Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Способы повышения мотивации и её роль в учебном процессе

Иванова Светлана Владимировна
Исследования показали, что созданная учителем позитивная и тёплая атмосфера на занятиях повышает мотивацию ребенка к учёбе. Как повысить мотивацию школьников к учебе через похвалу?
 На протяжении всего существования человечества люди стремились к одобрению собственной личности и поступков, а для этого человек придумал один из способов – похвалу. В лингвистике работ, специально посвященных изучению оценочных высказываний, похвале в том числе, немного. О похвале пишет в своем исследовании О.С.Иссерс. М.Ю.Федосюк исследует похвалу в статье «Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи». Сопоставление жанров похвалы и одобрения проводит в своей статье «Похвала» и «одобрение» Н.В.Орлова.
  В толковых словарях разных авторов очевидны сходства в определении слова «похвала». Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушакова: Похвала - лестный отзыв. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова: Лесть - лицемерие, угодливое восхваление. Тонкая лесть. Из этого следует, что и похвала - угодливое восхваление, лицемерное восхищение кем-чем-н., внушаемое корыстными побуждениями. Наверное, именно такую похвалу имели в виду оптинские старцы, когда в своих наставлениях говорили о том, что опасно как хвалить, так и принимать похвалу. Возможно, такое отношение наших предков к похвале привело к тому, что, несмотря на то, что похвала распространяется на больший круг явлений, чем порицание, в речи она встречается значительно реже порицания.
Лингвисты давно заметили, что слов с отрицательной оценкой гораздо больше, чем слов с положительной оценкой. Это наблюдение  послужило толчком обратиться к этимологическому словарю М. Фасмера. Оказалось, что достоверная этимология слова «похвала» отсутствует, предполагают экспрессивную переделку *slava (см. слава). Знакомимся с этимологией слова «слава»: Слава - "честь, похвала; слух, молва". И совершенно потрясающим открытием стало то, что хвала заимствовано из антонима *хula ( хула).  Толкование слова «хула» в толковых словарях: Хула - резкое осуждение, порочащие слова. Изрыгать хулу на кого-н. (устар. и книжн.). (Толковый словарь Ожегова) Хула - резкое осуждение, порочащие речи, брань. (Малый академический словарь)  Итак, обнаружена этимологическая цепочка «похвала» - «слава» - «хула». Возможно,  по причине такого родства определение похвалы в словарных статьях состоит из двух частей: Похвала: 1 - лестный отзыв, 2. – одобрение.
Так исторически сложилось в  жизни, что трудолюбие и усердие - непременная обязанность человека, а поощрение – это роскошь. Был проведен опрос учителей и учащихся гимназии. Сделаны следующие выводы: 86% согласны с утверждением, что похвала в жизни играет важную роль, 98% признались, что им нравится, когда их хвалят. Многие респонденты отметили, что  испытывают затруднения в подборе выражений-похвал, они чаще всего однообразны: «молодец», «очень хорошо», «замечательно».
Похвала (как искреннее одобрение) должна содержать как необходимое информирование о правильности совершенного действия, так и положительную оценку этого действия. Похвала необходима для поддержания коммуникативного сотрудничества и людям с заниженной самооценкой: «Умница! Замечательно справился с заданием!». Награждайте тех, кто упорно работал: «Вы очень сосредоточены, это показывает, что вам интересна эта задача», или «Вы упорно трудитесь, так вы сможете многому научиться».
  Благодаря похвале, у человека вырастают крылья, появляется желание совершить или сотворить еще больше, нежели он уже сделал. В связи с этим можно объяснить наблюдение  многих исследователей: похвала является ключом к повышению эффективности работы и другой любой деятельности, которая связана с мышлением. Так ученые из японского Национального института психологических наук пришли к выводу, что словесное «вознаграждение даже лучше, чем материальное», так как оно основано на возбуждении положительных эмоций, к тому же вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность.
Похвала служит для создания позитивного имиджа и повышения самооценки. Понаблюдайте за собой: когда вы хвалите себя за успехи, то работу выполняете лучше, чем тогда, когда ругаете себя за промахи.  Значит, похвала живительно действует на человека, добавляя уверенности в собственных силах. Научите ребят мотивировать себя самостоятельно. Например, можно расклеить по квартире записочки со словами одобрения: «Я здорово умею улыбаться», «Я люблю говорить комплименты», «Я легко выступаю перед аудиторией …», «Я прекрасно умею общаться …». Эти слова помогут сформировать позитивный образ.
В заключение следует отметить, что похвала позволяет установить теплые и дружеские отношения между людьми разных возрастов, а созданная учителем позитивная и тёплая атмосфера на занятиях повышает мотивацию ребенка к учёбе.
 
Список литературы.
 
1. Грамота.RU: Словари [Электронный ресурс].- режим доступа:  http://www.gramota.ru/slovari/ Предлагает к изучению: орфографический словарь, словарь трудностей ударения и  произношения, синонимов, имен собственных, толковый словарь.
2.Культура письменной речи: русский язык говорим и пишем правильно языка [Электронный ресурс].- режим доступа: http://gramma.ru/  Современный русский язык. Нормы языка. Стиль документа. Литература. Библиотека. Помощь учителям, школьникам, абитуриентам: ЕГЭ, тесты
3.Мир словарей [Электронный ресурс].- режим доступа:  http://mirslovarei.com/ Ваш личный путеводитель в мире энциклопедий и словарей. Быстрый поиск. Масса дополнительных материалов для школьников и студентов. 
4.Словари.RU [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.slovari.ru/  Электронная библиотека словарей русского языка: толковые, иностранных слов, орфографический, семантический. Поиск по словарям.
5.Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997а. С. 66-88.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»