Использование активных образовательных технологий
для развития творческого мышления школьников
Соболева Екатерина Леонидовна
Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором, Президентом Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в 21 веке, определены следующим образом:
ü «научиться познавать,
ü научиться делать,
ü научиться жить вместе,
ü научиться жить»
определили по сути основные глобальные компетентности.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть старшеклассник. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения, подготовка выпускников такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов ее решения, выбрать рациональный и суметь обосновать свой выбор.
Это во многом зависит не столько от ЗУНов, а сколько от неких дополнительных качеств, для обозначения которых сегодня употребляются понятия «компетентности» (совокупность того, чем человек владеет) и «компетенции» (совокупность того, чем человек располагает).
Компетенции – это цель, а компетентность – это результат ее достижения, более соответствующие пониманию современных целей образования.
В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности.
Компетенции закладываются в образовательный процесс посредством:
ü технологий обучения,
ü содержания образования,
ü стиля жизни школы,
ü типа взаимодействия учитель-ученик, ученик-ученик.
В данной статье хочу поделиться опытом использования активных образовательных технологий на различных ступенях обучения, которые помогают формированию познавательных. Коммуникативных, информационных и социальных компетенций.
1 ступень – начальное общее образование – 1-4 классы – использование сетевых дистанционных проектов;
2 ступень – основное общее образование – 5-6 классы – защита проектных работ в рамках курсов внеурочной деятельности, музейные дни;
- 7-9 классы – использование технологии «Погружения»;
3 ступень – среднее общее образование – (9)-10-11 классы – активное участие в районных проектах «Купчинские юношеские чтения: наука, творчество, поиск2, «Шиллеровские чтения», школьном проекте «Дантовские чтения» и др.
Наиболее интересен такой активный метод обучения, который мы используем через реализацию межпредметных проектов для учеников основной школы (7-9 класс), как День Погружения.
В течение целого учебного дня ученики основной школы вместе со всем педагогическим коллективом «погружаются» в изучение определенной темы, посвященной важному событию или актуальной проблеме.
Технология учебного погружения использована неслучайно, потому что именно она позволяет сосредоточиться на какой-то конкретной, очень значимой теме, событии, дает возможность образовавшемуся небольшому коллективу учеников и учителей прожить, прочувствовать момент совместного творчества, который, бесспорно, если Погружение состоялось, прошло удачно, надолго останется в памяти.
Эффективность работы зависит от группового сотрудничества, которое возможно в условиях максимальной доброжелательности и тактичности.
За несколько недель до проведения данного мероприятия все ученики 7-8-9 классов записываются в различные группы-номинации по интересам. В рамках выбранной темы, образуются творческие лаборатории по 12-15 учеников (группы смешанного возраста, по три человека от каждого класса) в каждой, а руководителями становятся 2 педагога школы.
Дни Погружения организуются ежегодно, на протяжении пяти лет, по следующим темам:
§ Слава, Великой Победе!
§ Брависсимо, Италия!
§ Здоровым быть модно!
§ Человек для Санкт – Петербурга, Санкт-Петербург для Человека!
§ Широка страна, моя родная!
Организацию работы над кратковременным проектом продемонстрируем на примере темы, выбранной к Дню рождения нашего города Санкт – Петербурга.
Все участники проекта были сгруппированы (по их собственному желанию) в 10 лабораторий:
o Музеи Санкт – Петербурга,
o Театры Санкт – Петербурга,
o Почетные жители Санкт – Петербурга,
o Наука и Высшая школа Санкт – Петербурга.
o Экология Санкт – Петербурга,
o География Санкт – Петербурга,
o Итальянский след в Санкт – Петербурге,
o Развитие транспорта в Санкт – Петербурге,
o Царские места в Санкт – Петербурге,
o Санкт – Петербург – морской порт.
День Погружения начинается с торжественного открытия мероприятия в актовом зале школы. На пленарном заседании, для создания атмосферы погружения, всем участникам представляется презентация, согласно теме дня – «Петербург как феномен культуры». Чтобы понять Петербург нужно внимательным взором в него всматриваться. У каждой секции в этот день состоялся свой диалог с городом. Диалог, который не имел завершения, каждому участнику проекта захотелось его продолжить. Предложенные темы были разные, но канва одна – разговор о Петербурге, который является ковчегом, то есть местом, где собирается духовная культура народа. В этот день ученикам основной школы представилась возможность не только поклониться этой богатой культуре, но и отчетливо почувствовать себя Петербуржцем.
Через 40 минут вдохновленные и вооруженные идеями, яркими фломастерами и листами ватмана, фотоаппаратами и флешками участники проекта поспешили на свои рабочие места, чтобы поскорее погрузиться в работу и через два с половиной часа
вернуться в актовый зал с готовым образовательным продуктом – отчетом о проведенном исследовании. Перед школьниками распахнули двери читальный зал библиотеки, кабинеты информатики и все компьютеры, имеющие выход в глобальную сеть. За работой лабораторий следила редколлегия школьной газеты «Альма Матер», которая по итогам Дня выпустила специальный номер издания. Выступления всех команд завершилось в актовом зале общественным голосованием и отзывами членов жюри.
В рамках Дней Погружения решается масса задач, которые можно свести к главной – дать всем участникам проекта возможность реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свои личностные качества.
Именно в школьный период у каждого ученика формируется его жизненная позиция. Задача школы – сделать ее активной, включающей способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии и реализации совместных решений.
В реализации проекта можно выделить следующие этапы:
o Подготовительный этап
разработка методической базы проекта;
оповещение участников;
формирование групп учащихся смешанного состава;
назначение модераторов.
o Основной этап
пленарное заседание всех участников проекта;
проектная работа в группах под руководством учителей-модераторов;
презентация образовательного продукта проекта группой по номинациям.
o Заключительный этап
торжественное закрытие Дня;
награждение команд-победителей;
издание специального выпуска школьной газеты по теме Дня;
рефлексия (анкетирование) участников проекта.
Результаты данного проекта носят, в большей степени, отсроченный характер. Тем не менее их стоит выделить:
ü внедрение в образовательный процесс технологии активного обучения;
ü развитие гражданского самосознания школьников;
ü формирование у школьников активной жизненной позиции.
Чем же должен руководствоваться учитель, создавая условия для развития и самореализации учеников, усвоения ими продуктивных знаний и умений, развития потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни?
Прежде всего, независимо от технологий, которые использует педагог, он должен помнить нижеприведенные правила:
1. Главным есть не предмет, которому Вы учите, а личность, которую Вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий.
3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
4. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
5. Объясняйте ученикам, что каждый найдет свое место в жизни, если научиться всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти полезные правила- советы – только небольшая часть общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, следовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наивысшей цели – формирование и развитие личности своего ученика.