Урок внеклассного чтения. Александр Грин «Зеленая лампа»
Цели:создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А. Грина,развитие критического мышления и творческих способностей учащихся; развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать,на примере жизни А.С. Грина и текста его произведения воспитыватьлучшие человеческие качества.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг писателя, презентация.
Ход урока
I Стадия вызова
- Ребята, сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с жизнью и творчеством А. Грина, будем читать и исследовать его рассказ «Зеленая лампа». И я надеюсь, после сегодняшнего урока вы обратитесь к другим произведениям Александра Грина.
- Ребята, а Вы любите море? Чем оно Вас привлекает?
- А любите ли Вы мечтать?
- Тогда Вам непременно понравится творчество А. Грина, и Вы не останетесь равнодушными к его героям. Сам А. Грин очень любил море и очень любил мечтать. Писатель так говорил о способности человека мечтать: «Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание жить».
- Скажите, а с какими произведениями А. Грина Вы уже знакомы?
- Напомните, о чем эти произведения?
Слайд 1
II Стадия осмысления.
- Дома Вы работали над биографией А. Грина? Давайте с помощью «Ромашки вопросов» вспомним, что Вам известно об А. Грине.
- Открываем тетради, записываем число, тему: «Александр Грин. «Зеленая лампа» и рисуем ромашку. В центре напишем: «Александр Грин «Зеленая лампа», а в стебельках Вы напишите вопросы, которые будете задавать друг другу об А. Грине.
Слайд 2
- Молодцы, ребята, я вижу, что дома вы хорошо поработали, узнали много интересного об А. Грине. А сейчас мы будем знакомиться с его рассказом «Зеленая лампа», по ключевым словам попробуйте догадаться, о чем пойдет речь в рассказе.
Слайд 3
-Очень интересные у Вас предположения. Теперь посмотрим, какой рассказ смог создать с такими ключевыми словами А. Грин. Я буду читать, а Вы внимательно слушайте, следите за мыслью автора.
Чтение текста до слов
- Какие слова Вам были не понятны?
Слайд 4
- С какими героями знакомит на автор?
- Каково отношение автора к богачам? Какие слова помогли Вам понять авторское отношение?
- Как вы думаете, как складывалась судьба бродяги до момента встречи со Стильтоном?
- Подумайте, какую шутку решил сыграть Стильтон с бедняком.
Слайд 5
Чтение текста до конца первой части.
- Какие чувства вызвал у вас этот отрывок?
- Какую судьбу напророчил Стильтон Джону Иву?
- Сравните жизненный путь Стильтона и Джона Ива. Какой прием использовал автор?
- Предположите, чем закончится рассказ, как будут развиваться события дальше?
Составление дерева предсказаний.
Слайд 6
Чтение текста до конца.
III Стадия рефлексии
- Какие из ваших предсказаний сбылись? Почему так произошло? Аргументируйте свой ответ.
- Какие из Ваших версий не нашли своего подтверждения? Почему?
- Какую развязку предложил нам автор? Что же произошло с героями?
- Почему же надменный Стильтон стал нищим?
- Как теперь Стильтон относится к своей шутке?
- Как Вы думаете, какова основная мысль рассказа?
- Вернемся к названию рассказа, в чем его особенность.
Слайд 7
Домашнее задание.
Написать сочинение: “Как Вы понимаете последнюю фразу текста: “ А спускаясь по темной лестнице, зажигайте хотя бы спичку”.