Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование активных образовательных технологий
для развития творческого мышления школьников

Соболева Екатерина Леонидовна

Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором, Президентом Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в 21 веке, определены следующим образом:
ü «научиться познавать,
ü научиться делать,
ü научиться жить вместе,
ü научиться жить»
определили по сути основные глобальные компетентности.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть старшеклассник. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения, подготовка выпускников такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов ее решения, выбрать рациональный и суметь обосновать свой выбор.
Это во многом зависит не столько от ЗУНов, а сколько от неких дополнительных качеств, для обозначения которых сегодня употребляются понятия «компетентности» (совокупность того, чем человек владеет) и «компетенции» (совокупность того, чем человек располагает).
Компетенции – это цель, а компетентность – это результат ее достижения, более соответствующие пониманию современных целей образования.
В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности.
Компетенции закладываются в образовательный процесс посредством:
ü технологий обучения,
ü содержания образования,
ü стиля жизни школы,
ü типа взаимодействия учитель-ученик, ученик-ученик.
В данной статье хочу поделиться опытом использования активных образовательных технологий на различных ступенях обучения, которые помогают формированию познавательных. Коммуникативных, информационных и социальных компетенций.
1 ступень – начальное общее образование – 1-4 классы – использование сетевых дистанционных проектов;
2 ступень – основное общее образование – 5-6 классы – защита проектных работ в рамках курсов внеурочной деятельности, музейные дни;
- 7-9 классы – использование технологии «Погружения»;
3 ступень – среднее общее образование – (9)-10-11 классы – активное участие в районных проектах «Купчинские юношеские чтения: наука, творчество, поиск2, «Шиллеровские чтения», школьном проекте «Дантовские чтения» и др.
 
Наиболее интересен такой активный метод обучения, который мы используем через реализацию межпредметных проектов для учеников основной школы (7-9 класс), как День Погружения.
В течение целого учебного дня ученики основной школы вместе со всем педагогическим коллективом «погружаются» в изучение определенной темы, посвященной важному событию или актуальной проблеме.
Технология учебного погружения использована неслучайно, потому что именно она позволяет сосредоточиться на какой-то конкретной, очень значимой теме, событии, дает возможность образовавшемуся небольшому коллективу учеников и учителей прожить, прочувствовать момент совместного творчества, который, бесспорно, если Погружение состоялось, прошло удачно, надолго останется в памяти.
Эффективность работы зависит от группового сотрудничества, которое возможно в условиях максимальной доброжелательности и тактичности.
За несколько недель до проведения данного мероприятия все ученики 7-8-9 классов записываются в различные группы-номинации по интересам. В рамках выбранной темы, образуются творческие лаборатории по 12-15 учеников (группы смешанного возраста, по три человека от каждого класса) в каждой, а руководителями становятся 2 педагога школы.
Дни Погружения организуются ежегодно, на протяжении пяти лет, по следующим темам:
§ Слава, Великой Победе!
§ Брависсимо, Италия!
§ Здоровым быть модно!
§ Человек для Санкт – Петербурга, Санкт-Петербург для Человека!
§ Широка страна, моя родная!
Организацию работы над кратковременным проектом продемонстрируем на примере темы, выбранной к Дню рождения нашего города Санкт – Петербурга.
Все участники проекта были сгруппированы (по их собственному желанию) в 10 лабораторий:
o Музеи Санкт – Петербурга,
o Театры Санкт – Петербурга,
o Почетные жители Санкт – Петербурга,
o Наука и Высшая школа Санкт – Петербурга.
o Экология Санкт – Петербурга,
o География Санкт – Петербурга,
o Итальянский след в Санкт – Петербурге,
o Развитие транспорта в Санкт – Петербурге,
o Царские места в Санкт – Петербурге,
o Санкт – Петербург – морской порт.
День Погружения начинается с торжественного открытия мероприятия в актовом зале школы. На пленарном заседании, для создания атмосферы погружения, всем участникам представляется презентация, согласно теме дня – «Петербург как феномен культуры». Чтобы понять Петербург нужно внимательным взором в него всматриваться. У каждой секции в этот день состоялся свой диалог с городом. Диалог, который не имел завершения, каждому участнику проекта захотелось его продолжить. Предложенные темы были разные, но канва одна – разговор о Петербурге, который является ковчегом, то есть местом, где собирается духовная культура народа. В этот день ученикам основной школы представилась возможность не только поклониться этой богатой культуре, но и отчетливо почувствовать себя Петербуржцем.
Через 40 минут вдохновленные и вооруженные идеями, яркими фломастерами и листами ватмана, фотоаппаратами и флешками участники проекта поспешили на свои рабочие места, чтобы поскорее погрузиться в работу и через два с половиной часа
вернуться в актовый зал с готовым образовательным продуктом – отчетом о проведенном исследовании. Перед школьниками распахнули двери читальный зал библиотеки, кабинеты информатики и все компьютеры, имеющие выход в глобальную сеть. За работой лабораторий следила редколлегия школьной газеты «Альма Матер», которая по итогам Дня выпустила специальный номер издания. Выступления всех команд завершилось в актовом зале общественным голосованием и отзывами членов жюри.
В рамках Дней Погружения решается масса задач, которые можно свести к главной – дать всем участникам проекта возможность реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свои личностные качества.
Именно в школьный период у каждого ученика формируется его жизненная позиция. Задача школы – сделать ее активной, включающей способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии и реализации совместных решений.
В реализации проекта можно выделить следующие этапы:
o Подготовительный этап
разработка методической базы проекта;
оповещение участников;
формирование групп учащихся смешанного состава;
назначение модераторов.
o Основной этап
пленарное заседание всех участников проекта;
проектная работа в группах под руководством учителей-модераторов;
презентация образовательного продукта проекта группой по номинациям.
o Заключительный этап
торжественное закрытие Дня;
награждение команд-победителей;
издание специального выпуска школьной газеты по теме Дня;
рефлексия (анкетирование) участников проекта.
Результаты данного проекта носят, в большей степени, отсроченный характер. Тем не менее их стоит выделить:
ü внедрение в образовательный процесс технологии активного обучения;
ü развитие гражданского самосознания школьников;
ü формирование у школьников активной жизненной позиции.
Чем же должен руководствоваться учитель, создавая условия для развития и самореализации учеников, усвоения ими продуктивных знаний и умений, развития потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни?
Прежде всего, независимо от технологий, которые использует педагог, он должен помнить нижеприведенные правила:
1. Главным есть не предмет, которому Вы учите, а личность, которую Вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий.
3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
4. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
5. Объясняйте ученикам, что каждый найдет свое место в жизни, если научиться всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти полезные правила- советы – только небольшая часть общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, следовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наивысшей цели – формирование и развитие личности своего ученика.


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»