по дисциплине «Химия» для студентов СПО в форме
очного (или дистанционного) обучения
Получение, собирание и распознавание газов
Матвеева Ольга Сергеевна,
преподаватель химии, к.пед.н.
СПб ГБПОУ Электромашиностроительной колледж
иметь практический опыт: получения газов: водорода, углекислого газа и кислорода;
уметь: доказать наличие полученных газов, применять знания о способах их получения;
знать: свойства полученных газов;
владеть:навыками экспериментальной работы при работе в кабинете химии.
Цель работы: получение газообразных веществ, их идентификация с помощью качественных реакций, изучение некоторых свойств.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, лучинка, зажимы, спиртовка, спички, пробка с газоотводной трубкой, газоотводная трубка, химические стаканы, штативы для закрепления пробирок, известковая вода, перманганат калия, фарфоровую чашка, вата, цинк (гранулы), мел, вода, раствор соляной кислоты, перекись водорода, оксид марганца (IV), фенолфталеин, гидроксид кальция твердый, хлорид аммония твердый.
Внимание!
При выполнении работы будьте аккуратны, осторожны и выполняйте правила техники безопасной работы! (Приложение 1)
При ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ оформление опытов № 1-4 данной лабораторной работы выполните, просмотрев видео-опыты, для перехода на которые примените соответствующие ссылки, а затем выполните данные опыты виртуально, используя модули OMS указанных лабораторных работ с сайта федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) - https://fcior.edu.gov.ru/.
Задание:
- Получить и собрать газы, учитывая их плотность по воздуху.
- Распознать газы, соблюдая правила по технике безопасности.
1. Систематизируйте и обобщите знания по теме, используя конспекты по теме: «Металлы и неметаллы».
2. Выполните практическую часть работы (посмотрите видео-опыты и выполните виртуальные опыты, используя указанные ссылки).
3 Оформите отчет в виде таблицы, сформулируйте выводы о проделанной работе.
Номер и название опыта | Что делали | Наблюдения (схема прибора) |
Уравнения реакций, вывод |
(кратко описать порядок выполнения опыта) | (описать наблюдения – изменение цвета, выделение газа, выпадение осадка и т.п.) |
Ход работы:
Опыт № 1. Получение водорода и изучение его свойств
Физические свойства | Химические свойства |
Молекула водорода двухатомна - H2. При обычных условиях – это газ без цвета, запаха и вкуса. Самый легкий газ, его плотность в 14,5 раза меньше плотности воздуха. Обладает высокой теплопроводностью, как самые легкие молекулы движутся быстрее. По распространенности во Вселенной занимает первое место. На Земле находится в виде соединений. Значение водорода велико, как и кислорода. | Молекулы водорода довольно прочны. Чтобы водород мог вступить в реакцию, должна быть затрачена большая энергия. Реагирует только с очень активными металлами, образуя гидрид: Са+H2=CaH2 Взаимодействует с неметаллом-фтором, образуя фтороводород: F2+H2=2HF При нагревании он отнимает кислород от некоторых оксидов: CuO+H2=Cu+H2O |
2. Проверьте собранный вами водород на чистоту. Для этого пробирку, наполненную водородом, держа ее отверстием вниз, поднесите к горящей спиртовке (рис. 4 – Приложение 2). Если вы собрали чистый водород, он сгорает спокойно, с характерным звуком «п-пах». Если водород содержит примесь воздуха, слышен характерный свистящий хлопок (резкий лающий звук). Запишите наблюдения и выводы о чистоте полученного газа в тетрадь.
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Видео-опыт посмотрите по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/1hAYGUQ0aLLmRc8q4r1pgno8Ur_cNKuOM/view?usp=sharing.
Затем перейдите по ссылке: http://fcior.edu.gov.ru/card/14329/laboratornaya-rabota-poluchenie-i-svoystva-vodoroda.html , загрузите модуль OMS лабораторной работы «Получение и свойства водорода» и выполните ее.
Опыт № 2. Получение кислорода (из перманганата калия)
2. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, проверьте на герметичность (рис. 5 – Приложение 2).
Для проверки герметичности конец газоотводной трубки опустите в стакан с водой не глубже, чем на 1 см. Пробирку слегка нагрейте на пламени спиртовки. Если при этом в воду выделяются пузырьки воздуха, то прибор собран герметично. После этого можно приступать к опыту. Укрепите прибор в лапке штатива.
3. Газоотводную трубку опустите в стакан, не касаясь дна, на расстоянии 2–3 мм (рис. 6 – Приложение 2).
4. Подогрейте вещество в пробирке. (Помните правила техники безопасности.)
5. Проверьте наличие газа тлеющей лучинкой (угольком). Что наблюдаете? Почему кислород можно собирать методом вытеснения воздуха?
6. Оформите проделанный опыт. Сформулируйте вывод.
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Видео-опыт посмотрите по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/1bnTgGRlL2yq2BGle9TF4z_HU9IKvFn5c/view?usp=sharing.
Затем перейдите по ссылке: http://fcior.edu.gov.ru/card/10585/laboratornaya-rabota-poluchenie-kisloroda-i-ego-svoystva.html, загрузите модуль OMS лабораторной работы «Получение кислорода и его свойства» и выполните ее.
Опыт № 2 – версия 2. Получение кислорода (разложением пероксида водорода)
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Видео-опыт посмотрите по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1BhOFYE9BCeh5X8da-NHxU0VXp5gLCIff/view?usp=sharing.
Опыт № 3. Получение углекислого газа
2. Конец трубки опустите в заранее подготовленную пробирку с известковой водой. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
3. Соберите полученный газ в чистую пробирку. Приготовьте тлеющую лучину. Внесите тлеющую лучину в пробирку-реактор. Что наблюдаете?
4. Оформите проделанный опыт в таблице. Сформулируйте вывод.
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Видео-опыт посмотрите по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1Oq_1hJIsFLBRcuFvt4ejoFrO97RmG1qY/view?usp=sharing.
Затем перейдите по ссылке: http://fcior.edu.gov.ru/card/9972/laboratornaya-rabota-poluchenie-i-svoystva-oksida-ugleroda-iv.html, загрузите модуль OMS лабораторной работы «Получение и свойства оксида углерода (IV)» и выполните ее.
Задания к опыту №3.
- Запишите уравнение реакции получения углекислого газа в лабораторных условиях.
- Опишите способ собирания углекислого газа.
- Опишите физические свойства углекислого газа, наблюдаемые при проведении опыта.
- Опишите не менее двух способов распознавания углекислого газа.
- Напишите уравнения реакций, происходящих при пропускании углекислого газа через известковую воду в молекулярном и ионном видах.
- На лист бумаги или в небольшую фарфоровую чашку (можно ступку) насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция объемом по одной ложечке (ложечка для сжигания веществ). Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закройте ее пробкой с газоотводной трубкой и укрепите в лапке штатива. При укреплении прибора в лапке штатива обратите внимание на наклон пробирки относительно ее отверстия. На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака (рис. 7 – Приложение 2). Почему пробирка вверх дном.
- Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция прогрейте сначала всю (2—3 движения пламени), а затем нагрейте в том месте, где находится смесь. Какой газ получили? Составьте уравнение реакции.
- Поднесите к отверстию перевёрнутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку. Она стала малиновой. Объясните почему? Составьте уравнение реакции.
- Не переворачивая пробирку, быстро опустите её в чашку с водой отверстием вниз, подержите так, капните фенолфталеин. Что произошло? Какое вещество мы получили? Составьте уравнение реакции.
- Оформите проделанный опыт в таблице. Сформулируйте вывод.
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Видео-опыт посмотрите по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/1m4Z-Lku8YnrwLyuyoiNHlFijRqBDI8oV/view?usp=sharing.
Затем перейдите по ссылке: http://fcior.edu.gov.ru/card/3832/laboratornaya-rabota-poluchenie-ammiaka-i-ego-svoystva.html, загрузите модуль OMS лабораторной работы «Получение аммиака и его свойства» и выполните ее.
- Работать с кислотами и щелочами осторожно. Концентрированные кислоты аккуратно вносить в пробирку над лотком. Если кислота попала на кожу или одежду, быстро смыть большим количеством воды.
- Ничего не пробовать на вкус.
- В пробирку наливать не более 1 мл веществ.
- Нюхать летучие вещества осторожно, направляя воздух рукой от пробирки к себе.
- Не закрывать пробирку пальцем при взбалтывании в ней жидкости. Взбалтывать содержимое следует держа пробирку за верхнюю часть и слегка покачивая.
- Не наклоняться над пробиркой, так как брызги могут попасть в глаза.
- Пробирку с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и от товарищей, так как жидкость иногда может выплеснуться из пробирки.
- При нагревании пробирки не касаться фитиля спиртовки, так как фитиль холодный и пробирка может лопнуть.
- Горящую спиртовку нельзя переносить со стола на стол.
- Зажигать спиртовку только спичками.
- Гасить спиртовку только колпачком.
- После работы привести в порядок своё рабочее место.