной среды общения.
Художественно-эстетически одаренные дети
Дети с художественно-эстетической одаренностью имеют ярко выраженные творческие способности, основанные на сочетании высокоразвитого логического и творческого мышления. К этой же группе мы отнесли детей, достигших успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и т. п.
Критерии художественно-эстетической одаренности мы обозначили, во-первых, с точки зрения особенностей поведения ребенка, во-вторых, с учетом проявления ребенка в особо интересных для' него учебных и факультативных предметах:
o ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие: танцы, пение, сценическое искусство, конструирование и т. п.;
o имеет высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен), особенно в продуктивной деятельности;
o изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
o часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
o способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);
o способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат, высоко креативен;
o склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.
Креативность является одним из важнейших образований, характерных для художественно одаренных детей.
Составными частями креативности (но Е. П. Торренсу) являются следующие:
o особая чувствительность ребенка к проблемам, возникающим в ходе практической деятельности;
o ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний;
o чувствительность к отсутствующим элементам, к любого рода дисгармонии, несоответствию;
o опознание возникающих проблем; поиск нестандартных решений;
o догадки, связанные с недостающим для решения, формулирование гипотез;
o проверка этих гипотез, их модификация и адаптация, а также сообщение результатов.
Изобразительное искусство:
o ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации;
o в мельчайших деталях запоминает увиденное;
o проводит много времени за рисованием или лейкой;
o весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие;
o демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
o оригинально использует средства художественной выразительности;
o экспериментирует с использованием традиционных материалов;
o осознанно строит композицию картин или рисунков;
o его произведения включают множество деталей;
o его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет — работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности;
o ребенка интересует не столько лаконичный и законченный творческий продукт, сколько нахождение и выражение человеческих смыслов.
Артистические способности:
o ребенок с удовольствием изображает посредством мимики, жестов, голоса как окружающих реальных людей и животных, так и воображаемые образы;
o мимика такого ребенка очень выразительна, жесты и пантомимика — активны и образны;
o ребенок с удовольствием выступает на публике, активно участвует в проводимых спектаклях, выступлениях.
Музыка:
o ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
o чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам;
o с удовольствием подпевает;
o определяет, какая из двух пот ниже или выше.
Спортивно и физически одаренные дети
Спортивно и физически одаренные дети имеют высокий уровень физической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы (спортивная или двигательная одаренность).
К критериям определения спортивной и физической одаренности мы отнесли следующие психофизические особенности детей;
o ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
o обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
o любит движение (бег, прыжки, лазание);
o обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
o легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине);
o умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Система работы с детьми, имеющими признаки интеллектуальной одаренности
включает в себя:
ü во-первых, мониторинг уровня учебных достижений интеллектуально одаренных детей;
ü во-вторых, целевой комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках учебно-воспитательного процесса;
ü в-третьих, научно-теоретическое и инструментально-практическое сопровождение деятельности, организуемой административной учебно-методической службой.
Основной практической педагогической целью учебной работы с детьми, имеющими признаки интеллектуальной одаренности, является формирование высших уровней учебной успешности у интеллектуально одаренных детей, а также достижение высших уровней их индивидуальной социализации.
Система сопровождения одаренных детей
в общеобразовательной школе
1) Вводная диагностика (исследование общих способностей): 2) * анкета «Мои способности», «Способности ребенка»; 3) * результаты срезовых работ |
|||
Академически и интеллектуально одаренные дети |
Социально одаренные дети |
Творчески и художественно одаренные дети |
Спортивно и физически одаренные дети |
Направления работы |
|||
• Углубленная Психо-лого-педагогическая диагностика степени одаренности ребенка. • Составление и ведение балка данных данной группы одарен-ных детей. • Индивидуальное и групповое консультирование для педагогов, родителей и учащихся данной группы. |
• Углубленная психолого-педа- гогическая диагностика степени одаренности ребенка. • Составление и ведение банка данных данной группы одарен ных детей. • Индивидуальное и групповое консультирование для педагогов, родителей и учащихся данной группы. |
• Углубленная психолого-педа- гогическая диагностика степени одаренности ребенка. • Составление и ведение банка данных данной группы одаренных детей. • Индивидуальное и групповое консультирование для педагогов, родителей и учащихся данной группы. |
• Углубленная психолого-педа- гогическая диагностика степени одаренности ребенка. • Составление и ведение банка данных данной группы одаренных детей. • Индивидуальное и групповое консультирование для педагогов, родителей и учащихся данной группы. |
• Работа НОУ школы: разработка и внедрение индивидуальных программ. • Организация и проведение предметных декад, интеллектуальных марафонов для одаренных школьников. • Психолого-педагогическая подготовка учащихся к городским, региональным и федеральным олимпиадам, конкурсам, марафонам. • Подготовка брошюр, книг, статей и других публикаций одаренных детей. • Тренинговые занятия, направленные на развитие мышления |
• Привлечение детей к работе в органах школьного самоуправления. • Привлечение школьников к организации и проведению декад, марафонов, конкурсов и смотров. • Подготовка учащихся к городским, региональным и федеральным конкурсам и смотрам. • Другие мероприятия |
• Привлечение детей к участию в организации и оформлении школьных мероприятий. • Содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей через кружки и секции. • Подготовка учащихся к городским, региональным и федеральным конкурсам и смотрам. • Подготовка брошюр, книг, статей и других публикаций одаренных детей |
• Подготовка школьников к соревнованиям и марафонам городского, регионального и федерального уровней. • Содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей через кружки и секции. • Дополнительная работа педагогов по содействию развитию потенциальных способностей детей. • Подготовка статей и других публикаций о достижениях детей со спортивной одаренностью |
Психолого-педагогический инструментарий
диагностики детской одаренности
Для выявления и сопровождения развития одаренных детей мы подобрали особый пакет психолого-педагогической диагностики и коррекции, который существенно помогает педагогам-психологам и социальным педагогам .консультировать классных руководителей по содержанию работы с детьми. В табл. мы отобразили перечень диагностического инструментария в зависимости от раздела диагностики.
Раздел диагностики |
Наименование методики |
Общие способности |
1) Анкета для учащихся «Мои способности»1 2) Анкета для педагогов и родителей «Способности ребенка»1 |
Уровень развития интеллекта |
1) Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кст-телла (модификация CF2 А)2. 2) Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра3 |
Социальные контакты и статус в коллективе |
Методика «Моя группа» (по О. И. Моткову)4 |
Академические способности |
Пакет педагогических контрольных срезовых работ |
Креативность |
Батарея тестов «Творческое мышление» Е. Е. Туник (модификации тестов Гилфорда и Торренса)3 |
Спортивная и физическая одаренность |
Пакет нормативных требований для учащихся средней школы |
1Анкета составлена Е. Ю. Фнсенко на основе опросника де Хаана и Кофа, а также методики А. И. Савенкова «Карта одаренности*. 2Галанов А. С. Психодиагностика детей. — М., 2002. 3Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Методическое руководство. — СПб., 2002. 4Мотков О. И. Психология самопознания личности. — М., 1993. 3Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 дет. — Ярославль, 2002.
|
Диагностика детской одаренности проводится в следующей последовательности:
1. Первичная диагностика общих способностей(анкеты «Мои способности», «Способности ребенка»). Анкеты состоят из 9 разделов, посвященных отдельным видам способностей. Каждый раздел содержит по 10 вопросов. Анкеты заполняют все школьники, родители и педагоги, затем результаты по каждому ребенку обобщаются, вычисляется среднее арифметическое значение.
2. Анализ первичной диагностики, формирование банка данных и групп детей с определенным видом одаренности.
В процессе анализа первичной диагностики мы получаем группы детей, демонстрирующих высокие показатели (а также показатели выше среднего) по каждому разделу. Таким образом, дети, имеющие высокие показатели по разделам 1 и 2 («Интеллектуальные способности», «Способности к обучению»), включаются в группу академически и интеллектуально одаренных детей. Дети, показывающие высокие результаты по разделу 3 («Лидерские способности»), составляют группу социально-лидерски одаренных детей. Разделы 4, 5, 6,8, 9 («Творческие способности», «Художественно-изобразительные способности», «Музыкальные способности», «Литературные способности», «Артистические способности») формируют группу детей художественно-эстетически одаренных. Раздел 7 выявляет спортивно и физически одаренных детей.
3. Углубленная диагностика специальных способностей(проводится только с детьми с выраженной специальной одаренностью).
Получив сформированный банк данных с предварительными результатами, по мере необходимости уточняется степень и особенности специальной одаренности ребенка. Для этих целей служит нам отображенный в табл. 10 пакет диагностических методик.
Так, например, культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла и тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра позволяют более точно увидеть особенности интеллектуальной одаренности ребенка, а также отслеживать динамику развития этой одаренности.
На основе полученных в ходе психолого-педагогической диагностики данных формируется (постоянно вносятся коррективы и уточнения, отслеживается динамика) банк данных одаренных детей школы, позволяющий организовать системную работу с конкретными категориями этой группы детей. Кроме того, анализ полученных результатов и их обобщение позволяют сделать некоторые, важные конкретные выводы:
1. Чаще всего дети имеют признаки одаренности по двум и более видам.
2. Наиболее частое сочетание видов одаренности — академическая и интеллектуальная, а также художественно-эстетическая.
3. Самый распространенный вид одаренности — спортивная и физическая одаренность — имеет место в школах, где сохранению здоровья детей уделяют первостепенное внимание.
4. Менее распространенный вид (в ОУ, исключая лицей и гимназию) — академическая и интеллектуальная одаренность, так как данный тип одаренности часто становится результатом кропотливой педагогической работы, воспитания, которое начинается на самых ранних этапах онтогенеза. Мы считаем, что прививать ребенку любовь к познанию родители должны с младенчества.
5. Спортивная и физическая одаренность реже сочетается с другими видами одаренности и чаше встречается как вполне самостоятельное проявление.
Методика формирования учебной успешности школьников
В ходе экспериментальной работы одной из школ СПБ, под руководством С.В. Титовой (кандидат психологических наук) была создана авторская методика формирования учебной успешности школьников, включающая мониторинг по заданным нами направлениям, который оценивается по пятибалльной шкале.
Основными направлениями мониторинга являются оценочные результаты индивидуальных достижений интеллектуально одаренных школьников.
1. Уровень учебной успешности по всем, предметам. Выставляется и суммируется средний балл по каждому периоду: входному (начальному), промежуточному, итоговому. Максимальное количество баллов — 15.
2. Уровень учебной успешности по предпочитаемым предметам. Выставляется и суммируется средний балл но предпочитаемым предметам также по каждому периоду: входному, промежуточному, итоговому. Максимальное количество баллов — 15.
3. Уровень достижений одаренных учащихся в олимпиадах, школьных, городских, региональных, федеральных, всемирных. Оценка уровня достижений ведется по следующей шкале по каждому периоду: входному, промежуточному, итоговому. Максимальное количество баллов — 15.
♦ Участие в олимпиадах любого уровня без присуждения призового места.
♦ Призовые места на олимпиадах любого уровня (муниципального, регионального, федерального).
Учитывая то, что олимпиады по каждому уровню проводятся один раз в год, мы вводим коэффициент — 3 (но количеству периодов). При подсчете суммы баллон уровня достижений одаренных учащихся в конце учебного года берется наиболее высокий достигнутый школьником результат в течение учебного года и умножается па коэффициент 3.
4. Уровень социализации одаренных учащихся предполагает поэтапное движение от низших форм социализации индивида к высшим: социальная дезадаптация, социальная адаптация, социальная успешность, социальная реализация, социальная ответственность. Оценка уровня социализации ведется по следующей шкале но каждому периоду: входному, промежуточному, итоговому. Максимальное количество баллов —15:
1 — дезадаптирован;
2 — социально адаптирован (т. е. приспособлен к окружающей среде);
3 — социально успешен (этап индивидуальной социализации, характеризующийся адекватным, уверенным поведением ученика, определенными успехами в отдельных областях знаний и творческим самовыражением в референтной группе);
4 — социально реализован (наличие высокой позитивной оценки на конкурсной основе культурного, образовательного, творческого продукта личности (победа на школьной, городской, региональной, всероссийской олимпиаде, конкурсе, соревновании));
5 — социально ответственен (высокий уровень самоорганизации и самоконтроля, признанный социумом); Результаты по каждому ученику заносятся в «портфель данных» и фиксируются в таблице.
Период |
Уровень учебной успешности по всем предметам |
Уровень учебной успешности по предпо- читаемым предметам |
Уровень достижений одаренных учащихся (олимпиады, конкурсы различных уровней) |
Уровень социализации одаренных учащихся |
Входной |
|
|
|
|
Промежуточный |
|
|
|
|
Итоговый |
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
Литература:
1. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 1999. - С. 90.
2. Богоявленская Д. Б., Брушлинскип А. В., Холодная М.А., Шадриков В. Д. Рабочая концепция одаренности. — М., 1998.
3. Титова С.В. Дети группы риска в общеобразовательной школе. – СПб.: Питер, 2008г.