Рабочая программа по предпрофильной подготовке для 9 класса
на 2017/ 2018 учебный год
Петрова Юлия Евгеньевна,
учитель предпрофильной
подготовки
Перечень учебно-методического обеспеченияучитель предпрофильной
подготовки
1. Данная рабочая программа составлена на основании программы Технология. Твоя профессиональная карьера.(9) [П.С. Лендер, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудилко и др.] для общеобразовательных учреждений Под редакцией С.Н. Чистяковой.
2.Количество учебных часов, на которое рассчитана программа: 34 часа
Тесты : 11
3.
Составляющие УМК | Название | Автор | Год издания |
Издательство |
Учебник | Технология. Твоя профессиональная карьера.(9) | П.С. Лендер, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудилко и др | 2015год | Москва «Просвещение» |
Учебник Технология. Твоя профессиональная карьера.(9) рекомендован к использованию в образовательном процессе в 2017-2018 году согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации .
Программа скорректирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные положения
Рабочая программа учебный дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и адоптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья . В ходе реализации программы предполагается создания такой информационной среды, которая бы способствовала самоопределению учащихся в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11 классах и, возможно, дальнейшего пути получения профессии.
Для более эффективной реализации поставленной дидактической цели количество часов , отведенных на прохождения отдельных тем программы, а также последовательность их изучения разрешается изменять.
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван новый экспериментальный курс «Твоя профессиональная карьера». От курса «Основы производства. Выбор профессии» он отличается тем, что в процессе его проведения школьники IX классов осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности. Программа курса осуществляется за счет часов, отводимых на трудовое обучение, общественно полезный, производительный труд, факультативы.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации для IX классов отводит 34 часа, из расчёта 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Предпрофильная подготовка».
Данная программа рассчитана на 34 учебных часа. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Результаты обучения и усвоения содержания курса.
Личностными результатами изучения курса «Предпрофильная подготовка» являются:
- выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения;
- приобретение школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением;
- развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
- формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Предметными результами изучения курса «Предпрофильная подготовка» являются:
- освоение первоначальных сведений о профессиях, истории их создания, их многообразии, востребованность профессий на рынке труда и т.д.;
- получение системы знаний требуемых умениях и навыках для получения данной профессии;
- умение правильно дифференцировать и разъяснять связь профессии и профессиональных обязанностей;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
- готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Требование к уровню подготовки
Должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы | Количество часов | |
по планированию | фактически | ||
1. | Образ «Я» и профессии. | 7ч | |
2. | Психические особенности личности . | 4ч | |
3. | Неисчерпаемость человеческих возможностей, ведущих к профессиональному успеху. | 3ч | |
4. | Многообразие мира профессий. | 2ч | |
5. | Разделение труда. | 2ч | |
6. | Содержание и характер труда. | 5ч | |
7. | Анализ профессий. | 6ч | |
8. | Человек на рынке труд. | 5ч | |
Итого: | 34 |
Поурочное календарно-тематическое планирование 9 класс – Петрова Ю.Е.
№ урока, дата | Тема урока | Основные элементы содержания урока (или характеристика деятельности учащихся) | Виды и формы контроля | Домашнее задание | |
I. Образ «Я» ипрофессии. | |||||
1. | Вводное занятие. Внутренний мир человека и возможности его познания. | Лекция Презентация тест |
Самостоятельные работы, практические работы, тесты по необходимости |
§1 вопр. | |
2. | Представления о себе и выборе профессии. | Лекция презентация |
§2 Тетрадь | ||
3. | Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план. | Лекция презентация |
§3Тетрадь | ||
4. | Типичные ошибки при выборе профессии. | Лекция презентация |
§4Презентация |
||
5. | Интересы и склонности в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») |
Презентация тест |
§5Тетрадь | ||
6 | Социальные проблемы труда («надо»). | Лекция Анкетирование |
§6Тетрадь | ||
7. | Профессиональная карьера и здоровье. | Лекция презентация |
§7 итоговые вопросы Стр25-27. |
||
Психические особенности личности | |||||
8. | Свойства нервной системы, в профессиональной деятельности. | Лекция презентация |
Самостоятельные работы, практические работы, тесты по необходимости | §8Тетрадь | |
9. | Темперамент в профессиональном становлении личности. | Лекция Анкетирование |
§9Тетрадь | ||
10. | Эмоциональные состояния личности. |
Лекция презентация |
§11Тетрадь | ||
11. | Волевые качества личности. | Презентация | §12Сочинение Вопросы стр36-37 |
||
Неисчерпаемость человеческих возможностей, ведущих к профессиональному успеху. | |||||
12. | Способность к запоминанию. | Лекция Презентация тест |
Самостоятельные работы, практические работы, тесты по необходимости | §13Тетрадь | |
13. | Способность быть внимательным. | Лекция презентация |
§14Тетрадь | ||
14. | Человек среди людей. |
§15Тетрадь итоговые вопросы стр51-53 |
|||
Многообразие мира профессий. | |||||
15. | Труд как потребность человеческой жизни. | Лекция презентация |
Самостоятельные работы, практические работы, тесты по необходимости | § 18Тетрадь | |
16. | Многообразие мира профессионального труда. | Лекция Презентация тест |
§ 20Презентация итоговые вопросы стр59 |
||
Разделение труда. | |||||
17. | Общее, частное и единичное разделение труда. | Лекция презентация |
Самостоятельные работы, практические работы, тесты по необходимости | §21Тетрадь | |
18. | Функциональное разделение труда и возникновение профессий и специальностей. | Лекция презентация |
§22Тетрадь итоговые вопросы стр66-68 работа с таблицей стр68 |
||
Содержание и характер труда. | |||||
19. | Что такое труд. | Лекция презентация |
Самостоятельные работы, практические работы, тесты по необходимости | §24Презентация | |
20. | Двойственная природа труда. | Презентация | §25Тетрадь | ||
21. | Содержание труда. | Лекция Презентация, тест |
§6Тетрадь | ||
22 | Творчество в труде. |
Лекция |
§27Тетрадь Презентация |
||
23 | Характер труда в профессиональной деятельности. | презентация | §28 итоговые вопросы стр77-78 |
||
Анализ профессий | |||||
24. | Предмет труда в профессиональной деятельности. Цели профессионального труда. Средства труда в профессиональной деятельности. |
Лекция Презентация тест |
Самостоятельные работы, практические работы, тесты по необходимости | §29етрадь |
|
25. | Коллективность трудового процесса. |
Круглый стол акетирование Лекция презентация |
§33Тетрадь | ||
26. | Ответственность в профессиональной деятельност | Лекция презентация |
§36Тетрадь | ||
27 | Самостоятельность в профессиональной деятельности. | Лекция | § 34 | ||
28 | Какие качества должны быть присущи профессионалу наступившего века. | Лекция |
§37Тетрадь | ||
28. | Условия профессионального труда | § 38 | |||
Человек на рынке труд. | |||||
30. | За что люди получают зарплату. | Лекция презентация |
Самостоятельные работы, практические работы, тесты по необходимости |
§ 41 | |
31 | Почему люди становятся безработными. | Презентация |
§ 43Тетрадь |
||
32. |
Где же можно приобрести профессию. | Лекция Презентация |
§44 Составление плана |
||
33 | Профессиональный план. |
Анкетирование | Работа по составлению плана | ||
34 | Составление плана. | презентация | Работа по составлению плана | ||