Конспект урока литературы в 10-ом классе
Тема: Путь Л.Н. Толстого (Этапы биографии и творчества писателя)
Количество уроков: 2 урока.
Предварительные замечания:
Биография писателя - одно из важнейших звеньев школьного изучения литературы. К сожалению, сокращение часов на преподавание литературы, перестройка программ школьного курса делают затруднительным изучение биографии более двух уроков, поэтому многие учителя используют такую форму урока, как лекция.
Сплошная лекционность может лишить уроки по биографии занимательности. Но монолог учителя может быть увлекательным и разнообразным. Тут очень важны «артистические» основы мастерства учителя. Яркая презентация, беседа сделают урок не только познавательным, но и интересным.
Жизнь художника – не менее волнующее и поучительное явление, чем судьба созданных им героев. Произведения Л.Н. Толстого так связаны с жизнью, с личностью писателя, что нельзя говорить об одном без другого.
В процессе изучения биография Л.Н. Толстого учащимся необходимо увидеть, как изменяется характер писателя, его взгляд на мир. У Толстого они могут научиться требовательности к себе, стремлению развить в человеке все возможности, данные ему природой. Учитель должен показать этапы работы Л.Н. Толстого над собой, чтобы вызвать у учащихся не только восхищение незаурядностью натуры писателя, но и пробудить в них надежду на возможность самоусовершенствования.
Цели урока:
1. Познавательная. Познакомить с биографией и мировоззрением писателя.
2. Воспитательная. Пробудить у учащихся желание строже оценивать свои поступки и учиться ставить высокие цели в жизни.
Оборудование:
Персональный компьютер, проектор, презентация, подготовленная в программе PowerPoint, раздаточные материалы для учащихся.
Словарная работа:
Аристократизм, прагматизм, рационализм, идиллия, диалектика, психологизм, патриархальный, кризис.
Ход урока:
1. Беседа:
А. Что вы знаете о Толстом, какое представление о нем сложилось?
Б. Что читали самостоятельно, как восприняли произведения?
2. Презентация (слайды №1-3).
3.Слово учителя:
Та нравственная высота, которою достиг Л.Н. Толстой – человек, - результат огромной, никогда не прекращающейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей.
В 1902 году биограф Л.Н. Толстого П. Бирюков обратился к нему с просьбой сообщить некоторые факты биографии. В 1903 году Л.Н. Толстой начал писать свои «Воспоминания», в которых, вспоминая, анализируя свою жизнь, увидал, что она «распадается на 4 периода».
[Выдается раздаточный материал].
Лист №1 предлагается использовать учащимся как черновик для записи тезисов лекции, опорных слов и т.д.
Давайте проследим становление личности Л.Н. Толстого.
4. Презентация (слайды №5-12):
По ходу урока проводится беседа с учениками, словарная работа.
При рассмотрении портретов необходимо поставить вопрос: «Как в облике Л.Н. Толстого отразились его стремления, образ жизни рассматриваемого периода?».
5.Слово учителя:
Прежде чем стать писателем Л.Н. Толстой прошел большую школу жизни. И более специальную, так сказать, литературную - школу, которой стали его дневники.
Толстому шел девятнадцатый год (1847 год), когда он начал вести дневник, который продолжал до конца дней (в полном собрании сочинений дневник занимает 13 томов).
Ранний дневник Л.Н. Толстого – это фиксированная работа самопознания, это скрупулезный самоконтроль, это вместе с тем первые полуосознанные опыты пера.
[Выдается раздаточный материал].
Листы №2 и №3. Дневниковые записи Л.Н. Толстого. Чтение и анализ записей.
- Ваше мнение о дневниковых записях Л.Н. Толстого?
- Чем они интересны для вас?
- А если бы вы решили вести дневник, - какие цели вы поставили бы перед собой и каким правилам следовали для их достижения?
Большинство наблюдений Толстого, зафиксированных им в дневнике, как легко заметить, касается его самого. Но это самый верный путь к наблюдению над человеком вообще – над всяким человеком.
Ведя над собой в дневнике каждодневные, каждоминутные наблюдения, Л.Н.Толстой готовил себя к художественному познанию человеческой души, вырабатывал в себе трудное умение посредством слова выражать человеческие, душевные тайны.
Л.Н. Толстой первым в русской и мировой литературе сумел показать диалектику человеческой души во всей ее глубине.
6. Презентация (слайды №13 – до конца).
7. Закрепление и проверка того, как запомнили и поняли учащиеся материал, проводится в форме беседы по следующим вопросам:
1. Каков самый «радостный, поэтический период» жизни Л.Н. Толстого? Почему?
2. Какой период своей жизни Л.Н. Толстой называет «ужасным», почему?
3. Какой период жизни писателя «менее всех может быть интересен», по мнению Л.Н. Толстого?
4. Последний период – «период пробуждения к истине». О какой истине идет речь?
5. Каковы причины, побудившие Л.Н. Толстого покинуть Ясную Поляну?
6. Какие события в общественно-политической и личной жизни Л.Н.Толстого повлияли на формирование его мировоззрения?
7. В чем Вы видите своеобразие личности и таланта писателя?
Домашнее задание:
1. Используя учебник и сведения, полученные на уроке, а также, с помощью черновика (лист №1), других раздаточных материалов (лист №2, 3, 4) составить схему – конспект для развернутого рассказа о жизненном и творческом пути Л.Н. Толстого.
2. Написать сочинение-миниатюру (150-200 слов) по одной из тем:
- Уроки Л.Н. Толстого
- Моя встреча с Л.Н. Толстым
- Борьба с собой (светлая и темная стороны личности Л.Н. Толстого).