Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагоги и политики о дистанте 

Ступакова Татьяна Федоровна 
В настоящее время вопросы организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий приобретают особую актуальность.  Преподаватель, не применяющий дистанционные технологии и не владеющий основами электронного обучения, становится менее конкурентоспособным в профессиональном сообществе, он лишен мобильности в способах общения, возможностей создавать иное образовательное пространство – организовывать виртуальную среду для взаимодействия с обучающимися.
Дистанционные образовательные технологии – это такие образовательные технологии, которые реализуются в основном с применением телекоммуникационных и информационных технологий при взаимодействии учащихся и педагога [1].
Профессор Евгения Семеновна Полат определяет дистанционное обучение как самостоятельную форму обучения, при которой взаимодействие преподавателя и учащихся,
между собой осуществляется на расстоянии, а также отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интерактивных интернет – технологий [2].
Профессор Александр Александрович Андреев, анализируя различные определения, приходит к выводу, что дистанционное обучение есть «целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [3].
В марте 2020 года в России было принято решение о переводе образовательных учреждений на дистанционный формат работы в связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. В этот период в информационном пространстве развернулась активная дискуссия на тему готовности системы образования к этому переходу. С  трудностями организации работы в удаленном режиме столкнулись все участники образовательного процесса [4].
По настоящее время не прекращается активное обсуждение целесообразности массового использования элементов дистанционного образования. В работах современных практикующих педагогов перечислены положительные и отрицательные аргументы.
            Популярные аргументы «за»:
  1. Возможность получать образование без отрыва от трудовой деятельности;
  2. Нет необходимости часто выезжать в учебное заведение;
  3. Возможность получать образование есть и у тех, кто по состоянию здоровья не может находиться в учебной аудитории;
  4. Возможность для обучающихся участвовать в организации времени своего учебного процесса;
  5. Есть возможность рационально распределять время и силы;
Популярные аргументы «против»:
  1. У студента не всегда есть возможность для консультации своевременно обратиться к преподавателю.
  2. Нет полноценной возможности  «вживую» строить отношения в коллективе (с преподавателями, одногруппниками, администрацией), выступать перед аудиторией;
  3. Не каждый студент умеет поддерживать у себя мотивацию к самостоятельной работе;
  4. Не любую профессию можно освоить качественно в дистанционном формате в плане практических умений и навыков (врач, ветеринар,  технические специалисты, водители и т.д.);
  5. Нет возможности организации постоянного контроля учебной деятельности обучающихся;
  6. У студентов нет возможности сравнивать промежуточные результаты своего обучения и других студентов «вживую» (выступления, семинары, аудиторная работа);
  7. Отсутствие эмоциональной окраски подачи материала, что влияет на его понимание и усвоение;
  8. Отсутствие у преподавателя рефлексии на подачу материала (взгляд, задаваемый студентом вопрос, реакция, ответ на задаваемый вопрос преподавателем и пр.);
  9.  Много возможностей для «несамостоятельного» обучения.
В то же время интересна  точка зрения и других людей, имеющих непосредственное отношение к современному образованию. И их мнения не менее полярны:
Руководитель образовательного ресурса «ЯКласс» Андрей Илингин считает, что родители  далеко не всегда могут сами качественно организовать учебный процесс и  «в перспективе это грозит более низкими оценками на экзаменах в сравнении с уровнем детей 2-3 летней давности. Рынок труда в перспективе 20-30 лет будет менее качественным, что в свою очередь негативно скажется на уровне ВВП и уровня образованности населения».
Согласен с коллегой и основатель программы «Международный Ломоносовский клуб» Владимир Скрипниченко. По его прогнозу, в перспективе 10 – 15 лет поколение дистанта создаст напряжение на рынке труда из – за общего снижения уровня знаний и слабых профессиональных навыков.  «Отсутствие баланса между временем, проведенным в онлайне, и реальной активной деятельностью плохо сказывается на психике в целом. Будет увеличиваться перекос в сторону специалистов, у которых будут проблемы с концентрацией внимания, с реальным общением, с критическим мышлением и так далее. Кроме общего снижения уровня знаний, под угрозой угасания также находятся и эмоциональный интеллект, и способность адаптироваться», — уверен Скрипниченко.
Формат дистанционного образования снижает качество образования и даже вредит здоровью детей, считает первый зампред комитета по образованию Госдумы Олег Смолин: «Если у ребенка нет мотивации, то он фактически прогуливает дистанционные уроки и лекции, даже если формально на них присутствует. Я уже не говорю о том, что дистанционное обучение в том виде, как сейчас, нарушает все возможные санитарные нормы и правила – в первую очередь это касается перегрузки зрения».
При этом исключительно отрицательные перспективы дистанционного обучения видят далеко не все специалисты. Начальник Управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образования и науки города Москвы Илья Новокрещенов отмечает в нем очевидные плюсы — например, развитие самостоятельности учащихся. «Мы видим, что ребята стали более самостоятельными в эти дни, а это разве плохо? Мы же и хотим, чтобы они стали самостоятельными, а не инфантильными. А их самостоятельность во многом стала возможной, потому что теперь не всегда родитель может помочь с учебой, так как цифровая среда от них далека. Никто не оглупел и ничего не растерял, поводов для паники по этому поводу нет. Причем мы видим скорее приобретения: например, все больше педагогов начинают отказываться от обучения в стиле «говорящей головы», когда педагог просто пересказывает учебный материал, в пользу активности самих ребят во время уроков и лекций. Да еще и с использованием цифровых инструментов, которые в условиях борьбы с пандемией еще и получили мощный стимул для развития» [5].
Все эксперты согласны, что «где-то все же остаются проблемы», однако изменения, привнесенные дистанционным форматом работы, уже никуда не исчезнут: «Уже от этого не уйти, это 21 век. Пора уже понять, что жизнь такой, какой была, уже не будет. Это не значит, что она будет хуже. Мне кажется, она будет интересней!»,  - отметил доктор педагогических наук, член – корреспондент Российской академии образования и заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург.
Таким образом, основополагающей проблемой дистанционного обучения является переосмысление используемых педагогических методов и приемов. Ведь их применение очень зависимо от технических средств и способов организации контакта с обучающимися.  И в данной нами реальности концептуальным является непрерывное самосовершенствование и обучающихся и педагогов. Именно оно способно повлиять на количество плюсов и минусов дистанционного формата и на соотношение аргументов «за» и «против».
 
Информационные источники:
1. Карпов А. С. Дистанционные образовательные технологии. Планирование и организация учебного процесса: учебно- методическое пособие / А. С. Карпов. — Саратов: Вузовское образование, 2015 — 67 c.
2. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для пед. вузов  / Е. С. Полат,  М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2004  - 12 с.
3. Технология дистанционного обучения: учебн. пособие /А. В. Тараканов, К. В. Садова, Е. А. Крайнова – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2017 – 18c.
4. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д. И. Сапрыкина, А. А. Волохович; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020 — 32 с. — 200 экз. — (Факты образования № 4 (29)).
5. «С кашей в голове: как дистанционка повлияет на рынок труда» [Сайт]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2020/11/14/13360747.shtml - (Дата обращения: 01.03.2021).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»