Роль психолого-педагогического взаимодействия участников
образовательного процесса в реализации ФГОС
Е.А. Полозова,
Н.Е. Спиридович
Н.Е. Спиридович
В статье рассматриваются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования в тексте ФГОС, системно-деятельностный подход подход к образовательному процессу, раскрываются понятия метапредметность и метапредметные результаты, психодидактика. А также мы рассматриваем какие современные требования к владению учителем технологиями педагогического взаимодействия с обучающимися, правила педагогического общения позволяют обеспечить индивидуализированное психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося.
Педагогика — это научная система, постоянно меняющаяся в зависимости от потребностей общества. Важнейшие ориентиры современной педагогической науки и образовательной политики, цели образования нашли свое воплощение в новых образовательных стандартах.Основой современных образовательных Стандартов и Закона об образовании становится формирование современного человека, обладающего следующими компетенциями: информационной, коммуникативной, самоорганизацией, самообразованием. Требования стандарта сегодня становятся ключевой характеристикой качества образования — это требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей). У учащегося должны быть сформированы универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В основе Стандарта (ФГОС) лежит системно-деятельностный подход к образовательному процессу. Он позволяет осуществлять ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Предметные результаты выражаются в усвоении обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Это- знания, умения, опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Личностные результаты подразумевают сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, систему ценностных отношений учащихся, в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т. д. В современных условиях для достижения результатов обучения учителю необходимо овладеть знаниями. Психодидактика – это уникальная, инновационная, здоровьесозидающая, природосообразная наука, которая на практике дает наилучшие результаты взамен устаревших дидактических принципов. Это интегративная и психосберегающая наука на стыке философии, психологии, педагогики и учебной технологии.
Нам кажется, что одним из путей, которые сегодня помогут учителю выйти на декларируемы стандартами результаты освоения основных образовательных программ, становятся современные педагогические технологии. Современные требования к владению учителем технологиями педагогического взаимодействия с обучающимися подразумевают, что учитель хорошо знает психолого – педагогические особенности ребенка 21 века. Современные дети отличаются от сверстников прошлого века тем, что демонстрируют повышенную тревожность, агрессию, повышенную возбудимость, повышенную потребность к восприятию информации, повышенную эмоциональность и впечатлительность, настойчивость и требовательность, завышенную самооценку. Они не слышат, когда к ним обращаются, не желают подчиняться указаниям взрослых, выражают протест (вплоть до агрессии), когда их заставляют что-то делать. Ребенок готов услышать взрослого после того, как будет выстроена система отношений на основе доверия и понимания. Система отношений доминирует над потребностью традиционного приобретения знания. Таким образом, изменяется роль учителя: знание того или иного предмета должно подкрепляться педагогическими способностями учителей, главную роль в которых играет их умение передавать и развивать мотивацию к обучению, творчеству и сотрудничеству. Профессионализм в преподавании больше не может рассматриваться как некая индивидуальная способность – это понятие должно включать в себя способность работать в составе «учебной организации».
В наше время цель образовательной деятельности смещается с «усвоения знаний» на «развитие потенциала учения», основанного на: четко и понятно сформулированных учебных целях, соответствующих как учебному плану, так и интересам и ожиданиям учащихся; критериальной системе оценивания, позволяющей как учителям, так и учащимся оценивать результаты учебной деятельности. Мы совершенно согласны с тем, что огромное значение приобретают системы «обратной связи» и формирующего оценивания, способствующих формированию уверенности в собственных силах и лидерства в учении. На заключительном этапе урока необходимо проводить рефлексию, которая предполагает осмысление учебной деятельности и ее результатов, к которым стремятся ученик и учитель. Для того чтобы ученик мог самостоятельно формировать образовательные стратегии, осмыслить свои действия и уровень их выполнения он должен знать свои «слабые места» и перспективы, понимать и оценивать уровень своих знаний, быть заинтересован в дальнейшем обучении.
Как основа реализации ФГОС разработан профессиональный стандарт педагога. Современному учителю необходимо освоить и применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся; составлять психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося; разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся. Педагог должен владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся, оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик.