Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Каменецкий Михаил Викторович

 

Тема доклада:

«Формирование общеучебных и учебно – информационных умений и навыков учащихся как средство повышения качества образования с учетом особенностей индивидуального обучения»

Индивидуальная форма обучения обычно предполагает умеренное количество уроков и большой объем свободного времени. Поэтому такое большое значение для учебы и всей дальнейшей жизни ученика придается не только приобретению нужных знаний, но и формированию различных умений и навыков

 

Источниками информации, к которым имеют доступ ученики являются:

l      Учебник

l      Тетрадь

l      Дополнительная литература

l      Интернет- ресурсы

l      Электронные энциклопедии на CD и DVD

l      Посещение библиотек

l      Личный опыт и знания других членов семьи

l      Примеры из художественной литературы и кинофильмов

 

Для формирования у учащихся умения работать с учебником можно использовать следующие  задания:

l      Прочитайте параграф

l      Выделите главные положения параграфа

l      Составьте конспект параграфа

l      Ответьте на вопросы к параграфу

l      Самостоятельно составьте интересные вопросы к параграфу

l      Составьте план параграфа

 

Для формирования у учащихся умения работать с тетрадью можно использовать следующие приемы:

l      Правильное оформление тетради (запись числа, классной работы, темы, правильные отступы, подзаголовки поля, подчеркивания)

l      Зарисовка в тетрадь рисунков с обозначениями

l      Запись терминов

l      Ведение словарика по данному предмету

l      Письменные ответы на вопросы

 

l      Формирование у учащихся умения сравнивать, анализировать, сопоставлять (умение ученика выбирать правильный ответ на поставленный вопрос). Для примера можно взять тему «Фотосинтез».При прохождении темы «Фотосинтез» учитель может задать вопрос «У каких организмов возможен фотосинтез – у растений или у животных». Ученик со средним уровнем знаний и подготовки, как правило, дает ответ «Фотосинтез возможен у растений».

 

 

 

 

l      Ученик с высоким уровнем знаний и подготовки указывает на то, что абсолютно четко провести границу между Царствами растений и животных провести нельзя и приводит в пример Царство простейшие. Эвглена зеленая активно передвигается, на свету питается автотрофным путем, как растение, в темноте – гетеротрофным путем, как животное.

 

Для развития у ученика творческих умений и навыков целесообразно проведение различных конкурсов рисунков. В более современной форме это предполагает построение рисунков на компьютере.

 

Для примера показан рисунок, сделанный на компьютере.

 

Развитие коммуникативных навыков у учащихся (умение работать в команде). Не секрет, что дети, обучающиеся на дому, часто изолированы от внешнего мира и не общаются со своими сверстниками. Их интересы ограничены телевизором, компьютером и общением со взрослыми членами семьи, у которых не всегда хватает на это времени. Проведение различных командных игр способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде и обретению новых друзей.

 

Примером развития коммуникативных навыков у учащихся  может послужить интернет – игра «Хочу все знать», проводимая между школами различных регионов страны и ориентированная на учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В данной игре число человек в команде от 1 до 5. Принимая участие в данной игре, ученики приобретают опыт работы в команде.

 

Алгоритм – точный набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения  задачи за конечное время.

Применение алгоритмов способствует формированию общих навыков решения типовых задач по химии. Приведен пример алгоритма решения задач по химии:

l       1. Изучите внимательно условия задачи: определите, с какими величинами предстоит проводить вычисления, обозначьте их буквами, установите единицы их измерения, числовые значения, определите, какая величина является искомой. Запишите данные задачи в виде кратких условий.

l        2. Если в условиях задачи идет речь о взаимодействии веществ, запишите уравнение реакции (реакций) и уравняйте его (их) коэффициентами.

 

l           3. Выясните количественные соотношения между данными задачи и искомой величиной. Для этого расчлените свои действия на этапы, начав с вопроса задачи, выяснения закономерности, с помощью которой можно определить искомую величину на последнем этапе вычислений. Если в исходных данных не хватает каких-либо величин, подумайте, как их можно вычислить, т.е. определите предварительные этапы расчета. Таких этапов может быть несколько.

 

l        4. Определите последовательность всех этапов решения задачи, запишите необходимые формулы расчетов.

 

l        5. Подставьте соответствующие числовые значения величин, проверьте их размерности, произведите вычисления.

 

Применение наглядности на уроках биологии способствует возникновению у учащихся устойчивого интереса к предмету, формированию умений сравнивать и различать. В качестве примера приведены иллюстрации к уроку «Многообразие животного мира» в 7 классе.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»