Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Опыт организации дистанционных элективных занятий
«Подготовка к государственной аттестации по химии»

Капитульская Анна Исааковна

Вся система образования сейчас переживает острейший кризис. Пандемия вынуждает все образовательные учреждения мира рано или поздно переходить на дистанционное обучение. И произойти это должно не постепенно, осторожно и вдумчиво, по проторенным энтузиастами путям, а практически одномоментно.
  Требования нашего сложного времени коснулись каждого учителя.
Множество задач, которые стоят перед учителем, никто не отменял: обучить предмету и универсальным  учебным действиям, развить самостоятельное, творческое, метапредметное мышление, создать комфортную образовательную среду, обеспечить дифференцированное и в то же время инклюзивное обучение детей.[1] Чтобы не захлебнуться в потоке проблем, разумно вычленить хотя бы одну из них и справиться с ней в новых условиях.
Одной из таких проблем, на мой взгляд, является дифференциация образовательного материала и требований для различных категорий учащихся. В условиях дистанционного общения с учениками на первый план выступает задача удержания внимания класса, вовлечения каждого ученика  работу, а это отнимает у учителя столько сил, что о дифференциации, казалось бы, и речи быть не может.
Тем не менее, в старших классах, особенно в выпускных классах, обязательно находятся сильные, мотивированные ученики, которые выбрали ваш сложный предмет в качестве профилирующего, собираются сдавать по нему государственный экзамен.  Для таких ребят школа, как правило, создает элективный курс, дополнительные факультативные занятия. Главное отличие такого занятия от обычного урока – высокая мотивированность учащихся. Это позволяет применить и отточить множество приемов отдаленного обучения и доказать его жизнеспособность и успешность.
Для  дистанционной работы с классом нам необходим Zoom, или Microsoft teams, или иные малодоступные нам на сегодняшний день сервисы. Они позволяют проводить урок для большой аудитории, но имеют массу дефектов: ограничение времени и ряда функций для бесплатных версий, проблемы с конфиденциальностью, возможность хакерского взлома, отсутствие истории беседы и сохраненных файлов, необходимость использовать множество разных ресурсов. Для работы с небольшой группой заинтересованных учеников, как показал опыт,  гораздо эффективнее использовать Skype.
Чтобы организовать обучение через Skype надо знать его возможности.  Они таковы. На экране преподаватель одновременно может увидеть 9 учащихся. Если вы хотите обязательно видеть всех, что, на мой взгляд, совершенно не обязательно, то группа не должна превышать девятерых человек. В окне чата ученики могут задавать вопросы во время или после объяснения, чтобы не прерывать  учителя устным высказыванием. Там же они могут кратко отвечать на поставленный учителем вопрос, например, писать односложные ответы, результаты вычислений, химические формулы.
Главные инструменты учителя – функция показа своего экрана и планшет для рисования и ввода письменного текста в любой программе для рисования, например в Paint, которая заменяет классную доску.
Демонстрация экрана позволяет показать ученикам любую презентацию, текстовый файл, видеофрагмент. Учитель может вывести тренировочные материалы по своему предмету из любых источников, например, «Решу ЕГЭ»[2], «ФИПИ»[3], «Ctege»[4]  или «Наука для тебя»[5]. Кроме того, учитель может в любом редакторе для рисования демонстрировать последовательность действий при составлении реакций, проставлении коэффициентов, решении задач, как на обычной интерактивной доске. Более того, сам учитель, а чаще ученики, фотографируют экран с учительским решением, и запись решения задания сохраняется в чате. 
Из новых  возможностей Skype назовем опцию записи беседы, т.е. занятия. Запись может включить любой участник беседы. Хранится «ролик» урока в чате 1 месяц. Ребята, пропустившие занятие, имеют возможность посмотреть урок.
 Учитель может приклеить в беседу до или после урока презентацию, файл с заданием, текстовый материал, ссылку на ресурс.
В Skype можно разумно организовать обратную связь с учениками. Опыт показал, что оптимальным способом является отправка учащимися фотографий письменных работ с телефона на личный Skype–адрес учителя. Это обеспечивает конфиденциальность учащегося, а значит, создает комфортные  условия для обучения. Кроме того, учителю легко проследить историю роста и продвижения в предмете каждого ученика в его личной беседе.
Ловушка, которая поджидает учителя, – его доступность для учеников в любой момент времени. Дети могут завалить вас бесконечным количеством выполненных заданий и появившихся вопросов, если вы не обговорите четкие временные границы для отправки файлов и консультаций.
Спасение от круглосуточной проверки присланных работ приходит от неизменного помощника в контроле знаний учащихся – дистанционной обучающей системы Д.  Гущина «Решу ЕГЭ». [2]
Ребята регистрируются на сайте, отправляют учителю свои электронные адреса и предоставляют учителю доступ к своей статистике, вводя в соответствующее поле электронный адрес учителя. С возможностями учителя по составлению тематических тестов, собственных заданий всегда можно ознакомиться на сайте. Огромным достоинством сайта является автоматическая проверка работ. При этом учитель может изучить ошибки каждого по каждому неудавшемуся вопросу, увидеть общую статистику ошибок, понять какие темы нуждаются в обсуждении и закреплении.
Напомню, мы говорим сейчас об элективном курсе для подготовки к сдаче государственного экзамена. Поэтому наши мотивированные ученики кроме интернет –ресурсов имеют и обычные сборники заданий для подготовки к ЕГЭ. Сборники рекомендованы учителем, часто заказаны и куплены коллективно. Таким образом, у учителя и учеников совершенно одинаковые издания, и мы можем видеть одно и то же условие, один и тот же тест каждый в своем пособии и легко понимать друг друга, называя страницу и номер. Если участников занятия не слишком много, не больше 8, можно организовать устное обсуждение решения. При большем количестве учеников приходится ограничиваться ответами в чате и, в крайнем случае, просьбой учащихся задать вопрос. Например, договориться о слове «Вопрос» в чате во время занятия, которое будет условно соответствовать вежливой просьбе задать устный вопрос.
Пока что такое дистанционное обучение кажется идеальным: доступны любые учебные материалы, есть обратная связь, есть инструменты контроля уровня знаний и возможность выявить проблемные для большинства темы. Обеспечена конфиденциальность при проверке знаний, что создает комфортную среду для обучения каждого, независимо от способностей. Можно ввести элементы индивидуального подхода в  личной беседе. Урок можно записать и смотреть его из чата группы  хоть каждый день в течение месяца.
Но при всех описанных преимуществах никуда не деться и от проблем. Впрочем, они свойственны любым дистанционным формам обучения, так как диктуются зависимостью учителя и учеников от качества связи и аппаратуры.
Обеспечение учеников аппаратурой: камерой, микрофоном, качественным компьютером со всеми необходимыми программами и мощным роутером – ложится на плечи родителей, и школа ни чем не может им в этом помочь. Дистанционное обучение, таким образом, обостряет неравенство возможностей наших учеников и, возможно, это одна из острейших проблем отдаленного обучения.
Вторая, уже упомянутая, проблема – катастрофическое сокращение личного пространства учителя. Не ничего проще, как забить в диалоговую строку вопрос учителю в любое время дня и ночи, в будний день или в праздник. И этот вопрос каждому  кажется необычайно важным и срочным. Ведь ученик выполняет задание именно в данный момент. Например, он сова и лучшая работоспособность посещает его в 2 часа ночи. А кто-то, наоборот встает в 5 утра, чтобы до уроков что-то успеть. И как бы мы ни ограничивали учеников, не договаривались о временных рамках, всегда находятся нарушители, и их немало.
Перед учителем встает дилемма: трепетно сохранять мотивацию учеников, их настрой, т.е. отвечать на бесчисленные вопросы в свое нерабочее время, или жестко ограничить общение с учениками временем занятия для сохранения своего личного пространства и психического здоровья. Эту дилемму каждый решает для себя сам. Разве найдешь решение этого вопроса в какой-нибудь методической литературе?
Таким образом, оболочка Skype зарекомендовала себя как оптимальный инструмент для работы с мотивированными учащимися в относительно малых группах. И в то же время работа в  скайп обнажила проблему материального неравенства учащихся и еще раз продемонстрировала, что стержнем школьного обучения по-прежнему является учитель.
 
ЛИТЕРАТУРА

  1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 6 октября 2009 г. № 413 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  2. СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам
    https://chem-ege.sdamgia.ru/
  3. Сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» https://fipi.ru/
  4. Образовательный сайт https://ctege.info/ege-2021/
  5. Широкопояс С.И. Наука для тебя. Образовательный портал по химии. https://scienceforyou.ru/

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»