Обзорный урок в 5 классе
Действия с дробями
Колосова Ирина Сергеевна
Цели деятельности учителя | Систематизировать и обобщить знания, умения и навыки выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями и смешанными числами, развивать познавательный интерес учащихся, расширять их кругозор, приобщать к творчеству, пропагандировать здоровый образ жизни |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: уметь сравнивать обыкновенные дроби, уметь выполнять арифметические действия над обыкновенными дробями и смешанными числами, различать типы задач на нахождение части от целого и целого по его части и уметь решать их. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): Познавательные: активизация познавательной деятельности учащихся, умение работать с учебником; развивать умение обрабатывать информацию ; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий действия. Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, могут контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность. Коммуникативные: умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, слушать собеседника и вести диалог. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся совершенствовать вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развивать мышление, внимание, наблюдательность, аккуратность; проявляют личную ответственность |
методы и формы обучения |
Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная |
Оборудование | компоненты УМК «Сферы. Математика. 5-6», проектор, компьютер, карточки с дробями, рабочие тетради учащихся. |
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1) Организационный этап. |
Эмоциональная, психологическая подготовка | Высказывание Слайд№1 Мы пришли сюда учиться! Не лениться, а трудиться! Работаем старательно! Слушаем внимательно! |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. |
Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Регулятивные: контролируют свои действия Личностные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Мотивирование к учебной деятельности на уроке | Слайд №2 (Слайд с пословицами о здоровье) Слайд №3 |
Учитель: «Сегодня, в конце учебного года, мы вспомним, что такое обыкновенные дроби и как выполняются действия с ними. Сегодня урок повторения, но он будет не совсем обычным. Ребята, посмотрите на доску, прочитайте пословицы, подумайте и ответьте, с чем еще сегодня будет связан наш урок». «Совершенно верно, мы будем говорить о здоровье. Ведь быть здоровым – это очень важно для человека» Учитель: "Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь человека интересной и счастливой. Но как часто, мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно. Учитель: " Девизом нашего урока будут слова: “В здоровом теле – здоровый ум”. Надеюсь, что вы узнаете для себя много нового и интересного". Древнегреческий врач Гиппократ говорил: Как суконщики чистят сукно, выбивая его от пыли, так гимнастика очищает организм. И мы тоже начнем с гимнастики – гимнастики для ума. А лучшая гимнастика для ума – это, конечно, математика. |
Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы Планируемый ответ учащихся: со здоровьем. |
Фронтальная | Познавательные Поиск и выделение необходимой информации Регулятивные Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи, синтез Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог |
3) Актуализация знаний. |
Актуализация полученных знаний | Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 |
|
Учащиеся устно отвечают на вопросы | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: анализ, выделение необходимой информации. Регулятивные: контроль, коррекция. |
4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). |
Актуализация полученных знаний, актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. | Примеры записываются учителем на доске | Учитель ставит задачу: Выполнить следующие действия с дробями в тетрадях. а) ; б) ; в) ; г) . |
Учащиеся выполняют примеры в тетрадях, затем проводится проверка на доске: 4 ученика записывают решения на доске и проговаривают правила выполнения действий. |
Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
5) Применение знаний и умений |
Повторение алгоритмов выполнения действий с дробями и способов решения задач | Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 Слайд №15 Слайд №16 Слайд №17 Слайд №18 |
Существует много секретов здоровья, и один из них мы сейчас разгадаем. Откройте, пожалуйста, домашнюю работу. Вы решали 8 примеров на действия с обыкновенными дробями. Ваша задача: для каждого примера найти полученное вами в ответе число в предложенной таблице и поставить ему в соответствие букву. В результате у вас получится слово. От простуды и ангины Помогают витамины. Человеку нужно есть, Чтобы встать и чтобы сесть, Чтобы прыгать, кувыркаться, Песни петь, дружить, смеяться. Чтоб расти и развиваться, И при этом не болеть Нужно правильно питаться С самых юных лет уметь. Чтобы быть здоровыми мы должны правильно питаться. Для организма важно наличие в рационе человека продуктов, содержащих необходимое количество витаминов. Для нормальной жизни человеку нужно около 20 витаминов. Познакомимся с некоторыми из них. Совсем не обязательно идти за витаминами в аптеку. Витамины живут рядом с нами. Витамин А отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний. Источником для образования витамина А в организме человека служит каротин (провитамин А), содержащийся в овощах, плодах шиповника и особенно в моркови и томатах. Пей всегда морковный сок И грызи морковку. Будешь ты тогда, дружок, Крепким, сильным, ловким. Решить задачу: Площадь огорода 600 квадратных метров. Грядки с морковью занимают от всего участка. Найдите площадь грядки с морковью. Витамин В6 имеет большое значение для роста мышц, обновления крови. Раздражительность, сонливость – это первые признаки недостатка витамина В6. Кроме того, вирусное воспаление кожи, слизистой рта, конъюнктивит могут рассматриваться как вестники дефицита витамина В6. Фасоль, рыба, картофель богаты витамином В6. Решить задачу: Суточная норма витамина В6 – 2мг, что составляет от массы фасоли, которую надо съесть для удовлетворения суточной потребности в витамине В6. Сколько фасоли надо съесть, чтобы получить суточную норму витамина В6? Витамин С предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний, ускоряет заживление ран. Наиболее богаты витамином С такие продукты, как шиповник, зеленый и красный болгарский перец, черная смородина, цитрусовые, капуста. В 100 г черной смородины содержится 190 мг витамина С. Какую часть от массы смородины составляет витамин С? Человеку для здоровья Витамины все нужны, Ешьте ягоды и фрукты: В жизни ведь они важны. Ешьте клюкву, перец, лук, Помидоры, патиссоны, Топинамбур и чеснок. Будете тогда здоровы! |
Учащиеся в домашней работе расставляют соответствующие буквы, в результате чего должны получить слово «Витамины» Затем идет проверка ответов. Сначала учащиеся самостоятельно решают задачи в тетрадях, затем проговариваются правила решения этих задач, а один ученик записывает решение на доске. |
Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: анализ и синтез знаково- символических действий, включая. Установление причинно- следственных связей. Регулятивные: планировать пути достижения цели. Самостоятельно оценивать правильность выполнения и действия и выносить необходимые коррективы. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами. Личностные: потребность в самовыражении и самореализации |
6) Физкультминутка | Организация отдыха от зрительной нагрузки, физическая разминка | Организует и проводит физкультминутку. Учащиеся встают около парт. Учитель называет рад дробей. Если дробь правильная, то ученики поднимают руки вверх, если дробь неправильная - руки вниз. |
Активно участвуют в физкультминутке | Коллективная | Регулятивные:обучение основам саморегуляции. Личностные: Осознание ценности здоровья |
|
7)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Проверка знаний и умений учащихся | Слайд №19 | Наше здоровье во многом зависит от нас. Мы каждый день делаем выбор – быть здоровым или болеть. А сейчас вы выполните задания, в которых вы также будете стоять перед выбором – какое действие выполнять. Выполнение проверочной работы на карточках. Задание представлено в виде блок-схемы. После сдачи всех карточек с помощью проектора проверяются ответы. |
Учащиеся проводят самостоятельные вычисления в рабочих тетрадях, вынося на карточки только ответы. Затем карточки сдаются. | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: самоопределение с целью получения наивысшего результата |
8) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Побуждение учащихся к оценке достижения поставленных целей, самооценке, выставление оценки за урок | Слайд №20 |
Учитель предлагает учащимся подвести итоги урока (что было сделано за урок), задает домашнее задание. (Учебник, страница 184, №3, №4, №7) В качестве рефлексии учитель предлагает учащимся оценить свои знания и умения и выставить отметку по пятибальной шкале в заранее выданные листочки, которые сдаются учителю после окончания урока. |
Учащиеся подводят итоги своей деятельности на уроке, записывают домашнее задание. Оценивают свои знания и умения работать с обыкновенными дробями, заполняют листы рефлексии и сдают их. | Фронтальная | Познавательные: умение осознанно строить речевые высказывания в устной речи. Регулятивные: контроль и оценка результатов собственной деятельности Коммуникативные: владение монологической формой речи |