Электронная система дистанционного обучения.
Обзор систем дистанционного обучения.
Возможности системы дистанционного обучения Moodle
Обзор систем дистанционного обучения.
Возможности системы дистанционного обучения Moodle
Живицкая Лина Романовна
Быстрое развитие прогресса в области технологий является одной из причин повсеместного внедрения дистанционного обучения, которое осуществляет учебно-воспитательную деятельность между учащимся и преподавателем, находящимся в разных местоположениях. [1]На данный момент существует огромное множество различных систем дистанционного обучения (СДО) как коммерческих, так и открытых для пользования, каждые из которых обладают индивидуальными особенностями и возможностями.
Самая главная уникальность данного вида обучения заключается в доступности использования, в связи с чем к системам дистанционного обучения проявляется все больший интерес, а к разработке электронных курсов подходят с особенной тщательностью.
В современном мире большую популярность набирает интерес к дистанционному обучению.
Электронная система дистанционного обучения(СДО)-программное обеспечение для любых организаций, которое позволяет производить поддержку процесса обучения, поддерживать документооборот, создавать материалы для обучения и производить проверку знаний по изучаемой дисциплины.
С помощью СДО есть возможность выстраивать нагрузку для учащихся, создавать тесты для проверки, посещать виртуальные музеи и много другое сосредоточенное в одном месте.
Возможности, предоставляемые СДО можно обобщить:
- Управление различными видами обучения
- Проверка знаний и навыков
- Анализ обучения и оценка результатов
- Предоставление контента и программ
Благодаря развитию технологий, создано разнообразное количество систем дистанционного обучения, имеющие свои отличительные особенности и недостатки.
Для создания каждого определенного учебного курса, преподаватель может выбрать наиболее комфортную систему дистанционного обучения, что позволит разработать удобную среду обучения учащихся.
К сожалению, не любые системы дистанционного обучения могут быть использованы для создания учебных площадок в силу разной степени доступности.
Систем дистанционного обучения существует огромное множество, в связи с чем каждый преподаватель школы, ВУЗа или других организаций, где происходит обучение, может подобрать среду для проведения дистанционных занятий, опираясь на цели, задачи и методы разрабатываемого курса.
Все разнообразие СДО можно классифицировать по некоторым основным признакам. Например, если рассматривать системы дистанционного обучения (СДО) с точки зрения возможностей представления учебного материала (количества различных элементов и ресурсов внутри СДО), то можно выделить следующие СДО для разработки учебных курсов:
- Moodle
- Ё-Стади
- Teachbase
Если рассматривать СДО с точки зрения возможности оценивания результатов обучающихся, то можно выделить следующие системы дистанционного обучения для разработки учебных курсов:
- Moodle
- iSpring Learn
- Teachbase
Также не маловажную роль играют возможности коммуникации между преподавателем и учеником. Практически все системы дистанционного обучения располагают элементами для связи участников процесса. Наиболее комфортные для использования элементы можно выделить у СДО:
- Moodle
- iSpring Learn
- ILias
Также можно отдельно выделить не классическую СДО Google Classrom. Данная система скорее напоминает ленту совместной работы.
В своем составе данная система имеет огромное количество инструментов для обучения.
В своем составе данная система имеет огромное количество инструментов для обучения. Из особенностей можно выделить:
- Использование только инструментов Google
- Создается общая папка «Класс» на Google диск
- Папка «Класс» доступна как для всего класса, так и для каждого в отдельности.
- Отсутствие тестов (только на базе Google form)
Рассматривая вышеупомянутые системы дистанционного обучения, можно сделать вывод что каждая из них является хорошим выбором для создания учебных площадок.
Стоит отметить, что большинство СДО являются платными и больше подходят для образовательного процесса внутри коммерческих организаций.
Бесплатные СДО, такие как ILias и Moodle также могут быть гармонично включены в ход обучения, но они требуют специального обучения для преподавателей. Также данные системы требуют отдельной установки.
Системы дистанционного обучения, такие как Google Classrom, находящиеся в свободном доступе и не требующие специального обучения
(с достаточно простым интерфейсом в использовании) и установки могут быть использованы любым образовательным учреждением или в качестве дополнительной площадки для поддержки обучающихся отдельными преподавателями.
СДО Moodle одна из популярнейших систем дистанционного обучения в России. Moodle (с англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) позволяет преподавателям размещать свои курсы как для поддержки очного обучения, так и для реализации дополнительных программ. [3].
Данная система имеет три основных процесса:
- Процесс проведения занятий
- Процесс анализа литературы и создание учебного курса
- Процесс проверки посещаемости и успеваемости учащихся по проходимой дисциплине
- Создавать группы студентов и прикреплять их к необходимому курсу
- Создавать и управлять учебными курсами
- Проводить тестирования и анализировать их результаты
- Поддерживать связь между преподавателем и учащимся через форум
- Отслеживать деятельность учащихся курса
- Организовывать самостоятельную работу учащихся
Система Moodle поддерживает следующие виды модулей:
- элемент курса;
- тип задания;
- тип вопроса;
- блок;
- фильтр;
- формат курса;
- участники курса. [4]
Каждый из элементов и ресурсов предлагаемых СДО Moodle дает возможность создавать учебные курсы, наиболее подходящие для определенной группы учащихся.
Глоссарий делает удобной работу с терминами. Внесенные в глоссарий определения выделяются цветом и видны во всех разделах курса.
Форум и чат позволяют обучающимся поддерживать связь с преподавателем. Также в данном разделе можно проводить коллективные обсуждения.
В элементе «лекция» можно разместить контент в достаточно гибкой форме. Данный контент может быть приведен в виде линейной схемы, а может в виде сложной схемы.
Элемент «задание» дает возможность преподавателю добавлять задания, получать работы учащихся (в любом цифровом контенте) и комментировать полученные работы.
«Тест» позволяет создавать и проводить различного рода проверки изученного материала. При этом есть возможность проводить тесты с различными типами вопросов для качественной оценки знаний учащихся.
Тест может быть создан с несколькими попытками, с перемешивающимися вопросами или, например, со случайными вопросами. Также может быть задано ограничение по времени.
Тесты могут использоваться в:
- В экзаменах курса
- Как мини-тесты для прочитанных заданий или в конце темы
- В итоговом экзамене, используя вопросы из промежуточных экзаменов
- Для обеспечения немедленного отзыва о работе
- Для самооценки
Стоит отметить возможность использования гиперссылок для формирования курса. Данный модуль позволяет разместить, как ссылку на любой ресурс сети Интернет, так и ссылку на любой элемент внутри самого курса. Гиперссылка может быть встроенной в какую-либо страницу, а может открываться в другом окне.
Также интересными модулями СДО Moodle являются «Пакет SCORM» и «HotPot». «Пакет SCORM» представляет собой группу файлов, упакованных по требованиям стандартов для учебных материалов. Модуль SCORM позволяет добавить в курс пакеты SCORM или AICC, которые загружаются в виде архива.
SCORM может быть использован:
- Для представления мультимедийного контента и анимации
- Как инструмент оценивания
Список литературы
- Серегина Е.А. Технология дистанционного обучения как способ получения высшего образования в России / Е.А. Серегина // Перспективы науки и образования. –2018. –№2(32). – С. 25-29.
- Гвоздев В.В. Работа в системе дистантного обучения Moodle / В.В. Гвоздев, В.В. Проскурин // Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тольяттинская академия управления». – 2011. – С.3.
- Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена / Дистанционная поддержка обучения Moodle. – СПб. –2010. – С.3.
- Руководство по работе с LMS Moodle