Реализация компетентностного подхода
на уроках русского языка и литературы
Пугаева Римма Касимовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ лицей 623 им.И.П.Павлова Санкт-Петербурга
Термин «компетентность» этимологически восходит к латинскому «competentis – способный, или competere – требовать, соответствовать, быть годным, способным к чему-нибудь». [1, 45]
Традиционно понятие «компетентность» означает «осведомлённость, авторитетность» [6, 212], «круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом» [7, 395], «знания в какой-нибудь области» [8]. Но только знаний, которые даёт школа выпускнику, в наш век рыночных отношений и экономического кризиса – мало. После школы ребёнок должен уметь применять свои знания на практике, быть активным, самостоятельным и толерантным членом общества. Происходящие в современном мире существенные изменения ориентируют школьное образование на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста.
Сегодня, идя навстречу требованиям времени, эксперты и педагогическая наука говорят об усилении деятельностной направленности образования, о смещении акцентов со знаний на умения. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [3, 8] зафиксировано, что основные направления обновления содержания общего среднего образования должен задать компетентностный подход, являющийся попыткой привести в соответствие образование и потребности рынка, сгладить противоречие между учебной и профессиональной деятельностью.
Впервые «компетентностная» тема стала разрабатываться в Англии в 50-60 годы прошлого века. Образование всегда оперировало такими единицами, как знания, умения и навыки, сейчас эта сфера оперирует ещё и компетенциями. Таким образом, вопрос заключается в том, как «трансформировать» знания, умения и навыки в компетенции. Правомерность введения в понятийный аппарат педагогики этих терминов несомненна, поскольку при возникновении нового явления требуется его особая номинация, считают зарубежные исследователи Л. и С.Спенсер [4, 70].
В отечественной педагогической литературе (Д.И.Иванова, К.Р.Митрофанов, Н.С.Сахарова, И.А.Зимняя, А.В.Хуторской, Н.Л.Гончарова, В.В.Сериков) компетентность трактуется как:
- владение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом, позволяющим судить о чём-либо;
- комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области зависящий от необходимых для этого компетенций;
- наличие у ученика внутренней мотивации к качественному усвоению знаний;
- уровень образованности ученика, достаточный для самостоятельного решения возникающих познавательных проблем и определения личностной позиции;
- психосоциальное качество, означающее силу и уверенность;
- владение определёнными знаниями, которые будут нужны в будущей профессиональной деятельности. [4, 80; 5, 57; 2, 101].
Таким образом, компетентность – не простая сумма знаний, умений и навыков, это понятие несколько иного смыслового ряда. Она реальна, свойственна конкретной личности и зависит от усилий человека. Можно сделать вывод, что в наиболее общем виде компетентность интегрирует в себе знания, способы деятельности и готовность к её осуществлению, наличие определённых ценностей.
Итак, как же реализуется компетентностный подход на уроках русского языка и литературы в моём видении?
Прежде всего, хотелось бы отметить, что главная цель учителя-словесника – душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, подготовка грамотного в языковом плане ученика. Задачи эти предполагают, конечно, работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Совмещать это необходимо с системой жизненных приоритетов, ценностей и планов детей. Так, не секрет для нас, что старшеклассников заботит то, как они сдадут ЕГЭ, поэтому основная часть работы по усвоению новых знаний (9 класс) и углублению их (10-11 классы) проходит в этом русле – подготовке к итоговой аттестации. Отрабатывая навыки решения заданий, мы, кроме учебных пособий пользуемся сборниками «Тренировочные задания» под редакцией И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, рабочими тетрадями «Комплексный анализ текста» А.Б.Малюшкина, ресурсами Интернет. Многообразие материала даёт возможность детям ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление, познавательные навыки учащихся, что является основой метода проектов, используемого в нашей практике. Проектная технология позволяет решать ряд очень важных образовательных задач, а именно: выдвигать темы проектов («Нравственные ценности в художественной литературе», «Тема семьи в художественном тексте», «Природа и человек в публицистике», «Роль книги в становлении личности», «Япония – страна хокку» и др.), определять позицию как свою, так и других людей (одноклассников, авторов текстов к заданию «С»), вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль групповой работы. Проект способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств (умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности), важнейших учебных умений и навыков (исследовательские, презентационные, творческие).
Обучение определённым знаниям, которые будут нужны в будущей профессиональной деятельности, невозможно, на наш взгляд, без проблемнопоисковых, эвристических методов обучения. Это развивает в детях исследовательские навыки, умение грамотно вести дискуссию, тактичное отношение к оппоненту. Учащиеся дают собственное объяснение явлениям, фактам, процессам, исследуют их самостоятельно и имеют право на выражение собственного мнения, формируя собственные выводы.
Таким образом, на уроках словесности можно формировать следующие компетентности:
- интеллектуальная (способность работать с информацией разного типа в условиях гипотезы, поиска, исследования, определять способ построения учебной задачи);
- личностная (желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, планировать и организовывать свою деятельность, владеть правилами учебного сотрудничества);
- коммуникативная (способность использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, умение участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания разного типа);
- рефлексивная (способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, предвидеть возможные последствия своих действий, находить и устранять причину возникающих трудностей, умении объективно оценивать свои учебные достижения и стремиться к их улучшению);
- деловая (деятельностная) (умение определять, самостоятельно строить алгоритм действий в различных ситуациях, способность работать в условиях выбора);
Литература и источники:
- Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь: 4-е издание, М., «Русский язык», 1996, с.45;
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Ректор вуза, 2005, №6, с.13-29.;
- Иванова Д.И., Митрофанов К.Р., Соколова О.В.: Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции., М., АПКиПРО, 2005, с.8;
- Мильруд Р.П. Компетентность и иноязычное образование. Сборник научных статей: Таганрог, ТГРУ,2004, с.70-80;
- Сахарова Н.С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме.: Вестник ОГУ, 1999, №3, с.51-58;
- Словарь иностранных слов под редакцией И.В.Лёхина и профессора Ф.Н.Петрова: М., 1955, с.212
- Словарь русского языка С.Ожёгова под редакцией Н.Ю.Шведовой: М., «Русский язык», 1996, с.45;
- Справочно-информационный портал «Грамота.ру» – Русский язык для всех.: http://www/gramota.ru/spravka/trudnosti/36-99