Профильное обучение в школе
Кухарёнок Наталья Владимировна
Основные задачи системы профильного обучения в средней школе- Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы;
- Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности;
- Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности;
- Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности;
- Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации;
- Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими Вуз.
Цели профильного обучения
Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процессе. Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Профильное обучение предполагает изучение непрофильных предметов на базовом уровне, а профильных дисциплин – на углубленном.
Однако, как заявили эксперты, часто все потраченные усилия на изучение профильных предметов ни к чему не приводят, когда наступает время сдавать ЕГЭ. Когда 11-классник узнает результаты своих экзаменов, он начинает выбирать не дело своей жизни, а вуз, в который его примут с этими баллами. В итоге по окончании вуза молодые люди разочаровываются в освоенной профессии, вузы получают безразличных студентов, а работодатели – не готовых и не желающих работать и развиваться специалистов.
Поэтому факт остается фактом: безусловно, профильное обучение необходимо, но в совокупности с активной профориентационной работой. Ребенок должен быть уверен в своем выборе, чтобы в результате получал удовольствие от профессиональной деятельности. Кроме того, его нельзя лишать возможности получать разностороннее развитие, значительно сокращая количество часов по «непрофильным» дисциплинам.
Итак, профильное школьное образование – это способ построения обучения, который благодаря введению изменений в структуру, содержание и организацию учебного процесса, позволяет учитывать интересы, способности и возможности каждого ученика. Это образование, основанное на индивидуальном подходе.
Преимущества профильного обучения в школе очевидны. Это:
- Индивидуальный, учитывающий желания ученика подход, направленный на то, чтобы сделать урок максимально интересным и доступным для понимания.
- Обязательное использование современных технологий на занятиях, что дает возможность не только сделать урок более информативным, но и правильно организовать учебный процесс.
- Хорошая подготовка к сдаче ЕГЭ.
- Выстраивание в сознании ученика его будущего пути, а, следовательно, его моральной готовности к переменам после школы.
К сожалению, идеального формата обучения пока не существует: в каждом можно найти какие-то недостатки. Не является исключением и школьное профильное обучение, среди недостатков которого можно выделить:
- Сложность перехода в случае необходимости из одного профильного класса в другой, из-за сильного отличия программ. А поскольку ребенок 14-16 лет не всегда четко уверен в том, чем хочет заниматься в будущем, и сможет ли он идти по выбранному пути, переходы из одного профильного класса в другой не редкость.
- Необходимость наличия профессионального психолога в школе.
- Еще большая временная загруженность старшеклассника.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.:ЦГЛ, АПК и ПРО 2004. 24 с.
2.Концепция профильного обучения на старшей ступени образования (приказ Мин-ва образования РФ № 27 Е. А. Александрова. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников
3.Издательство: НИИ школьных технологий, 2010 г.83 от 18.07.2002 г., // Профильное обучение: нормативные правовые документы. – М., 2006.
4..http://www.ug.ru/02.42/t9.htm Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования
5.Письмо об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования