ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Кузьменко Евгения Юрьевна Учитель математики Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №514 Калининского района Санкт-Петербурга 195220, г. Санкт – Петербург, пр. Непокоренных,12/2 e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА индивидуальная образовательная программа, тьюторское сопровождение, индивидуальней подход, индивидуализация, кейс-метод. АННОТАЦИЯ Предметом работы является индивидуализация процесса обучения. Цель работы анализ методов индивидуализации и индивидуального подхода, выявление необходимости педагогов - тьютеров для детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития, самоактуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Использование тьюторского сопровождение актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как в виду их личностных особенностей у них снижена учебная мотивация, они быстро устают, необходимо постоянно поддерживать интерес к предмету. Укрепляет свои позиции в обществе Концепция образования на протяжении всей жизни, которая предполагает непрерывное образование человека, субъектную активную позицию личности в образовании; оформление и реализацию индивидуальных образовательных запросов через возможность разработки и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП). Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы. Таким образом, использование технологий тьюторского сопровождения при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет на основе их возможностей и интересов составлять индивидуальную образовательную траекторию. Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программами, и реальными возможностями ученика усвоить их. Учет особенностей учащихся осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действия и т.д., однако содержание образования здесь заранее предопределено. В работе раскрыты понятия индивидуальный подход, индивидуализация, индивидуальная образовательная программа, тьютор. Результаты рекомендуется использовать на уроках различных предметов. Индивидуализация процесса обучения способствует повышению уровня мотивации. INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES FOR CHILDREN WITH DISABILITIES Kuzmenko Evgenia Yuryevna Math teacherState budgetary educational institution secondary school No. 514 of the Kalininsky district of St. Petersburg 195220, St. Petersburg, Nepokorennykh Ave., 12/2 KEYWORDS individual educational program, tutor support, individual approach, individualization, case method. ANNOTATION The subject of the work is the individualization of the learning process. The purpose of the work is to analyze the methods of individualization and individual approach, to identify the need for teachers - tutors for children with disabilities. The purpose of tutor support is the full realization of the educational potential of the individual, the potential for self-development, self-actualization through education and satisfaction of the needs of the subject of activity. The use of tutor support is relevant for children with disabilities, because in view of their personal characteristics, they have reduced learning motivation, they get tired quickly, and it is necessary to constantly maintain interest in the subject. Strengthens its position in society The concept of education throughout life, which involves the continuous education of a person, the subjective active position of the individual in education; registration and implementation of individual educational requests through the possibility of developing and implementing an individual educational program (IEP). The principle of individualization of education means that students have the right to build their own content of education, their own educational program. Thus, the use of tutor support technologies in teaching children with disabilities makes it possible to draw up an individual educational trajectory based on their abilities and interests. An individual approach is understood as a means of overcoming the discrepancy between the level of educational activity, which is set by the programs, and the student's real ability to learn them.Taking into account the characteristics of students is carried out at each stage of education: when perceiving the goal, motivating learning, solving educational problems, determining methods of action, etc., however, the content of education is predetermined here. The paper reveals the concepts of individual approach, individualization, individual educational program, tutor. The results are recommended to be used in the lessons of various subjects. Individualization of the learning process helps to increase the level of motivation. В настоящий момент формируется заказ общества на тьюторское сопровождение личности. Это связано с существующими политическими, социально-экономическими и нравственными тенденциями в современной России. Прежде всего, эта потребность продиктована становлением и развитием гражданского общества, принципиально новой позицией человека в нем. Укрепляет свои позиции в обществе Концепция образования на протяжении всей жизни, которая предполагает непрерывное образование человека, субъектную активную позицию личности в образовании; оформление и реализацию индивидуальных образовательных запросов через возможность разработки и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП). У современного человека значительно возрастает потребность в самоактуализации, самообразовании, самореализации, что может стать результатами тьюторского сопровождения. Обучающийся осознает необходимость разработки и реализации личной образовательной, профессиональной, жизненной программы, продвижения по индивидуальной образовательной траектории. Также растет востребованность приобретения им опыта осознанного и ответственного выбора, включая опыт культурного и осознанного отказа от чего-либо. Актуализируется необходимость формирования субъектной позиции, позволяющей добиваться успеха в различных сферах жизни личности и общества. Целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития, самоактуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Главное помочь человеку реализовать себя в образовательной деятельности Одной из главных задач тьюторского сопровождения является не только оказание своевременной помощи и поддержки личности в образовании, но и обучение ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помощь личности стать полноценным субъектом своей образовательной, профессиональной, гражданской жизни. Индивидуализацию образования следует отличать от индивидуального подхода.(рис.1) Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программами, и реальными возможностями ученика усвоить их. Учет особенностей учащихся осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действия и т.д., однако содержание образования здесь заранее предопределено. 3157910112450Содержание 1 Содержание 2 Индивидуализация Содержание 3 00Содержание 1 Содержание 2 Индивидуализация Содержание 3 462915161290содержание Индивидуальный подход 00содержание Индивидуальный подход Рис.1. Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы. Реализуя принцип индивидуализации, педагог-тьютор сопровождает процесс построения и реализации индивидуальной образовательной программы ученика, удерживает фокус своего внимания на осмысленности обучения, предоставляет учащимся возможности опробования,конструирования и реконструирования учебных форм, позволяет «выйти на поверхность» образовательного процесса фактам самоопределения учащихся в пространстве культуры. Продолжая данное рассуждение задумаемся как же реализовывать тьюторское сопровождение на уроках. Существует формула тьюторского сопровождения (рис.2). 11256161623Интерес Инициатива Деятельность Рефлексия 00Интерес Инициатива Деятельность Рефлексия Рис.2 В своей педагогической практике при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья часто использую данную формулу для пробуждения интереса к предмету и повышению учебной мотивации. Давайте разберем, как можно спроектировать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика с использованием формулы тьюторского сопровождения. Замотивировать ученика можно через беседы, постановку проблемы. Как только интерес переходит в инициативу, то обучающимся можно предложить провести эксперимент, обсудить проблемную ситуацию. По итогам проведенных опытов обучающиеся вступают в дискуссию, итогом которой служит анализ эксперимента и выводы порезультатом своей деятельности. Закрепляем эффект – рефлексией, которая позволяет откорректировать дальнейший индивидуальный маршрут. Использование тьюторского сопровождение актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как в виду их личностных особенностей у них снижена учебная мотивация, они быстро устают, необходимо постоянно поддерживать интерес к предмету. Итогом использования кейса служит дискуссия, которая побуждает ребят к деятельности (см. рис.2).Входе дискуссии, обучающие самостоятельно делают выводы на основе собственных действий. Заключительный этап любого урока это рефлексия. После использования кейса с практической направленностью использую рефлексию «Чемодан, Мясорубка, корзина». При использовании кейс-технологии достигаются следующие цели: развитие аналитического, творческого, критического мышления; практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических проблем и жизненных ситуаций (возникающих в реальной деятельности); способность и готовность к оценке и принятию решения; гарантия более качественного усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов знаний; развитие социальных компетенций при работе в группе. Использование кейс – технологии позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы; помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может даже напоминать театральный спектакль. Кейс-технология способствует развитию личностных качеств учащегося, умения вырабатывать решения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, выработке коммуникативных качеств, развитию инициативности учащегося. Работа с кейсами позволяет обучающимся самостоятельно выбирать маршрут своей образовательной деятельности. Ребёнок или группа детей выстраивает свою образовательную траекторию для удовлетворения своего интереса, для решения поставленных задач в кейсе. Рефлексия помогает определить направления дальнейшего движения для удовлетворения образовательных интересов. Таким образом, использование технологий тьюторского сопровождения при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет на основе их возможностей и интересов составлять индивидуальную образовательную траекторию. В этом случае усвоение учебного материала становиться более интересным и повышает учебную мотивацию. Список используемой литературы: Ковалева Т. М., Кобыща Е. И.,Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю.Профессия «тьютор». М.-Тверь: «СФК-офис». – 2012г. С.Н. Шаромова дайджест педагогической прессы «Тьюторское сопровождение», - 2013г.