Успешная практика дистанционного обучения
Бушуева Ольга Ивановна
Образовательный интернет – ресурс портал «ЯКласс» - один из лучших проектов Сколково.Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ». В Законе об образовании РФ указано, что дистанционное обучение – это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Дистанционное образование значительно меняет привычные отношения учитель-ученик.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, при этом используются технологии online и offline.
В Положении об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в нашей средней общеобразовательной школе говорится, что
Школа обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам ЭО и ДОТ, в том числе к образовательной онлайн-платформе, используемой в качестве основного информационного ресурса, в объеме часов учебного плана, необходимом для освоения соответствующей программы, а также осуществляет учебно-методическую помощь обучающимся через консультации как при непосредственном взаимодействии учителя с обучающимися, так и опосредованно.
Для организации обучения с использованием ЭО и ДОТ и осуществления контроля результатов обучения Школа обеспечивает идентификацию личности обучающегося на образовательной онлайн-платформе путем регистрации и выдачи персонального пароля.
При оценке результатов обучения Школа обеспечивает контроль соблюдения условий проведения оценочных мероприятий. Оказание учебно-методической помощи осуществляется в соответствии с Порядком сопровождения образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительных общеобразовательных программ с применением ЭО и ДОТ учреждения на период действия ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
Организуя обучение с применением ЭО и ДОТ на период действия ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), педагогический совет школы принял решение распространить опыт успешной работы школы на портале «ЯКласс», используемый с 2018 года, на всю основную и старшую школу.
Все учителя и обучающиеся школы обеспечены техническими средствами (многодетным семьям и детям-инвалидам были выданы во временное пользование школьные компьютеры и планшеты).
Для удобства всех участников образовательного процесса было решено сделать основной одну образовательную платформу, к которой подключили всех обучающихся 5 -11 классов, зарегистрировались и заинтересованные родители. Это образовательный интернет – ресурс портал «ЯКласс».
Работа на платформе «ЯКласс» началась в нашей школе два года назад. В 2018 году была организована деловая встреча. Принимали сотрудников платформы «ЯКласс» из московского офиса и представителей администраций школ и учителей из Петербурга и Дагестана, где также идет успешное взаимодействие с данным порталом. Мы представили свой опыт работы на портале, состоялся обмен опытом, администраторы платформы провели обучающий семинар. Наши педагоги, принимавшие участие в организации и проведении встречи, получили дипломы и сертификаты.
Почему мы выбрали платформу «ЯКласс»:
- Платформа ЯКласс- хороший помощник в освоении школьной программы, советчик и друг в преодолении трудностей. Организован поиск по сайту. В наличии все справочные материалы. Все просто и удобно.
- По учебным предметам собран богатейший материал. Все логично. Это теория по изучаемой теме, далее - разные формы заданий, в том числе и тесты. Важно, что к каждому заданию прилагаются «Шаги решения», где можно удостовериться в правильности своего решения учебной задачи. На любом этапе работы можно вернуться в раздел «Теория», еще раз перепроверив сложные вопросы.
- Портал дает возможность учителю не только комплектовать новые работы для учащихся из огромного количества уже имеющихся заданий, но и самому создавать задания по любому предмету и курсу. Для этого предлагается выбрать тип задания. Это автоматические задания (текстовые, числовые, тестовые). А также задания с ручной проверкой (творческие, задания с ответами в виде файлов). Возможности учителя значительно расширяются: он может прикрепить ссылку на видеоурок, мультфильм, художественный фильм, презентацию, интервью с режиссером, художественное чтение…) Таким образом, «ЯКласс» учитывает разносторонние потребности педагога и учащихся.
- Учитель, выдавая проверочные работы и домашние задания, имеет возможность постоянно контролировать успехи учащихся. Такую возможность дают автоматически проверяемые тесты. Но есть задания, которые требуют ручной проверки. Без них тоже не обойтись в ряде дисциплин и вопросов. Важно, что после выполнения работы обучающийся может увидеть увидеть результат своей работы, как он справился с каждым заданием, т.е. статистику своих результатов. Учитель видит статистику по каждому ученику и по каждому классу: коофициент выполнения, средний результат…
- Ученик изучает теорию, выполняет тренировочные, домашние, проверочные, тестовые задания, получает баллы, соревнуется с одноклассниками, улучшает свои отметки. Во многих случаях обучающемуся дается 2 и более попыток выполнения работы. Засчитывается лучший результат. В целом, эти приемы повышают мотивацию к изучению предмета.
- «ЯКласс» учитывает разные возможности обучающихся. Для всех предлагаются многоступенчатые по уровню сложности варианты. Для слабых учащихся можно «повторить задание» с аналогичным вариантом. В разделе «Ручная проверка» («Творческое задание») есть связь с каждым учащимся.
- Обучение на «ЯКлассе» происходит в игровой форме. За правильное решение задач школьники получают баллы. Чем больше баллов, тем выше рейтинг в «ТОП одноклассников».
- Родители имеют возможность наблюдать за успехами своих детей и принимать самое активное участие в процессе обучения. Образовательный ресурс включает их в процесс обучения и информирует об успехах детей.
- За все время работы на платформе не было ни одного технического сбоя.
- На платформе проводятся обучающие вебинары для учителей. Даже учитель – новичок очень быстро включается в систему работы. Предлагается полное сопровождение.
- Платформа постоянно обновляется и совершенствуется.
- В результате организованной работы, классы включились в соревнование по набору баллов, стараются заработать дополнительные баллы.
Учителя-предметники:
1) выгружают задание по предмету на портале с обязательным указанием срока его выполнения.
2) выходят на портал по расписанию, отслеживают выполнение работ и оказывают помощь обучающимся, испытывающим трудности в индивидуальной беседе он-лайн.
3) ежедневно в электронном виде заполняют форму «Рабочий лист», в которой фиксируют процесс выполнения выданных заданий, выделяют обучающихся, которые испытывают затруднения или не приступили к выполнению. Фиксируют проведенные индивидуальные или групповые консультации, с указанием времени и способ проведения (телефон, zoom, электронная почта, собственный сайт, Whats-App)
4) по мере выполнения заданий высылают ведомости с отметками на электронную почту заместителю директора по УВР по утвержденному графику
Классные руководители:
- проводят в созданных группах в социальных сетях мониторинг удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) реализации модели обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не реже, чем 2 раза в неделю;
- незамедлительно информируют о всех возникающих проблемах членов администрации.
Кроме того, работает горячая линия для родителей. Консультирование осуществляют заместители директора по УВР.
«Мы живем в быстро меняющемся мире. Но школа, учитель, ученик - вечны. Благодаря возможностям «ЯКласса», поддержке родительской общественности
Закончилась четвертая четверть, подведены итоги учебного года. Классы, с которыми я, как учитель, работала, вошли в топ самых активных, дети и педагоги награждены дипломами и благодарностями… Но работа на платформе ЯКласс не закончилась…Мы по прежнему вместе…А это поступающие новости портала, интересные предложения… Я могу подготовить работы для следующего учебного года, продумать методические возможности для каждого класса. А еще необходимо отметить, что среди учащихся есть такие, которые просят выдать им несколько работ, которые, как им кажется, повысят их результаты по предмету в следующем учебном году. А ведь это с точки зрения педагогики очень интересно. Наблюдается процесс субъектно- субъектных отношений. Учащийся перестает быть объектом обучения. Он равноправный субъект данного образовательного процесса. А значит, у нас все получится! Спасибо ЯКлассу!