Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методические указания к выполнению лабораторной работы №4
по дисциплине «Химия» для студентов СПО в форме
очного (или дистанционного) обучения

 Получение, собирание и распознавание газов

Матвеева Ольга Сергеевна,
преподаватель химии, к.пед.н.
СПб ГБПОУ Электромашиностроительной колледж

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС - обучающийся должен:
иметь практический опыт: получения газов: водорода, углекислого газа и кислорода;
уметь: доказать наличие полученных газов, применять знания о способах их получения;
знать: свойства полученных газов;
владеть:навыками экспериментальной работы при работе в кабинете химии. 
Цель работы: получение газообразных веществ, их идентификация с помощью качественных реакций, изучение некоторых свойств. 
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, лучинка, зажимы, спиртовка, спички, пробка с газоотводной трубкой, газоотводная трубка, химические стаканы, штативы для закрепления пробирок, известковая вода, перманганат калия, фарфоровую чашка, вата, цинк (гранулы), мел, вода, раствор соляной кислоты, перекись водорода, оксид марганца (IV), фенолфталеин, гидроксид кальция твердый, хлорид аммония твердый.
Внимание!
При выполнении работы будьте аккуратны, осторожны и выполняйте правила техники безопасной работы! (Приложение 1)
При ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ оформление опытов № 1-4 данной лабораторной работы выполните, просмотрев видео-опыты, для перехода на которые примените соответствующие ссылки, а затем выполните данные опыты виртуально, используя модули OMS указанных лабораторных работ с сайта федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) - https://fcior.edu.gov.ru/.
Задание:
  1. Получить и собрать газы, учитывая их плотность по воздуху.
  2. Распознать газы, соблюдая правила по технике безопасности.  
Порядок выполнения работы:
1. Систематизируйте и обобщите знания по теме, используя конспекты по теме: «Металлы и неметаллы».
2. Выполните практическую часть работы (посмотрите видео-опыты и выполните виртуальные опыты, используя указанные ссылки).
3 Оформите отчет в виде таблицы, сформулируйте выводы о проделанной работе.

 
Номер и название опыта Что делали Наблюдения
(схема прибора)
Уравнения реакций, вывод
  (кратко описать порядок выполнения опыта) (описать наблюдения – изменение цвета, выделение газа, выпадение осадка и т.п.)  
Пояснение к работе
Рассчитайте плотности изучаемых газов по воздуху. Рассмотрите рис. 1 (Приложение 2) и сделайте вывод о способе собирания водорода, кислорода, углекислого газа и аммиака.
Ход работы:
Опыт № 1. Получение водорода и изучение его свойств
Физические свойства Химические свойства
Молекула водорода двухатомна - H2. При обычных условиях – это газ без цвета, запаха и вкуса. Самый легкий газ, его плотность в 14,5 раза меньше плотности воздуха. Обладает высокой теплопроводностью, как самые легкие молекулы движутся быстрее. По распространенности во Вселенной занимает первое место. На Земле находится в виде соединений. Значение водорода велико, как и кислорода. Молекулы водорода довольно прочны. Чтобы водород мог вступить в реакцию, должна быть затрачена большая энергия. Реагирует только с очень активными металлами, образуя гидрид:
Са+H2=CaH2
Взаимодействует с неметаллом-фтором, образуя фтороводород:          F2+H2=2HF
При нагревании он отнимает кислород от некоторых оксидов:                   CuO+H2=Cu+H2O
 
Порядок выполнения опыта:
1. Закрепите пробирку в штативе. В пробирку поместите 1-2 гранулы цинка, осторожно добавьте 2-3 мл разбавленной соляной кислоты (Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.). В течение минуты выделяющемуся из прибора газу дайте свободно выходить из пробирки (там есть примеси воздуха), а затем переверните пустую пробирку вверх дном (Почему водород собирают в перевернутую вверх дном пробирку?) и соберите выделяющийся газ. Схема прибора для собирания водорода методом вытеснения воздуха представлена на рис. 2 (Приложение 2). На рис. 3 (Приложение 2) показан способ собирания водорода методом вытеснения воды. Запишите наблюдения и уравнение реакции получения водорода.
2. Проверьте собранный вами водород на чистоту. Для этого пробирку, наполненную водородом, держа ее отверстием вниз, поднесите к горящей спиртовке (рис. 4 – Приложение 2). Если вы собрали чистый водород, он сгорает спокойно, с характерным звуком «п-пах». Если водород содержит примесь воздуха, слышен характерный свистящий хлопок (резкий лающий звук). Запишите наблюдения и выводы о чистоте полученного газа в тетрадь. 
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Видео-опыт посмотрите по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/1hAYGUQ0aLLmRc8q4r1pgno8Ur_cNKuOM/view?usp=sharing.
Затем перейдите по ссылке: http://fcior.edu.gov.ru/card/14329/laboratornaya-rabota-poluchenie-i-svoystva-vodoroda.html , загрузите модуль OMS лабораторной работы «Получение и свойства водорода» и выполните ее. 
Опыт № 2. Получение кислорода (из перманганата калия)
Порядок выполнения опыта:
1. Перманганат калия (КMnO4) поместите в сухую пробирку. У отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты.
2. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, проверьте на герметичность (рис. 5 – Приложение 2).
Для проверки герметичности конец газоотводной трубки опустите в стакан с водой не глубже, чем на 1 см. Пробирку слегка нагрейте на пламени спиртовки. Если при этом в воду выделяются пузырьки воздуха, то прибор собран герметично. После этого можно приступать к опыту. Укрепите прибор в лапке штатива.
3. Газоотводную трубку опустите в стакан, не касаясь дна, на расстоянии 2–3 мм (рис. 6 – Приложение 2).
4. Подогрейте вещество в пробирке. (Помните правила техники безопасности.)
5. Проверьте наличие газа тлеющей лучинкой (угольком). Что наблюдаете? Почему кислород можно собирать методом вытеснения воздуха?
6. Оформите проделанный опыт. Сформулируйте вывод. 
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Видео-опыт посмотрите по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/1bnTgGRlL2yq2BGle9TF4z_HU9IKvFn5c/view?usp=sharing.
Затем перейдите по ссылке: http://fcior.edu.gov.ru/card/10585/laboratornaya-rabota-poluchenie-kisloroda-i-ego-svoystva.html, загрузите модуль OMS лабораторной работы «Получение кислорода и его свойства» и выполните ее. 
Опыт № 2 – версия 2. Получение кислорода (разложением пероксида водорода)
Порядок выполнения опыта:
Налейте в стакан по 8—15 мл раствора пероксида водорода. Добавьте в стакан (на кончике шпателя) оксид марганца (IV). Что наблюдаете? Проверяем наличие кислорода тлеющей лучинкой. Лучинку не макните в пероксид водорода. Напишите уравнение реакции. Оформите проделанный опыт. Сформулируйте вывод.
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Видео-опыт посмотрите по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1BhOFYE9BCeh5X8da-NHxU0VXp5gLCIff/view?usp=sharing.
Опыт № 3. Получение углекислого газа
Порядок выполнения опыта:
1. В пробирку поместить кусочек мрамора. Прилейте к мрамору 2-3 мл раствора соляной кислоты и быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Какой газ образуется в результате реакции? Напишите уравнение реакции.
2. Конец трубки опустите в заранее подготовленную пробирку с известковой водой. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
3. Соберите полученный газ в чистую пробирку. Приготовьте тлеющую лучину. Внесите тлеющую лучину в пробирку-реактор. Что наблюдаете?
4. Оформите проделанный опыт в таблице. Сформулируйте вывод.
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Видео-опыт посмотрите по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1Oq_1hJIsFLBRcuFvt4ejoFrO97RmG1qY/view?usp=sharing.
Затем перейдите по ссылке: http://fcior.edu.gov.ru/card/9972/laboratornaya-rabota-poluchenie-i-svoystva-oksida-ugleroda-iv.html, загрузите модуль OMS лабораторной работы «Получение и свойства оксида углерода (IV)» и выполните ее.
Задания к опыту №3.
  1. Запишите уравнение реакции получения углекислого газа в лабораторных условиях.
  2. Опишите способ собирания углекислого газа.
  3. Опишите физические свойства углекислого газа, наблюдаемые при проведении опыта.
  4. Опишите не менее двух способов распознавания углекислого газа.
  5. Напишите уравнения реакций, происходящих при пропускании углекислого газа через известковую воду в молекулярном и ионном видах.
Опыт №4. Получение аммиака и изучение его свойств
Порядок выполнения опыта:
  1. На лист бумаги или в небольшую фарфоровую чашку (можно ступку) насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция объемом по одной ложечке (ложечка для сжигания веществ). Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закройте ее пробкой с газоотводной трубкой и укрепите в лапке штатива. При укреплении прибора в лапке штатива обратите внимание на наклон пробирки относительно ее отверстия. На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака (рис. 7 – Приложение 2). Почему пробирка вверх дном.
  2. Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция прогрейте сначала всю (2—3 движения пламени), а затем нагрейте в том месте, где находится смесь. Какой газ получили? Составьте уравнение реакции.
  3. Поднесите к отверстию перевёрнутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку. Она стала малиновой. Объясните почему? Составьте уравнение реакции.
  4. Не переворачивая пробирку, быстро опустите её в чашку с водой отверстием вниз, подержите так, капните фенолфталеин. Что произошло? Какое вещество мы получили? Составьте уравнение реакции.
  5. Оформите проделанный опыт в таблице. Сформулируйте вывод.
 
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Видео-опыт посмотрите по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/1m4Z-Lku8YnrwLyuyoiNHlFijRqBDI8oV/view?usp=sharing.
Затем перейдите по ссылке: http://fcior.edu.gov.ru/card/3832/laboratornaya-rabota-poluchenie-ammiaka-i-ego-svoystva.html, загрузите модуль OMS лабораторной работы «Получение аммиака и его свойства» и выполните ее.
 
 

 
Вывод: (сделайте общий вывод по работе, опираясь на цель работы).
Приложение 1
 
Правила техники безопасности 
  1. Работать  с кислотами и щелочами осторожно. Концентрированные кислоты аккуратно вносить в пробирку над лотком. Если кислота попала на кожу или одежду, быстро смыть большим количеством воды.
  2. Ничего не пробовать на вкус.
  3. В пробирку наливать не более 1 мл веществ.
  4. Нюхать летучие вещества осторожно, направляя воздух рукой от пробирки к себе.
  5. Не закрывать пробирку пальцем при взбалтывании в ней жидкости. Взбалтывать содержимое следует держа пробирку за верхнюю часть и слегка покачивая.
  6. Не наклоняться над пробиркой, так как брызги могут попасть в глаза.
  7. Пробирку с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и от товарищей, так как жидкость иногда может выплеснуться из пробирки.
  8. При нагревании пробирки не касаться фитиля спиртовки, так как фитиль холодный и пробирка может лопнуть.
  9. Горящую спиртовку нельзя переносить со стола на стол.
  10. Зажигать спиртовку только спичками.
  11. Гасить спиртовку только колпачком.
  12. После работы привести в порядок своё рабочее место.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»