Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок литературы в 11-м классе

Цели образовательные:

 показать изменение настроения и тональность лирики А.Блока во II книге стихотворений на примере произведения «Незнакомка»;

развить навыки анализа лирического произведения, эстетический вкус; расширить навыки владения литературоведческой терминологией.

Воспитательная: формировать нравственно-этические нормы межличностных отношений.

Оборудование: подборка портретов «А.Блок и его эпоха»; презентация «Анализ стихотворения».

Ход:

Iоргмомент

IIСлово учителя.

По словам А.Блока, вся его поэзия – единое произведение, роман в стихах, лирическая трилогия. Три тома этой трилогии равны трём этапам судьбы, пути, которые получают название трилогии «Вочеловечения».

IIIБеседа с классом.


Вопрос классу: какие факты биографии отразились в поэзии раннего Блока? Ответ учащегося и показ слайда №2.

Два знаменательных события в начале 1900-х гг:1) увлечение философскими трудами Вл.Соловьёва, трактатами Платона и неоплатоников, из которых Блок наиболее воспринимает тезис о том, что «в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине», « познание мира – припоминание тех идей, которые душа человека знала до того, как пришла в мир». Вл.Соловьёв выражает это стихотворением «Милый друг…». Всё это как борьба с рационалистическим мышлением, со слепотой отрывочного, дискретного знания, с духовной косностью. 2) Увлечение Л.Д. Менделеевой (слайд №3),что и носило своё отражение в цикле стихов «О Прекрасной Даме» - своеобразном лирическом дневнике духовных переживаний поэта, где идеальный мир (теза) противопоставлен событиям реальной действительности (антитеза).

Вопрос классу: с помощью каких символов создаёт Блок образ Прекрасной Дамы? (Словосочетания со словом «белый», высокая церковная лексика, обобщённо-психологический портрет. Учащиеся могут использовать ранее заполненную – дома – таблицу в тетради с примерами из стихотворения)

Таким образом, в основе этого символа, Прекрасной Дамы, идея триединства (слайд №4).

Настроения лирической уединённости, одиночества постепенно отступают перед явлением реальности. Во II томе трилогии «Вочеловечения» (1904 – 1908) - новые темы, новые образы (чтение учителем наизусть стихотворения «Я – Гамлет». В поэзию Блока входит тема города как социальной несправедливости. Это можно увидеть на примере стихотворения «Фабрика» (учащийся читает наизусть). Краткий анализ произведения с точки зрения образов (слайд №5):

- образ рабочих;

- метафизического зла;

- лирического героя;

говорим о символике цвета (жёлтый – увядание, тление, чёрный -  тревога, гибель, катастрофа. Приводим слова автора: « Одно только  делает человека человеком – знание о социальном неравенстве».

Вывод учителя: Блок отходит от мистицизма Вл.Соловьёва, от идеала мировой гармонии. Происходит некое раздвоение в душе поэта: теперь он замкнут в себе, теряет связь с миром, в котором всё заранее исчислено, измерено, повторяется. Память не хочет подчиниться законам бездушного существования, продолжает хранить красоту идеала. Душа ищет способа восстановления связи с миром. Возникает образ Незнакомки, по словам А. Блока, антитезы Прекрасной Дамы.

Беседа с классом о понимании чувства любви сейчас и во времена Поэта.

(Слайд №6)

Из истории создания стихотворения (рассказ ученика). Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 г. записал в своём дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Поэт повёз его в Озерки, дачный посёлок возле станции Финляндской железной дороги. Блок повёл Иванова к озеру, где «скрипят уключины», визг женский   - всё убожество, скука, пошлость. И тут очевидным становится то, что помимо дачной жизни должно происходить что-то иное. Наконец пришли на вокзал  озерковский, где из небольшого венецианского окна видны шлагбаумы железной дороги. Поезда часто проносятся мимо: зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление Незнакомки.

(Слайд №7)

 

Чтение стихотворения наизусть под музыку. (Два ученика)

Вопрос классу: как вы думаете, почему чтецов двое?

Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку: на картинах Врубеля.

(Слайд №8)

Слова Блока о Демоне Врубеля: «Передо мной возникло, наконец, то, что я называю Незнакомкой: красавица-кукла, синий призрак, земное чудо. Незнакомка – это не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал «Демона», но всякий знает, что ему назначено». Синий цвет у Блока – звёздное, высокое, непостижимое; лиловый – тревожное.

 (Слайд №9)

Поразмышляем о строках, выражающих пошлое и прекрасное в стихотворении. Контрасты картин и образов в двух частях ( первая  - картина разнузданной, пошлой действительности : «горячий воздух», луна – диск, «глух», «ко всему приученный», «кривится»; вторая картина - оксюморон: весенний – тлетворный,

дик, глух – дыша духами и туманами,

женский визг – девичий стан,

бессмысленный диск – солнце,

скука загородных дач – очарованная даль,

бессмысленный диск – истина,

канавы – излучины души).

Как изображена героиня стихотворения?

(Кроме названия, образ нигде не обозначен прямо, постоянна окружающая пошлость, но постоянен и идеал. Героиня лишена реалистических черт, но вся она окутана шелками, туманами, духами, тайной. Этот образ исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи окружающей действительности  восприятием лирического героя).

Как соотносятся образы лирического героя и Незнакомки?

Древнегреческим философом Платоном, которого так высоко ценили русские символисты, рассказана красивая легенда. Некогда существовали перволюди, соединявшие в себе женское и мужское начало. Их называли андрогины (букв. мужедевы). Они обладали исключительной силой и способностями и задумали свергнуть власть богов. Боги рассекли их пополам, чтобы одна половина была занята поисками другой, и в результате они бы забыли о своём честолюбии. В стихотворении присутствует мужское и женское начала, что видно в звукописи (певучие а, у; свистящие и шипящие согл.) и в длиннотах строк.

Но вернёмся к героям. Таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощённая поэзия, женственность, и она всегда одна, как и лирический герой. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу. Лирический герой ощущает свою посвящённость в чужие тайны, и последняя строфа говорит об избранности лирического героя, о вечности идеала.

«В моей душе лежит сокровище» - фраза «звучит» дважды: 1-й раз – из уст пьяниц как лозунг дисгармоничного мира; 2-й – из уст лирического героя, пробуждающегося от грёз.

Угаданная тайна, открывшая возможность жизни на другом берегу  - как обретённое сокровище. Истина не   в том, что мир укладывается в схему, истина не в том, что мир, которого Блок не знал не уложился в схему и был отвергнут им, а истина в том, что только поэт может видеть вечное сквозь пошлое и прорываться к истине через знание мира, а не помимо этого знания. Идея Прекрасной Дамы сохранила свою ценность, пройдя через кризис, обогатившись реальностью, приобрела философскую, религиозную, поэтическую ценность. Красота, поэзия и истина – в единстве.

(Слайд 10)

Строки Вл. Соловьёва об истине.

(Слайд 11)

Комментирование домашнего задания.

Интегрированное домашнее задание.

  1. Эссе «Воплощение идеала красоты в современном мире»
  2. Создание творческой работы «Одежды лёгкие, как дым» по лирике А. Блока (инсталляция, рисунок, модель костюма, аппликация)
  3. Сопоставление 2-х стихотворений А.Блока: «Там дамы щеголяют модами…» и «Незнакомка»
  4. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А. Блока «Незнакомка».

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»