Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Практика тьюторства в истории образования Глинский Алексей Валерьевич Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №482 Выборгского района Санкт-Петербурга Педагог-организатор В статье описана практика тьюторства в истории образования. Особое внимание уделено элементам тьюторского сопровождения в России. The article describes the practice of tutorship in the history of education. Special attention is paid to elements of tutor support in Russia. Исследователи Эдвард и Элайн Гордон в своём труде Столетия тьюторства прослеживают зарождение феномена тьюторства со времени появления первых государств т.е. 7-3 тысячи лет до н.э.[12, 12]. В стародавнем мире выделяют древневосточную систему образования (Египет, Вавилон, Индия, Китай) и более новую древнегреческую (Греция, Рим). Древнегреческая система впервые предложила идею гармонично развитой личности. В древнегреческой системе образования была сформулирована идея индивидуального развития: постоянного совершенствования, стремления к идеалу[17]. В XI–XII веках происходит образование университета как «социокультурного института». Рост университетов был вызван развитием городов, культурных запросов горожан, способствовал производству и торговле. В XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, а в XIV в. прибавилось еще 25, в том числе в Пизе, Гейдельберге, Кельне, Вене, Праге, Кракове (Ягеллонский университет). Конечно, студенту, особенно в начале его образовательного пути, было весьма трудно определиться в том, что ему изучить сегодня, а что завтра, выявить склонности к тем или иным предметам. И именно на данном этапе появляется тьютор, который помогал студентам «выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени»[19]. Большинство исследователей считают, что феномен тьюторства произошёл из средневековой Европы. Исследователи А.А. Барбарига и И.В. Федорова утверждают, что история тьюторства тесно связана с историей европейских, в первую очередь, британских университетов. Тьюторство зародилось примерно в XII веке в классических английских университетах – Оксфорде и чуть позднее – в Кембридже[3]. Как пишет Н.В. Рыбалкина, если строить точную генеалогию, феномен тьюторства происходит из Великобритании и зародился примерно в XIV веке в классических английских университетах – Оксфорде и Кембридже. К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. Именно там появилась в педагогике такая странная на первый взгляд фигура[15]. В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. В течение XVIII-XIX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней. В ходе своей эволюции тьюторство приобрело больший географический размах, усовершенствовалось и обогатилось разнообразными формами, методами, средствами и технологиями. Обзор определений, представ ленных в зарубежных источниках, позволяет рассматривать тьюторство как педагогическую систему, нацеленную на академическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории учащегося, осуществляемую наставником – педагогом, сверстником, более опытным носителем знаний и опыта в аудиторной, дистанционной, парной, индивидуальной или групповой форме. В связи с этим можно выделить универсальное тьюторство, предполагающее педагогическое взаимодействие тьютора со студентами, сверстническое тьюторство (одновозрастная, разновозрастная кооперация) и дистанционное онлайн и офлайн тьюторство посредством информационных технологий[10, 9]. Ковалёва Т.М. акцентирует внимание на том, что тема истории тьюторства в России пока еще не исследована и не представлена достаточным образом в наших российских изданиях. Но сегодня уже делаются первые обобщения отечественной тьюторской практики[22]. Обратимся к брошюре Колосовой Е.Б. «Утверждать, что ценности индивидуально ориентированной педагогики как пути воспитания личной ответственности за реализацию собственного предназначения в истории Российского образования не представлены, преждевременно. Несмотря на то, что внешняя кафедральная форма образовательного устройства полностью заимствована у немецкой классической системы, существует ряд явлений, очевидным образом выпадающих из нее, но, тем не менее, существующих в русле отечественной культуры и менталитета»[23]. Т.М. Ковалева выделяет как минимум три подобных явления. Во-первых, традиция монастырских наставников – «старцев» и «старчества» на Руси, подробно описанная в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (сюжетная линия духовных поисков Алеши Карамазова и наставничества на этом пути старца Зосимы). Во-вторых, гувернеры в аристократических семьях и организация некоторых образовательных учреждений в дореволюционной России[22, 53]. Третьим направлением в развитии отечественной тьюторской практики служит сам феномен классической русской литературы и ее исключительной роли в духовной культурной жизни России. Литература, вмещающая в себя функции философии, социально направленной публицистики и даже основы психологической культуры, как оказалось, сама может выполнять роль своеобразного тьютора[22, 55]. Начиная с глубокой древности, народ создавал свою педагогику, готовил детей с помощью разнообразных воспитательных средств к практической деятельности, к жизненной борьбе. В IX в. у древних славянских племен стали зарождаться элементы наставнической деятельности. По словам исследователя М.И. Богомоловой воспитание детей поручалось наставникам, обучавшим детей «житейским премудростям» в «домах молодежи». Возраст детей и длительность обучения определялись индивидуальными особенностями детей и степенью их социализации. В VI в. воспитанием и обучением детей занимались близкие родственники (как правило, брат сестры – дядька). При этом воспитателей выбирали из числа соседей, отдавая предпочтение порядочным и благочестивым, это называлось «кумовство». Детей знати часто отдавали до 7‒8 лет в другую семью. Очевидно, и этот обычай был порождением первобытно-общинного воспитания, способом поддержания целостности рода. Аналогично явлению кумовства, дети княжеского рода передавались на воспитание в другую семью. Такая форма воспитания детей получила название «кормильства». Кормильство – социально-педагогическое явление на Руси X–XII вв. характеризовалось как наставничество и ответственность за нравственное, духовное и физическое воспитание молодых княжичей. Кумовство и кормильство в воспитании детей использовали средства народной педагогики: потешки, пестушки, загадки, жеребьевки, сказки, былины, приговоры, колыбельные песни. Именно они раскрывали содержание обучения и воспитания: формировали нравственные идеалы и нормы общения, отражали богатую и самобытную историю народа, украшая и сопровождая ее с детских лет жизни[8, 103]. Известно, что в Древней Руси существовало несколько форм профессионального образования. Накопленный исторически социально-трудовой опыт, характерный для определенных социальных групп, закреплялся в традициях и передавался следующим поколениям. По свидетельству исследователей, в условиях замкнутого домашнего хозяйства русский землепашец владел примерно 200 профессиональными умениями, то есть был универсалом в своем деле и этот универсализм должен был передать потомкам. Наиболее продуктивной была общинная система профессионального обучения, внутри которой стало развиваться городское ремесло, начались использоваться новые технологии и формы организации труда, т.е. появилась дробная специализация ремесел, дифференциация знаний и умений[26]. Специализация ремесел приводила к тому, что для ее поддержания и развития требовалось специальное, ремесленное обучение молодежи. В этих условиях происходит становление института ремесленного ученичества, которое могло быть домашним (в своей семье или «в людях») или в мастерской путем долгосрочного или краткосрочного обучения, индивидуальной или групповой формами обучения[33]. Однако, исследователь Басов Н.Ф. утверждает, что у восточных славян была распространена такая форма воспитания, как ремесленное ученичество, когда ученик жил в семье мастера, помимо ремесла вводившего мальчика в круг моральных ценностей и религиозных представлений, принятых в этой среде[5, 66]. Два года ученик проживал в доме мастера, лишь наблюдая за учителем и выполняя подсобные работы. Считалось, что в этот период ученик вживается в процесс, а также отрабатывает затраты педагога на его содержание. На третий год мастер обучал его азам промысла, и лишь к четвертому году доверял ему, ставшему подмастерьем, самостоятельное выполнение изделий[2]. Старшие ученики помогали младшим осваивать ремесло[4, 149]. Другим феноменом в истории становления тьюторства в России является Царскоселький лицей. В лицее, созданном под непосредственным влиянием идей русского Просвещения, стремились сформировать «государственный» тип личности — участника и творца исторических событий, личности, которая, обогатившись общеевропейскими культурными достижениями, способствовала бы просвещению и укреплению Российской державы[24]. Так, например, к лицеисту Федору Матюшкину в качестве наставника был «прикреплён» капитан-командор И.Ф. Крузенштерн. А директора Царскосельского лицея Е.А. Энгельгардта по сути – первый российский тьютор. На наш взгляд, большой интерес может представлять опыт наставнической работы в императорской семье Николая II. Так, англичанин Чарльз Сидней Гиббс был наставником цесаревича Алексея[25]. В современном отечественном образовании тьюторство существует как в очной, так и в заочной формах обучения. Опыт тьюторского сопровождения в очной форме образования был впервые подробно проанализирован в рамках Школы культурной политики (руководитель – П.Г. Щедровицкий)[35]. В различных регионах страны в течение последующих 15 лет стали постепенно оформляться различные тьюторские практики. Первой тьюторской площадкой в системе российского общего образования стала школа «Эврика-развитие» г. Томска. Очевидно, что тьюторство прочно входить в образовательную действительность России. Исследователи начинают различать позицию и профессию тьютора. Законодательно закреплена должность «тьютора». Создаются профессиональные объединения и сообщества тьюторов. Так, 7 февраля 2007 года в Томске была создана Межрегиональная Тьюторская Ассоциация, которая объединила тьюторские группы из 18 регионов России. Литература Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIV–XVII вв. / АПН СССР; [Составители биогр. очерков и коммент.:С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров ; Авторы вступительной статьи: Д.С. Лихачев, Г.М. Прохоров] ; Редакторы: С.Ф. Егоров и др. – М.: Педагогика, 1985. – 367 с. Баранова О.Г., Баранов Д.А., Зимина Т.А. Русские дети: основы народной педагогики. – СПб.: Искусство-СПБ, 2006. – 370 с. Барбарига А.А., Федорова И.В. Британские университеты: Учеб. пособие для пед. институтов. - М.: Высш. Школа, 1979. Балаболкин А.С., Вахитова Р.Р. Роль принципов народной педагогики в обучении традиционным народным промыслам: историко-культурный аспект // современные проблемы науки и образования. – 2011.- №6.- 148-152 с. Басов Н.Ф. История социальной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — С. 66 Беликова Н.Ю. Исторический опыт тьюторства в британской высшей школе//Высшее образование сегодня. - 2006. - №8. - 64-68 с. Беспалова Г.А. Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты // Директор школы. – 2007. – № 7. Богомолова М.И. Проблема семьи и семейного воспитания в российском историко-педагогическом наследии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – № 3. - 101-104 с. Боровкова Т.И. Теория и практика педагогического проектирования индивидуальных образовательных программ: Учебное пособие / Т.И. Боровкова. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2015 г. – 160 с. Бочкарева С.М. Особенности тьюторства в современной зарубежной высшей школе / С. М. Бочкарева // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 3. – С. 9–11. Волошина Е.А. Практикование тьюторской позиции в школе как возможность гуманитаризации педагогической деятельности // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. – Томск, 2005. Гордон, Эдвард Столетия тьюторства/ Эдвард Гордон Элайн Гордон. – Пер. с англ. под науч. ред. С.Ф. Сироткина. Д.Ю. Гребенкина. – Ижевск: ERGO. 2008. – С. 15. Григорян М.М. Идея тьюторства как идея работы с индивидуальной образовательной траекторией // Вестник Казахстанско - Американского свободного университета.– 2009. – №1. Долгоруков, А.М. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий/ А.М. Долгоруков - М: ЦИТО, - 2002г. Дьячкова С.В. ФГОС и тьютор: в ногу со временем. «Действительность и реальность современного образования: Актуальные проблемы обновления и пути их решения». [Электронный ресурс]: Материалы краевой научно-практической конференции / Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики; [сост. В.В. Кравцов, Е.М. Шемилина]. – Электрон.дан. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2015 г., С. 100. Режим доступа: http://uss.dvfu.ru/struct/publish_center/index.php?p=epublications. – Загл. с экрана. Зубов Д. Царскосельский лицей: право на индивидуальность / Д. Зубов // Новый Акрополь: журнал. - 2001. - №6. - Режим доступа: http://www.newacropolis.ru/magazines/6_2001/litsei/ .Исторические истоки и теоретические основы тьюторства. [Электронный ресурс]: Учебно-практическое издание: хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» / Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики; [сост. А.В. Медведева, И.Б. Клюбина]. – Электрон. дан. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014 г. – Режим доступа: http://uss.dvfu.ru/struct/publish_center/index.php?p=epublications. – Загл. с экрана. Костина Н. А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов/ Н. А. Костина. - Сибирский учитель. - 2006. - № 1. Клюбина И.Б. Образование и воспитание в Средние века. Исторические истоки и теоретические основы тьюторства. [Электронный ресурс]: Учебно-практическое издание: хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» / Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики; [сост. А.В. Медведева, И.Б. Клюбина]. – Электрон. дан. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014 г. – Режим доступа: http://uss.dvfu.ru/struct/publish_center/index.php?p=epublications. – Загл. с экрана. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И.,Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: СФК-офис, 2012. – 246 с. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4. – М. Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 56 с. Ковалёва Т.М. Тьюторство – институциализация новой профессии в российской школе. Исторические истоки и теоретические основы тьюторства. [Электронный ресурс]: Учебно-практическое издание: хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» / Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики; [сост. А.В. Медведева, И.Б. Клюбина]. – Электрон. дан. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014 г. – Режим доступа: http://uss.dvfu.ru/struct/publish_center/index.php?p=epublications. – Загл. с экрана. Колосова Е. Б. Тьютор как новая педагогическая позиция. – М.: 2008. Михайлова Л.Б. Преемственность идей воспитания и развития личности. – М.: 2015, 152 с. Наставник. Учитель Цесаревича Алексея Романова: дневники и воспоминания. – М.: Патриаршее подворье храма-домового мц. Татианы при МГУ г. Москвы, 2013. Пальчук М.И. Основные этапы развития профессионального образования и направления использования исторического опыта в современных условиях. Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: теория и практика. –Красноярск, 2009. Розин В.М. Философия субъективности. – М.:АПК и ППРО, 2011. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска/ Н.В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. -Томск, 1996. - C. 15-30 Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. – М.: ИИЕТ РАН, 2009. – 176 с. Столетия тьюторства / Эдвард Гордон, Элайн Гордон. — Пер. с англ. под науч. ред. С.Ф. Сироткина, Д.Ю. Гребенкина. — Ижевск: ER ER GO, 2008. — 351 с. Тьюторство как ресурс для системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова/ Ковалёва Т.М., Чередилина М.Ю. – М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский Клуб», 2015. – 56 с. Фан Чунг Киен Сравнительный анализ процесса зарождения среднего профессионального образования в России и Вьетнаме// Современные исследования социальных проблем. – 2012. –№11 Федосеева И.А. Семья как важнейший институт социализации человека// Среднее профессиональное образование. – 2012. – №11. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. – Кемерово, 1993 г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»