Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Допрофессионально-образовательный маршрут –
инструмент для развития «гибридных» навыков школьников
  Жебровская Ольга Олеговна,
Санкт-Петербургский государственный университет, доцент, кандидат педагогических наук, научный руководитель региональной инновационной площадкс на базе средней общеобразовательной школы №200 с углубленным изучением финского языка Красносельского района Санкт-Петербурга, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Осипенко Наталия Петровна,
Средняя общеобразовательная школа №200 с углубленным изучением финского языка Красносельского района Санкт-Петербурга, заместитель директора по учебной работе, директор, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Семыгина Елена Васильевна,
Средняя общеобразовательная школа №200 с углубленным изучением финского языка Красносельского района Санкт-Петербурга, заместитель директора по учебной работе, учитель, E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 
Мир вокруг нас стремительно меняется, главной задачей людей становится постоянное стремление «быть в тренде», успевать за изменениями, изменяться так, чтобы быть востребованным на рынке труда. Как должна подготовить выпускника современная школа, чтобы он был успешным, соответствовал требованиям времени? Необходимо развивать навыки быстрого отклика на изменения, поэтому на первый план выходят умение решать сложные задачи, критически мыслить,  работать в команде, генерировать идеи  и  управлять своими и чужими эмоциями (эмоциональный  интеллект), так называемые «гибкие» или «мягкие» навыки. Эти навыки были впервые перечислены на Всемирном экономическом форуме в  Давосе в 2016 году. В XXI веке «гибкие» навыки (soft skills) рассматриваются как одно из важнейших условий успешной личностной и профессиональной самореализации [1].  
Но, безусловно, только «гибких» навыков недостаточно для достижения успеха и обеспечения достойного уровня жизни в современном турбулентном и непредсказуемом мире. Комплекс знаний и умений необходимо постоянно пополнять и обновлять, следовательно, необходимо развивать  «жёсткие» навыки (hard skills), которые необходимы для выполнения конкретных видов деятельности, поэтому их часто называют профессиональными.
Но даже этого недостаточно будущим поколения – мир не становится проще, мировые экономические кризисы становятся более продолжительными. Достойно и уверенно жить в таком мире, как показал кризис, связанный с пандемией коронавируса, может только человек, не просто являющийся профессионалом, но имеющий подготовку в абсолютно разных областях, мастер своего дела в различных дисциплинах, а не «однобокий специалист».  Мультидисциплинарность, «гибридность» – тренд будущего. Сотрудники-гибриды демонстрируют профессионализм в различных сферах, иногда даже не имеющих явных концептуальных или контентных связей между собой [2] .
Создавать условия для развития и развивать «гибридные» навыки в школе позволяет организация  обучения в рамках допрофессионально-образовательного маршрута. Чем раньше ребёнок начнёт пробовать свои силы в предпрофессиональной деятельности, тем больше видов деятельности сможет освоить. Или понять, что какой-то вид деятельности ему не подходит. Многим из нас памятны учебно-производственные комбинаты, которые подарили современному старшему поколению первые трудовые умения и возможность приобретения и проверки своих допрофессиональных навыков.
Под допрофессионально-образовательным маршрутом (ДОМ) мы понимаем проектирование и реализацию интегрированного учебного плана конкретного обучающегося с включением образовательных мероприятий предпрофессиональной направленности, основанный  на интеграции учебной деятельности и профессиональных проб, направленный на профильное и профессиональное самоопределение, выявление профессиональной пригодности.
Структурные элементы ДОМ: учебный план, учебный план внеурочной деятельности и дополнительного образования в школе и/или других образовательных и иных организациях, практика, трудоустройство. Примерный вариант представлен в Таблице 1
Таблица 1

Учебные предметы Количество часов
Базовый вариант Углубленное изучение/профиль
Обязательные предметы (федеральный компонент)
Региональный и школьный компонент
Внеурочная деятельность
Дополнительное образование
В школе Вне школы
Проекты
В школе Вне школы
Производственная практика
В школе Вне школы
Трудоустройство:
       

 
Интегрированный учебный план –  документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов общеобразовательной учебной деятельности и допрофессиональной подготовки; формы промежуточной аттестации обучающихся [1].
Реализация  допрофессионально-образовательных маршрутов может осуществляться на основе четырех моделей.

Модель 1 Формат
Индивидуальный образовательный маршрут (без изменения УП) Выделение часов внеурочной деятельности, ОДОД (педагоги школы, внешние совместители -  педагоги организаций – партнеров)

 
В рамках данной модели на базе ГБОУ СОШ № 200 организованы курсы «Основы педагогики», «Медицина», «Заочная школа МФТИ», «Кулинарная школа», «Будущий моряк», «Визаж». Пример ДОМ в рамках реализации модели «Индивидуальный образовательный маршрут» представлен в Таблице 2.
 

Проблемы: перегруженность специалистов образовательных организаций – партнёров на основном месте работы; нежелание администрации школ  «отнимать часы» у педагогов; опасения педагогов ОО-партнёров не справиться с детской аудиторией; необходимость переподготовки педагогов ОО-партнёров.

 

Модель 2 Формат
Индивидуальный учебный план Определение профиля, формирование ИУП и выделение часов в учебном плане образовательных организация – партнеров на практическое обучение на базе и по программам ОО-партнёров

Пример расписания:

1 вариант
Пн. Вт. Ср. Четверг* (весь день) Пт. Сб.
      Обучение на базе организаций-партнёров    
2 вариант
Пн. Вт. Ср. Четверг (уроки 1-3) Пт. Сб.
      Обучение на базе организаций-партнёров    

*  День недели может быть любым
Проблемы: удалённость ОО-партнёров (специалистов); нежелание администрации школ  вносить изменения в учебный план; необходимость организации сопровождения учащихся; сложность реализации в школах с углублённым изучением предметов. Реализация модели осуществляется на основе индивидуального  учебного плана  или в профильных классах.

Модель 3 Формат
Профессиональные пробы Соглашение о сетевом взаимодействии и сотрудничестве (мастер-классы, мастер-пробы), профессиональные пробы; проекты, производственная практика, трудоустройство)

 
В рамках этой модели на базе нашей школы организованы курсы «Библиотечное дело» с возможностью временного трудоустройства  и/или практики в библиотеке, «Музей в чемодане», «Шоу-лекции», «Журналистика». Общероссийские ресурсы, предоставляющие возможность проведения мастер-проб (краткосрочные профессиональные пробы), проект «Билет в будущее», дни открытых дверей.
Проблемы: необходимость сопровождения учащихся; кратковременность эффекта мастер-классов (мастер-проб); нежелание организаций СПО и ВУЗ реализовывать курсы обучения (профпробы); низкое предложение на рынке временного трудоустройства несовершеннолетних.

Модель 4 Формат
«Вольный слушатель» Персональный образовательный трек  обучающегося 10-11 класса

 
В рамках этой модели для создания условий самостоятельного выбора учащимся предложена «Карта допрофессионально-образовательного маршрута для учеников 9-11 классов» и «Генератор образовательных мероприятий для школьников Красносельского района Санкт-Петербурга».
Проблемы: инертность обучающихся, необходимость постоянного пополнения палитры учебных курсов, представленных СПОУ и ВУЗами.
Мы предположили, что максимальный эффект может быть достигнут при создании на базе школы распределенного многопрофильного центра допрофессиональной подготовки школьников, где школа выступает как системообразующая организация. Преимущества такого центра обучения  очевидны – распределение ресурсной нагрузки, предоставление базы для обучения школьников организациями-партнёрами на основе договоров о партнерстве, привлечение потенциальных работодателей, возможность создания индивидуальных проектов обучающихся.
Организационно-управленческая модель реализации допрофессионально-образовательного маршрута представлена на Рис.1. Мы рассматриваем ее как систему социального партнерства заинтересованных предприятий (работодателей), организаций и образовательных организаций, совместно решающих проблемы профессионального самоопределения школьников и их допрофессиональной подготовки, осуществляющих деятельность по обеспечению профессионального просвещения, диагностики и консультаций для обучающихся.


Важнейшим элементом системы является трудоустройство и практика школьников. Возможности временного трудоустройства несовершеннолетних необходимо расширять в соответствии с запросом обучающихся, родителей, государства. Предоставление возможности прохождения производственной практики позволит школьникам погрузиться в профессию и отработать на практике «гибкие» навыки: умение планировать, управлять своим временем, самоорганизовываться и другие. Овладение новыми знаниями, необходимыми для овладения предпрофессиональными навыками позволит школьникам в будущем стать профессионалами высшей категории.
Алгоритм проектирования и реализации допрофессионально-образовательного маршрута представлен в Таблице 3.
Таблица 3

Этап Деятельность
Шаг 1: Формирование палитры учебных курсов Формирование палитры учебных курсов допрофессионально-образовательного маршрута на основе запроса родителей и учеников; методических рекомендаций
Шаг 2: Предоставление обучающимся возможности выбора учебного курса Предоставление выбора учебного курса учениками через гугл-анкетирование: https://gbousosh200.wixsite.com/my-site/%D0%B4%D0%BE%D0%BC
Шаг 3: Формирование пакета документов на реализацию ДОМ в соответствии с моделью проектирования ДОМ Создание нормативных условий для реализации допрофессионально-образовательного маршрута в рамках деятельности школы: https://gbousosh200.wixsite.com/my-site/%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
Шаг 4: Разработка рабочих программ учебных курсов Формирование рабочих программ учебных курсов в рамках ДОМ; оформление дидактических материалов: https://gbousosh200.wixsite.com/my-site/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B-5-11
Шаг 5: Реализация учебных курсов ДОМ Организация процесса обучения
Шаг 6: Оценка качества/эффектов Мониторинг качества и определение результативности учебных курсов ДОМ
Шаг 7: Формирование  нового запроса со стороны учеников  и родителей На основе данных о востребованности учебных курсов ДОМ (гугл-анкетирование)
Шаг 8: Корректировка Корректировка  и формирование списка учебных курсов ДОМ на следующий учебный год.

 
Допрофессиональная подготовка школьников, реализуемая на принципах свободы выбора деятельности позволит обеспечить достижение следующих  результатов:
- повышения мотивации к учению;
- развития исследовательского и проектного потенциала учащихся;
- социальной значимости способностей и талантов каждого ребенка – ведь каждый сможет найти занятие в соответствии со способностями;
- полноценного погружения в профессию – следовательно, осознанный выбор сферы деятельности и профессионального самоопределения;
- формирования багажа научных знаний, формирование УУД,  предпрофессиональных и даже начальных профессиональных навыков школьников.
 
Список источников:

  1. Ермаков Д.С. «Гибкие» навыки в школьном образовании // Народное образование, 2020. №5 (1482). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gibkie-navyki-v-shkolnom-obrazovanii (дата обращения: 09.04.2022).
  2. Киященко Л.П., Моисеев В.И. Философия трансдисциплинарности. – М., 2009, С. 208

 

 

 


[1] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»