Внеурочная деятельность по литературе
Николаева Елена Алексеевна,
учитель русского языка
и литературы ГБОУ школа 110
Школа должна предоставить возможность быть успешным, научить быть успешным, увидеть и оценить успех каждого ученика.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что важнейшими качествами личности в настоящее время становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Все эти навыки формируются с детства. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия.
Государственные образовательные стандарты по литературе содержат следующие цели:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
Освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве;
Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы.
Цели и задачи внеурочной работы по литературе.
Внеурочная работа по литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Это целенаправленные, организуемые на добровольных началах, на основе познавательных интересов учащихся занятия с ними, выходящие за рамки уроков, а иногда – и за рамки программы.
Основная цель организации и проведения внеурочной работы – развитие у школьников интереса к родному языку и литературе и воспитание потребности изучать их.
Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:
Осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице литературы;
Развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;
Повышение общей языковой культуры;
Расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
Поддержка и воспитание веры в свои силы учеников, слабоуспевающих по литературе;
Развитие и совершенствование психологических качеств школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
Воспитание коммуникативной культуры школьников;
Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
Воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.
Самая главная задача стоит перед учащимися школы. Они главное действующее лицо и в подготовке сценариев, костюмов, декораций, и, конечно же, они – исполнители.
Виды и формы внеурочной работы по литературе.
По времени действия виды внеурочной работы делятся на:
постоянно действующие, т.е. такие формы, которые предполагают систематическое проведение занятий в течение более или менее длительного промежутка времени. Этим занимаются кружководы.
эпизодические – утренники, вечера, олимпиады, викторины, конкурсы, экскурсии и др. – выступают как разовые занятия, организуемые «от случая к случаю» (и, возможно, мало между собой связанные или даже совсем не связанные ни тематически, ни единой целью). Этим занимаются уже учителя литературы.
По количественному составу участников виды внеурочной работы делятся на:
массовые (утренники, вечера, олимпиады, викторины и др.) – несмотря на то что активными участниками в подготовке такого вида внеурочной работы обычно являются небольшие группы школьников, руководимые учителем, но они предназначены для всех учеников класса, параллели или школы. Основная масса учеников либо знакомится с уже готовой «продукцией», либо вовлекается в активную работу в течение мероприятия;
групповые с постоянным и меняющимся составом (кружки, клубы);
индивидуальные (консультации).
По степени активности участников внеурочного мероприятия:
активен каждый участник;
активна группа участников;
активен один человек, чаще всего организатор мероприятия.
1. Викторина.
По определению, взятому из Академического словаря современного русского языка, викторина – это игра в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания. По определению из словаря С.А. Ожегова, викториной называется игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Исходя из приведенных определений можно предположить следующую классификацию викторин.
В зависимости от формы проведения:
устные,
письменные,
В зависимости от предлагаемого материала:
тематические,
нетематические, предлагающие вопросы, связанные с различными темами.
При проведении письменных викторин вопросы заблаговременно вывешиваются. Ответы учащиеся пишут на отдельных листах с указанием фамилии, имени и класса; их отдают учителю либо опускают в специальный ящик. Итоги викторины объявляют на линейке или по школьному радио. При проведении устной викторины победитель её определяется по сумме набранных баллов, награждается призом.
Викторина проводится, как правило, между учащимися одного класса, либо параллели.
2. Лингвистические и литературные конкурсы.
Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы (С.А. Ожегов). Лингвистические и литературные конкурсы называются «боями», «турнирами», «регатами», «состязаниями», а также повторяют названия популярных телевизионных передач: «Своя игра», «Умники и умницы», «Слабое звено».
В нашей школе проводятся систематически брейн-ринги между учащимися 9-11 классов в форме подготовки к ЕГЭ по литературе. Отличительная особенность этого вида внеурочной работы – обязательное присутствие игрового момента.
Виды лингвистических и литературных конкурсов: конкурс на самого грамотного ученика, лучшую стенгазету, посвященную русскому языку или литературе, рукописный журнал, стихотворение или лингвистическую сказку, лучшее чтение стихотворений, лучшую инсценировку. Конкурсы могут проводится по какой-либо одной теме либо носить обобщающий характер и включать задания по различным изучаемым темам.
3. Конференции.
В словаре-справочнике по методике русского языка М.Р. Львова конференция определяется как собрание, совещание, на котором происходит обсуждение какого-то вопроса.
Цель проведения конференции – расширение знаний учащихся по той или иной теме, а также обучение подростков самостоятельной работе со словарями и справочниками, научно-популярной литературой по языкознанию и литературоведению. Как правило, конференции проводятся в старших классах и используются как прием развития устной речи учащихся.
Мною проводилась конференция, посвященная жизни и творчеству М.В. Ломоносова.
Разновидностями конференций можно считать следующие:
Чтение и обсуждение докладов на заданную тему, подготовленных под руководством учителя.
Театрализованные представления по сценарию, написанному по книгам о жизни писателей, ученых-лингвистов или представляющему собой иносказательные истории о тех или иных лингвистических явлениях.
Смешанный вид проведения конференций, на которой могут быть использованы и чтение (обсуждение) докладов, и различные инсценировки по ходу чтения этих докладов.
4. Конкурс лингвистических и литературных газет.
Специфическими задачами этого вида внеурочной работы являются:
Знакомство учащихся с разнообразными газетными жанрами, совершенствование навыков работы над сочинениями в публицистическом стиле.
Развитие художественного, эстетического вкуса.
Воспитание чувства соразмерности, выработка навыков компоновки отобранного материала на определенном формате стенгазеты.
Исходя из задач конкурса определяются и основные требования, предъявляемые данным газетам для определения лучших исполнителей:
Соответствие содержания газеты теме, т.е. сведения, помещенные в газете, не должны быть общими сведениями о языке или же, наоборот, представлять собой незначительные частные заявления по той же теме.
Научно-популярное изложение материала. Содержание газеты должно быть передано в интересной форме, т.е. отражать творчество учащихся – передачу своими словами отобранных из специальной литературы фактов языка или литературы на заданную тему.
Художественное оформление (красочность, наличие рисунков, соблюдение рамок, аккуратное написание заголовков, текстов используемых в стенгазете жанров, а также списка фамилий с инициалами членов редколлегии, участвующих в подборе материала и оформлении газеты; четкое указание цифры и буквы класса).
Оригинальность названия (в соответствии с предложенной тематикой).
Объем – 1 лист ватмана.
Устный журнал – одна из свободных форм внеурочной работы, предполагающая большую свободу в выборе тематики, периодичности, возрастных особенностей учащихся.
Цель их проведения – повышение интереса к русскому языку и литературе, воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей учащихся.
Выделяются устные журналы двух типов:
Тематические, если они отражают одну конкретную тему, один вопрос;
Обзорные, если в них затрагиваются самые разные вопросы, посвященные культуре речи, обзору художественной литературы и популярных книг о языке.
Подготовка и проведение устного журнала позволяют привлечь к работе большое количество учащихся. Кроме того эта форма внеурочной работы позволяет сочетать массовую работу с индивидуальной.
6. КВН.
В последнее время одной из популярных форм проведения внеурочной деятельности по предмету стала игра КВН, которая, в отличие от других форм, предоставляет участникам большую свободу творчества и возможность показать себя на сцене. Темы КВН могут быть любые, как общие, так и частные. Подготовка к КВН требует длительного времени.
7. Лингвистические и литературно-музыкальные вечера, литературные гостиные.
Как правило, тематика вечера соответствует изучаемому в этот период учебному материалу по русскому языку или литературе. Структурными компонентами вечера являются:
Литературно-музыкальный монтаж, при котором основные положения темы формируются предельно кратко, четко, эмоционально-выразительно. Детали и частности опускаются. Сообщение материала сопровождается и перемежается с художественной декламацией и мелодекламацией. В монтаж вводится исполнение отдельных номеров и инсценировок. Литературно-музыкальный монтаж придает столь необходимую для вечера эмоциональность, что в свою очередь делает восприятие сообщаемого материала более глубоким и ярким.
Занимательные задания и игры, которые подбираются в соответствии с темой вечера. Они должны быть разнообразны и представлены в большом количестве. На вечерах присутствуют ученики нескольких классов и с разным уровнем подготовки. Игры по своей трудности должны быть доступны каждому из них.
Наглядно оформленный иллюстративный материал, в том числе лингвистические и литературные газеты, бюллетени, выставки по теме вечера.
В течение последних пяти лет (2010-2015) были проведены литературно-музыкальные вечера:
«Болдинская осень А.С. Пушкина» - 9 классы;
«А.С. Пушкин и декабристы» - 9 классы;
«Всё о Н.В. Гоголе» - 9-10 классы;
«Женщины в жизни и лирике Н.А. Некрасова» - 10 классы;
«Ф.И. Тютчев о любви» - 10 классы;
«Памяти И.А. Бунина» - 11 классы.
8. Дни, Недели и Декады русского языка и литературе.
Традиционными стали в нашей школе Дни, Недели и Декады русского языка и литературы. Декада отличается от Недели только объемов времени. Удобнее проводить Декаду, чтобы все успели принять в ней участие.
А День русского языка или литературы – это особая форма внеурочной работы. Она эффективна только в том случае, если работы ведется в школе систематически, если в течение года ученики участвуют в конкурсах, викторинах, проводят утренники, вечера, изучают дополнительную литературу по филологическим дисциплинам. В этом случае День русского языка или литературы может стать праздником, итогов внеурочной работы.
Подготовка Дня, Недели, Декады ведется в течение длительного времени методическим объединением учителей русского языка и литературы.
Ученик должен идти в класс с охотой, с желанием работать весь урок. Без этого невозможно получение знаний. И для учителей естественно стремление искать (и находить) новые эффективные приемы и средства обучения с тем, чтобы повысить грамотность учащихся, более успешно решать образовательные и воспитательные задачи. В этом помогает, конечно же, внеурочная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы.