Коликова Яна Александровна
ГБОУ лицей № 623
Санкт-Петербург
Методическая разработка урока "Чиновники уездного города" ( по произведению Н.В. Гоголя "Ревизор")
Цель. Рассмотреть систему образов чиновников комедии.
Задачи.
- Развитие монологической речи учащихся.
- Обучение аналитическому чтению.
- Обучение работе с текстом.
- Развитие навыков сопоставительного анализа разных интерпретаций художественного произведения.
- Воспитание нравственных качеств учащихся.
Оборудование: тексты, видеоматериал, портрет Н.В. Гоголя, наглядные пособия, раздаточный
материал.
Доска.
Двадцать четвертое января. Чиновники уездного города. ( По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор») Чему смеетесь?-Над собою смеетесь!.. Городничий. |
1.Антон Антонович Сквозник – Дмухановский 2. Лука Лукич Холопов 3. Артемий Филиппович Земляника 4. Иван Кузьмич Шпекин 5. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин |
судья
смотритель училищ городничий почтмейстер попечитель богоугодных заведений |
Х О Д У Р О К А.
1. Организационый момент. |
Приветствие учеников, гостей. Мы продолжаем знакомство с комедией Н.В. Гоголя «Ревизор» и сегодня целью нашего урока будет работа над образами чиновников уездного города. На уроке мы постараемся ответить на вопрос: Соответствуют ли чиновники своему статусу и явл. ли они истинными служителями своего государства?
Открыли тетради и записали число, тему и эпиграф. Эпиграфом являются слова городничего.
|
2.
Иерархия - |
Итак, тема – чиновники. Скажите, а что такое чин? Кого мы называем чиновником? Чины существовали в России уже давно. А как вы думаете, кто ввел строгую иерархию чинов? Небольшую историческую справку о чинах читает ученик
|
3.
Один на доске
Викторина
Ермолка-
Пассаж -
«5» - 9 балов «4» - 7-8 балов «3» - 5-6 балов
|
Хорошо. Мы разобрались, что такое чин, кто такие чиновники. А теперь я предлагаю немного размяться. Вы уже знакомы со всеми героями комедии, и я хочу проверить, насколько хорошо вы их запомнили.
На доске вы видите список чиновников комедии с указанием их должностей. Ваша задача – определить соответствие между чиновниками и чинами.
Молодцы. А теперь викторина. Она состоит их двух частей. I. Я буду зачитывать высказывания Хлестакова, а вы должны будете указать адресат. 1. « Глуп как сивый мерен» 2. « совершенная свинья в ермолке» 3. « подлец пьет горькую» 4. « протухнул насквозь луком» II. Кому принадлежат следующие высказывания? 5. К нам едет ревизор? 6. Грешки грешкам рознь. 7. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? 8. Иное письмо с наслаждением прочтешь – так описываются разные пассажи… лучше, чем в «Московских ведомостях»! 9. Добро бы в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой. Проверка теста. 1. Городничий. 2. Земляника 3. Шпекин 4. Холопов 5. Городничий. 6. Ляпкин – Тяпкин 7. Городничий 8. Шпекин 9. Осип.
|
4.
Работа в группах. Iд., 1,2 явл. |
Итак, чиновник – это человек, наход на гос. службе в определенном департаменте, имеющий власть и ее представляющий.
Скажите, а можно ли считать чиновников города примерными чиновниками, добросовестно исполняющими свои обязанности перед народом и государством? Почему? Предлагаю вам поработать в группах (учащиеся делятся на 4 группы) .
Ваше задание: дать характеристику тем областям, которыми заведуют чиновники. Представления групп Какой можно сделать вывод об этом городе? |
|
5.
Карточка взяточника.
Видеофрагмент |
Жизнь чиновников до ревизора их очень даже устраивала, мы это увидели. А что же с ними происходит, когда приходит известие о ревизоре? Чего они боятся? ( оказываются в положении не берущих, а дающих взятки) А как они ощущают себя в новой для них роли? Дома вы должны были заполнить карточку взяточника, которая поможет вам ответить на этот вопрос. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Теперь я предлагаю посмотреть видеофрагмент телевизионного спектакля «Ревизор» режиссера В. Плучика. В гл.ролях – Анатолий Папанов и Андрей Миронов. (Просмотр видеофрагмента) Как выглядят чиновники, когда дают взятку? Какие чувства их охватывают? В чем это проявляется? Скажите, а кто из чиновников для вас менее приятен, более приятен? Почему? Хотели бы вы жить в таком городе? Почему? |
|
6.
Фарс –
|
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова городничего, которые он произносит в своем финальном монологе. ( Vд., 8 явл.).
Чему смеетесь ?- Над собою смеетесь!.. Давайте порассуждаем, почему Гоголь употребляет глагол смеетесь? Когда мы смеемся? Смех сквозь слезы. Т.е. смех – это выражение наших эмоций.
Всегда ли наш смех одинаков? Юмор – Ирония – Сатира –
Почему на премьере комедии, которая состоялась 19 апреля 1836 года в Александринском Театре, была неоднозначная реакция на спектакль?
Многие видели в комедии забавный фарс, в их числе был и Николай I, который, как передает Герцен, « помирал со смеху», а после премьеры воскликнул: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне так более всех!» На Н.В.Г. посыпались обвинения и политические и литературные. По своей мнительности он очень преувеличивал неудачу комедии и пришел к выводу, сто российское общество еще не созрело до понимания истинных задач комедии и литературы вообще. (Цитата из письма Щепкину …………… ) Так над чем смеялись зрители? А над чем смеялся Гоголь? Можно ли назвать комедию актуальной? Почему? |
7. Итог. |
|
8. Домашнее задание. |
Письменно ответить на вопрос: Над чем смеется в своей комедии Гоголь?
|