Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблемы современного образования

Кравченко Елена Борисовна

Образование – право каждого человека,
…нет ничего более важного,
никакой другой миссии,  
кроме образования для всех…
Кофи Аннан. 1998 
              Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал…нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…». Необходимость предоставления равных и разнообразных возможностей детям для получения образования признается в настоящее время во всем мире, а инклюзивное образование – признанный на международном уровне инструмент образования и воспитания детей с ОВЗ.  В статье двадцать четвертой Конвенции ООН «О правах инвалидов» говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях. Вместе с тем, процесс инклюзии, а скорее системное внедрение практики инклюзии, вызывал массу горячих споров и происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно.
               В Федеральном законе “Об образовании” понятие “инклюзивное образование” определяется как включение детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования и “обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей”.
              Идея инклюзии или совместного обучения всех детей, в том числе школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), верная и перспективная. Но правильная идея инклюзивного образования может дискредитировать себя, будучи неподготовленной. Должна быть последовательность, должна проводиться громадная просветительская работа среди профессионалов разных направлений, во всех общественных институтах. Государству необходимо стремиться сделать не только так, чтобы образование соответствовало международным стандартам, но и полностью удовлетворяло нужды страны в подготовке гармонично развитого человека. Инновации иногда заимствованы из лучшего педагогического зарубежного опыта, но не всегда адаптированы под российский менталитет. И порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву.
              С введением инклюзивной модели обучения в современном российском образовании возникает множество проблем. Закон об образовании – это попытка решить ряд назревших проблем. В нем четко определены основные приоритеты, среди которых и реализация Федеральных Государственных образовательных стандартов нового поколения, и формирование единой системы оценки качества образования, а также обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Становится очевидно, что необходимо создавать безопасные, здоровые, инклюзивные условия в области образования, способствующие успешному обучению и достижению четко определенных уровней успеваемости для всех, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
             Сегодня образование является главным общенациональным приоритетом России, но современная система образования в данный момент переживает достаточно тяжёлые времена. Первичным и важнейшим этапом подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии станет этап психологических и ценностных изменений и уровня профессиональных компетентностей ее специалистов. Потому как, трудности возникают и связаны, в первую очередь, с неготовностью социума принять ребенка-инвалида в свою среду, и с неготовностью учителя, с его страхом перед той ответственностью, которую на него возложили, поручив обучение «особого» ученика. Без специального образования и глубокого знания психологических особенностей детей-инвалидов невозможно эффективно работать с такими “особыми” учениками. Также есть риск, что учитель будет лишь транслировать знания, не особо заботясь о том, усваивают ли их дети с ОВЗ, и тогда – дети-инвалиды будут номинально присутствовать в “обычных” классах, не получая никаких знаний, что в конце концов приведет к отсутствию аттестата.
       Массовая школа до сих пор не вполне готова принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего еще и потому, что не обладает достаточными ресурсами для этого. В качестве минусов для инклюзивного образования большая наполняемость “обычных” классов, которая не становится с годами меньше. Кроме того, не каждая школа может предоставить логопеда, дефектолога, психолога, социального педагога – а они необходимы детям с ОВЗ. При успешной инклюзии важно и необходимо  сопровождение ребёнка с ОВЗ такими специалистами психолого-педагогического центра, которые осуществляют информационную поддержку всех участников образовательного процесса (буклеты, психолого-логопедические консилиумы, круглые столы), регулярно проводят консультирование, семинары и тренинги, заседания для родителей и педагогов.
          Серьезной проблемой может стать и отторжение общества, одноклассников, старшеклассников-подростков, а особенно взрослых, как показывает опыт, чаще родителей здоровых учащихся. Некоторые родители здоровых детей совершенно не готовы отдать свое чадо в класс с инклюзией, что не способствует социальной интеграции.
         Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе – достаточно серьёзное жизненное испытание. В процессе обучения таким детям требуется помощь и поддержка в преодолении социально-эмоциональных проблем, в формировании и развитии социальных и коммуникативных навыков, в организации и осуществлении коррекционной и развивающей работы.
         Однако опыт показывает, что даже в тех случаях, когда речь шла не об инклюзии, а об интеграции (то есть о приспособлении к существующим в массовой школе условиям «особого» ребенка), уже тогда достигались значительно более высокие образовательные результаты учащихся с ОВЗ, чем в специальных учреждениях для детей-инвалидов.
На мой взгляд, инклюзивное образование важно и необходимо не только для ребенка с ОВЗ, для родителей, педагогов, воспитанников и учеников, но и в целом для всей нашей страны. Даже небольшой успех такого ребёнка – это большая победа всех, кто рядом с ним: поддерживает, сопровождает и помогает.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»