Нагорная проповедь иисуса христа
Проскурякова Галина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №277
Цели урока: 1) подготовить учащихся к смысловому и эмоциональному восприятию рассказа А. Платонова «Юшка» через ознакомление их с Нагорной проповедьюИисуса Христа и картиной А. Иванова «Явление Христа народу»; 2) закреплять навыки толерантности при работе в группе; 3) продолжать формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к произведениям искусства; 3) работать над обогащением словарного запаса и развитием связной речи.
Накануне школьникам были розданы по группам распечатанные фрагменты из V-VIIглав «Евангелия от Матфея» и предложены вопросы и задания:
1. Согласны ли вы с положениями Нагорной проповеди?
2. Возможно ли их соблюдать в жизни?
3. Аргументируйте свой ответ примерами из литературы, истории и личного жизненного опыта.
Фрагмент № 1.
Вы слышали что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Фрагмент № 2.
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает Солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Фрагмент № 3.
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот в твоём глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Эпиграфы к уроку на слайде:
Аз есмь истинный путь. Иисус Христос.
Входите тесными вратами…
Евангелие от Матфея, гл. VII,
стихи 13, 14.
- Тема нашего урока сегодня – «Нагорная проповедь Иисуса Христа». Слышали ли вы слово «проповедь»? Где и когда? Что оно обозначает? Попробуйте подобрать к нему однокоренные слова (При необходимости помочь ученикам).
(Слайд «Нагорная проповедь Христа»).
- Можете ли вы догадаться, почему проповедь Иисуса Христа называется «Нагорная»? (Рассказать). И не случайно в качестве эпиграфов взяты слова из Евангелия (чтение эпиграфов). – Понятно ли вам слово Евангелие? (Слайд «Евангелие»).
(Рассказать о Евангелиях и 4-х евангелистах: Матфее, Луке, Марке, Иоанне – слайд «Евангелисты").
- Итак, вспомните, что вы знаете об Иисусе Христе. (Слайд «Распятие Иисуса Христа»).
- Что он несёт людям? Подсказка – в первом эпиграфе. (Объяснить значение слов «Аз» и «есмь»).
Вывод: Христос несёт людям свет истины, указывает настоящий жизненный путь, ведущий к спасению души.
- А теперь запишите тему урока и эпиграфы в тетрадях.
- Дома вы читали и осмысливали фрагменты из Евангелия от Матфея, которое считается самым достоверным и ценным из четырёх Евангелий. Почему? (Древнее церковное предание считает первым евангелистом апостола Матфея, сборщика податей, последовавшего за Иисусом Христом. Евангелие от Матфея можно назвать самым «человечным» из всех. Оно описывает в Христе главным образом человека, — так, что, читая его, мы чувствуем, что Иисус Христос евангелиста Матфея очень человечен, очень близок нам всем Своим существом, всеми Своими поступками. В некотором смысле Евангелие от Матфея служит отчасти комментарием к трем остальным. Некоторые вещи, кажущиеся в тех трех Евангелиях слишком необъятными, чтобы мы их могли охватить одним взглядом, — в Евангелии от Матфея смягчены. В том-то и заключается ценность этого Евангелия, что оно поможет нам лучше понять остальные три).
- Отрывки из Евангелия от Матфея – одни из основополагающих моментов Нагорной проповеди, в которых мы попытаемся разобраться глубже, а также рассмотрим репродукцию картины А. Иванова «Явление Христа народу», постараемся понять замысел художника через её сюжет, композицию и цветовое решение. (На предыдущих уроках повторили определениесюжета и композиции, которые характерны не только для литературного произведения, но и живописного).
- Этот урок поможет нам подготовиться к более глубокому и эмоциональному восприятию рассказа А. Платонова «Юшка».
- А теперь внимательно рассмотрите картину и ответьте, что прежде всего привлекает в картине взор зрителя? (Центральная фигура полотна – Иисус Христос).
- Обратите внимание, каким образом Иисус является людям? (Христос спускается с холма, с высоты, и возникает ощущение, что Он нисходит к людям с небес. А дети знают, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий).
- Кто герои картины, и как они относятся к Христу? (Справа мы видим фарисеев.
Слайд «Фарисеи»).
- Кто такие фарисеи? (Фарисеи – приверженцы довольно большой партии, которая проповедовала буквальное и жестокое исполнение всех предначертаний, изложенных в Библии. Поскольку сами они, как было многими и давно замечено, вели образ жизни, весьма далёкий от собственных проповедей, то постепенно само слово фарисей стало синонимом лицемерия). Запись слова в тетрадях.
- Понятно ли вам, как они встречают Иисуса? (Враждебно).
- Слева – Иоанн Креститель, который указывает на Христа. Знаете ли вы, кто такой Иоанн Креститель? (Рассказать). У реки сидит богач, которому раб вытирает ноги. Именно раб может вот-вот увидеть Христа.
-Что вы можете сказать о выражении лиц людей? (Животнообразное). Но на одном лице, лице рыбака, улыбка неведомой ранее радости, потому что Христос несёт свет надежды дрожащим. Это событие, по замыслу художника, вселенского масштаба: на картине представители всех социальных групп; типологически эти люди тоже все разные, т. е. символично изображено всё человечество.
- Как в картине воплощена идея светоносной, спасительной миссии Христа? (Через цветовые тона, через освещение).
- Каким образом Христос выполнял свою миссию до распятия? (Он учил и проповедовал – возвращение к слайду «Нагорная проповедь Иисуса Христа»).
- Вершиной проповеднической деятельности Христа является Его Нагорная проповедь, собравшая вокруг Учителя не только 12 апостолов (Его учеников), но и тех 70 миссионеров (объяснить значение слова), которых Он обычно рассылал в разные концы земли, а также не одну тысячу человек. (Выделенные слова записываются на доске и в тетрадях). Нагорная проповедь занимает в евангелиях очень важное место, т. е. покоится на десяти заповедях пророка Моисея (вспомнить о пророке Моисее и о 10 заповедях, данных ему Богом на горе Синай – слайд «Пророк Моисей со скрижалями»), дополняет их и наряду с ними предлагает людям пути для общего нравственного устроения.
К слову, у древних русичей не было представления о христианской нравственности. Некоторые специалисты считают, что язычнику невозможно было принять христианство, потому что это было бы для него насилием. Христианство – это прежде всего фигура Христа плюс христианское учение.
- А теперь послушаем отрывки из Нагорной проповеди и ваши суждения по этому поводу. (Перед чтением второго отрывка проводим словарную работу со словом мытарь – с записью его в тетрадях. На этом этапе возможна дискуссия из-за разного понимания текста и отношения к нему).
- Обратите внимание на начало 1 и 2 отрывков из Нагорной проповеди, подчеркните их. (Вслух ещё раз прочитываются подчёркнутые предложения).
Выводы:За каждой фразой Христа – противоречие.
- Почему? (Иисус во время своей проповеди несколько раз обращается к Ветхому Завету. Выяснить, знают ли дети о Ветхом Завете. При необходимости – рассказать. Эти священные книги в то время хорошо знали и чтили даже неграмотные. И каждый раз Иисус или спорит с ветхозаветными требованиями, или же корректирует их в сторону любви и сострадания к ближнему: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому…»
И так во всём: ни войн, ни раздоров, по Христу, между людьми не должно быть. Если же возникают ссоры, обиды и недовольства, они должны быть улажены по законам милосердия, в крайнем случае, по суду, т. е. опять - таки по справедливой и тщательно разработанной договорённости. Во всей Нагорной проповеди сквозит главная мысль: человек должен наконец стать человеком – существом добрым и прекрасным: «Будьте совершенны…»).
- Почему, на ваш взгляд, так отличаются заповеди Ветхого Завета от заповедей Иисуса Христа, ставших основой Нового Завета? (Рассказать).
- История показала, что это была самая утопичная, а потому и не исполнившаяся мечта Христа – великого гуманиста и романтика. (На доске: гуманист и романтик. Разъяснить значение слов. Записать в тетрадях). Почему? (Нравственным требованиям Христа следовать очень трудно. Люди не готовы «входить тесными вратами» в Царство Небесное»).
- И, тем не менее, заповеди Христа, будучи невыполненными, и сегодня во многом остаются актуальными и притягательными.
Домашнее задание:
1) прочитать рассказ А. Платонова «Юшка»;
2) подобрать к рассказу эпиграф из Нагорной проповеди и записать его в тетради;
3) индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение или чтение наизусть стихотворения, связанного по смыслу с рассказом «Юшка» (в сильном классе), например, «Небо» И.Бунина;
4) групповое задание: подготовить чтение по ролям отрывка о взаимоотношениях детей и Юшки.
Литература:
1. Изображения из интернет-ресурсов
2. Материалы из Википедии.
3. Текст Евангелия от Матфея.
4. Штайнер Рудольф. Евангелие от Матфея