Технологии дистанционного контроля знаний
Давидюк Ольга Геннадьевна,
учитель ГБОУ школа № 471
Санкт-Петербурга
Реалии сегодняшнего дня показывают актуальность существования и широкого применения дистанционного обучения и различных технологий дистанционного обучения.
учитель ГБОУ школа № 471
Санкт-Петербурга
Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах.
Актуальность дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса сегодня концентрируются в информационной сфере. Современный этап развития всех сфер общества можно охарактеризовать как этап информатизации и телекоммуникаций. Ведущая роль на данном этапе отводится информатике, в частности информационно-коммуникационным технологиям и их применению в различных сферах профессиональной и повседневной жизни человека. Это область общения, информации и знаний. Исходя из стремительно развивающихся технологий, профессиональные знания стареют достаточно быстро, поэтому актуальным вопросом сегодня является необходимость непрерывного совершенствования знаний.
Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно если учесть транспортные расходы и расходы на организацию всей системы очного обучения.
Вопрос информатизации образования занимает ведущее место в стратегиях развития общеобразовательных учреждений. На протяжении нескольких лет в ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт-Петербурга на уроках учителя используют интернет, информационно-коммуникационные технологии, применяют электронную почту, электронный журнал, презентации и работу на уроках с различными образовательными ресурсами.
Модернизация образования привела школу к внедрению дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимают образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и преподавателей.
Основная цель внедрения дистанционных форм обучения – это создание условий учащимся для свободного доступа к информационным ресурсам и получения качественного образования с помощью дистанционного обучения для развития навыков самостоятельной работы.
Успешность и качество этих технологий в большой мере зависят от эффективности организации и методического качества используемых материалов, а также технологий, направленных на коррекцию и контроль знаний.
Из основных принципов контроля учащихся, которые необходимо соблюдать при дистанционном обучении, можно выделить следующие:
Актуальность дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса сегодня концентрируются в информационной сфере. Современный этап развития всех сфер общества можно охарактеризовать как этап информатизации и телекоммуникаций. Ведущая роль на данном этапе отводится информатике, в частности информационно-коммуникационным технологиям и их применению в различных сферах профессиональной и повседневной жизни человека. Это область общения, информации и знаний. Исходя из стремительно развивающихся технологий, профессиональные знания стареют достаточно быстро, поэтому актуальным вопросом сегодня является необходимость непрерывного совершенствования знаний.
Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно если учесть транспортные расходы и расходы на организацию всей системы очного обучения.
Вопрос информатизации образования занимает ведущее место в стратегиях развития общеобразовательных учреждений. На протяжении нескольких лет в ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт-Петербурга на уроках учителя используют интернет, информационно-коммуникационные технологии, применяют электронную почту, электронный журнал, презентации и работу на уроках с различными образовательными ресурсами.
Модернизация образования привела школу к внедрению дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимают образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и преподавателей.
Основная цель внедрения дистанционных форм обучения – это создание условий учащимся для свободного доступа к информационным ресурсам и получения качественного образования с помощью дистанционного обучения для развития навыков самостоятельной работы.
Успешность и качество этих технологий в большой мере зависят от эффективности организации и методического качества используемых материалов, а также технологий, направленных на коррекцию и контроль знаний.
Из основных принципов контроля учащихся, которые необходимо соблюдать при дистанционном обучении, можно выделить следующие:
- принцип объективности – познавательная деятельность в дистанционном обучении должна оцениваться при минимальном воздействии субъективного фактора;
- принцип демократичности – в дистанционном обучении должны создаваться равные условия для всех обучающихся, проходящих контроль;
- принцип массовости и кратковременности – контроль с помощью дистанционных технологий должен быть организован так, чтобы осуществить проверку знаний у большого количества испытуемых за минимально возможный промежуток времени.
Педагогический контроль в дидактической системе подразумевает несколько форм работы со школьниками: диагностическая, проверочная, обучающая, развивающая, воспитательная и др.
Все перечисленные формы контроля имеют возможность реализации с помощью дистанционных технологий, а также обладают рядом преимуществ: творческий подход в процессе реализации контроля знаний и разгруженность учителей (так как у преподавателя уходит время не на проверку работ, а на составление заданий); заинтересованность школьников, кто уже имеет дома выход в Internet, дистанционно сдавать контрольные; гибкость, позволяющая учащимся в удобное время в благоприятной обстановке выполнять задания.
Используемые в нашей школе современные технологии позволяют создавать системы электронного контроля знаний, обладающие возможностями: использование различных типов тестовых вопросов типа «выбор одного ответа из многих»; адаптивный выбор следующего вопроса в зависимости от правильности предыдущих ответов обучаемого специалиста; возможность создания различных заданий из одного набора вопросов; возможность включения в вопрос графических изображений и гипертекстовых ссылок; ведение журнала прохождения опроса и предоставление отчёта по нему в требуемой форме.
Таким образом, применение дистанционных технологий в общеобразовательном процессе как средство контроля знаний предоставляет педагогу и обучающемуся ряд преимуществ в получении образования, расширяя при этом возможности обеих сторон, в том числе в особых условиях, связанных с эпидемиологической обстановкой в регионе. Существующие тенденции усовершенствования дистанционных средств ведут образовательные учреждения к осуществлению непрерывного процесса получения знаний, что на сегодняшний день является одной из основных задач педагогики и методики преподавания информатики и ИКТ, в основе которых значимое место занимает контроль и оценивание знаний обучающихся.
Все перечисленные формы контроля имеют возможность реализации с помощью дистанционных технологий, а также обладают рядом преимуществ: творческий подход в процессе реализации контроля знаний и разгруженность учителей (так как у преподавателя уходит время не на проверку работ, а на составление заданий); заинтересованность школьников, кто уже имеет дома выход в Internet, дистанционно сдавать контрольные; гибкость, позволяющая учащимся в удобное время в благоприятной обстановке выполнять задания.
Используемые в нашей школе современные технологии позволяют создавать системы электронного контроля знаний, обладающие возможностями: использование различных типов тестовых вопросов типа «выбор одного ответа из многих»; адаптивный выбор следующего вопроса в зависимости от правильности предыдущих ответов обучаемого специалиста; возможность создания различных заданий из одного набора вопросов; возможность включения в вопрос графических изображений и гипертекстовых ссылок; ведение журнала прохождения опроса и предоставление отчёта по нему в требуемой форме.
Таким образом, применение дистанционных технологий в общеобразовательном процессе как средство контроля знаний предоставляет педагогу и обучающемуся ряд преимуществ в получении образования, расширяя при этом возможности обеих сторон, в том числе в особых условиях, связанных с эпидемиологической обстановкой в регионе. Существующие тенденции усовершенствования дистанционных средств ведут образовательные учреждения к осуществлению непрерывного процесса получения знаний, что на сегодняшний день является одной из основных задач педагогики и методики преподавания информатики и ИКТ, в основе которых значимое место занимает контроль и оценивание знаний обучающихся.