Наиболее эффективные формы и методы работы,
если в группе учатся только юноши
Орлова Валентина Андреевна,
мастер производственного обучения ГБПОУ ЭМК
Реализация на практике принципа неразрывной связи профессионального и общего образования молодежи и сочетания обучения с производственным трудом обучающихся определяет особенности работы мастера производственного обучения, который должен не только отлично владеть профессиональным мастерством, но иметь необходимую педагогическую подготовку. Для того чтобы успешно обучать и воспитывать обучающихся, ему нужны разносторонние знания, высокая общая культура.мастер производственного обучения ГБПОУ ЭМК
Чтобы успешно воспитывать будущих рабочих и формировать у них мировоззрение, каждый мастер производственного обучения должен обладать целым рядом качеств. Педагог должен обладать глубокими знаниями, уметь умения работать с обучающимися. Одним из важных условий успешного целенаправленного развития является глубокое знание индивидуальных особенностей обучающихся. Только педагогические наблюдения и повседневный анализ учебное - производственных успехов каждого обучающегося позволяет мастеру производственного обучения правильно определить методы и средства их воспитания. Для каждого педагога необходимы тесные контакты с родителями - только при активной помощи родителей можно успешно решить воспитательные цели, стоящие пред ОУ.
Педагогическая деятельность мастера производственного обучения является весьма разносторонней и ответственной, требует от него больших знаний, педагогического опыта, профессионального мастерства и высокой общей культуры.
В своей работе мастер производственного обучения зачастую использует такие формы, как:
− организационные (групповая, индивидуальная);
− познавательные (викторина, аукцион, диспут, конкурс, конференция и др.);
− информационные (беседа, рассказ, час мастера производственного обучения, встречи и т.д.)
Наиболее популярными педагогическими методами, используемыми мастерами производственного обучения в работе с группами, где обучаются исключительно юноши, являются:
- методы убеждения, посредством которых формируются взгляды, представления, понятия обучающихся, происходит обмен информацией;
- методы стимулирования, с помощью которых организуется деятельность обучающихся и стимулируется позитивная мотивация;
- методы оценки и самооценки (диагностики), с помощью которых проводится оценивание поступков, уровня воспитанности, диагностируются интересы и склонности обучающихся, возможности предоставления помощи обучающимся в саморегуляции их поведения;
- метод проектов (социального проектирования), в рамках которого детально разрабатываются и решаются проблемы (социальной направленности) посредством преимущественно самостоятельной деятельности обучающихся.
Портфолио выполняет роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с формальными образовательными результатами, определяет рейтинг обучающихся; выполняет роль инструмента самооценки и рефлексии собственной деятельности.
Принципы технологии «Портфолио»:
– самооценка результатов,
– систематичность и регулярность самомониторинга,
– структуризация материалов «Портфолио», логичность и лаконичность всех письменных пояснений,
– аккуратность и эстетичность оформления «Портфолио»,
– целостность, тематическая завершенность представленных в «Портфолио» материалов,
– наглядность и обоснованность презентации «Портфолио» обучающегося.
Однако, кроме вышеизложенных форм и методов работы, нельзя забывать про педагогическую диагностику как необходимую оценочную процедуру, направленную на прояснение ситуации, выявление истинного уровня состояния чего-либо (например, воспитанности). Применение методов диагностики является необходимой и первоочередной составляющей деятельности куратора учебной группы. К подобного рода методикам относятся наблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, тестирование, референтометрия.