Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Коликова Яна Александровна

ГБОУ лицей № 623 

Санкт-Петербург

Методическая разработка урока "Чиновники уездного города" ( по произведению Н.В. Гоголя "Ревизор")

            Цель. Рассмотреть систему образов чиновников комедии.

Задачи.                      

  • Развитие монологической речи учащихся.
  • Обучение аналитическому чтению.
  •  Обучение работе с текстом.
  • Развитие навыков сопоставительного анализа разных интерпретаций художественного произведения.
  • Воспитание нравственных качеств учащихся.

           

            Оборудование:  тексты, видеоматериал, портрет Н.В. Гоголя, наглядные пособия, раздаточный

                                   материал.

            Доска.

Двадцать четвертое  января.

Чиновники уездного города.

( По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

                           Чему смеетесь?-Над собою смеетесь!..

Городничий.

1.Антон Антонович

    Сквозник – Дмухановский                    

2. Лука Лукич Холопов                             

3. Артемий Филиппович Земляника        

4. Иван Кузьмич Шпекин                                                                                                

5. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин    

судья

 

смотритель училищ

городничий

почтмейстер

попечитель   богоугодных заведений

 

 

 

 

Х О Д    У Р О К А.

 

1. Организационый момент.

Приветствие учеников, гостей.

   Мы продолжаем знакомство с комедией Н.В. Гоголя «Ревизор» и сегодня целью нашего урока будет работа над образами    чиновников уездного города. На уроке мы постараемся ответить на вопрос:

                    Соответствуют  ли чиновники своему статусу и явл. ли они истинными служителями своего государства?

 

  Открыли тетради и записали число, тему и эпиграф. Эпиграфом являются слова городничего.

 

2.

 

 

 

 

Иерархия -

  Итак, тема – чиновники.

  Скажите, а что такое чин?

  Кого мы называем чиновником?

  Чины существовали в России уже давно. А как вы думаете, кто ввел строгую  иерархию чинов?

   Небольшую историческую справку о чинах читает ученик

 

 

 

 

 

 


3.

 

 

 

 

Один на доске

 

 

 

Викторина

 

 

 

Ермолка-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пассаж -

 

 

 

«5» - 9 балов

                                                             «4» - 7-8 балов

                                                «3» - 5-6 балов

 

 Хорошо. Мы разобрались, что такое чин, кто такие чиновники. А теперь я предлагаю немного размяться. Вы уже знакомы со всеми героями комедии, и я хочу проверить, насколько хорошо вы их запомнили.

 

 На доске вы видите список чиновников комедии с указанием их должностей. Ваша задача – определить соответствие между чиновниками и чинами.

 

 Молодцы. А теперь викторина.  Она состоит их двух частей.

  I. Я буду зачитывать высказывания Хлестакова, а вы должны будете указать адресат.

1.      « Глуп как сивый мерен»

2.      « совершенная свинья в ермолке»

3.      « подлец пьет горькую»

4.      « протухнул насквозь луком»

   II. Кому принадлежат следующие высказывания?

5.      К нам едет ревизор?

6.      Грешки грешкам рознь.

7.      Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?

8.      Иное письмо с наслаждением прочтешь – так описываются разные пассажи… лучше, чем в «Московских ведомостях»!

9.      Добро бы в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой.

 Проверка теста.

1.       Городничий.                         

2.      Земляника                               

3.      Шпекин                                   

4.      Холопов                      

5.      Городничий.                           

6.      Ляпкин – Тяпкин

7.      Городничий

8.      Шпекин

9.      Осип.

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

Iд., 1,2  явл.

Итак, чиновник – это человек, наход на  гос. службе в определенном департаменте, имеющий власть и ее представляющий.

 

   Скажите, а можно ли считать чиновников города примерными чиновниками, добросовестно исполняющими свои обязанности перед народом и государством?

   Почему?

 Предлагаю вам поработать в группах (учащиеся делятся на 4 группы) .

  1. Судья                         
  2. Почтмейстер
  3. Смотритель    училищ
  4. Попечитель  богоуг. заведений   

   Ваше задание: дать характеристику тем областям, которыми заведуют чиновники.

Представления групп

  Какой можно сделать вывод об этом городе?


5.

 

 

 

 

 

Карточка взяточника.

 

Видеофрагмент

   Жизнь чиновников до ревизора их очень даже устраивала, мы это увидели.

   А что же с ними происходит, когда приходит известие о ревизоре?

   Чего они боятся?

    ( оказываются в положении не берущих, а дающих взятки)

  А как они ощущают себя в новой для них роли?

Дома вы должны были заполнить карточку взяточника, которая поможет вам ответить на этот вопрос. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

 

   Теперь я предлагаю  посмотреть видеофрагмент телевизионного спектакля «Ревизор» режиссера В. Плучика. В гл.ролях – Анатолий Папанов и Андрей  Миронов.  (Просмотр видеофрагмента)

    Как выглядят чиновники, когда дают взятку? Какие чувства их   охватывают?  В чем это проявляется?

    Скажите, а кто из чиновников для вас менее приятен, более приятен? Почему?

     Хотели бы вы жить в таком городе? Почему?

 

 

 


6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фарс –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова городничего, которые он произносит в своем финальном монологе. ( Vд., 8 явл.).

 

Чему смеетесь  ?- Над собою смеетесь!..

 Давайте порассуждаем,  почему Гоголь употребляет глагол смеетесь?

 Когда мы смеемся? Смех сквозь слезы.

  Т.е. смех – это выражение наших эмоций.

 

  Всегда ли наш смех одинаков?

  Юмор –

  Ирония –

  Сатира –

 

 Почему на премьере комедии, которая состоялась 19 апреля 1836 года в Александринском Театре, была неоднозначная реакция на спектакль?

 

  Многие видели в комедии  забавный фарс, в их числе был и Николай I, который, как передает Герцен, « помирал со смеху», а после премьеры воскликнул: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне так более всех!»

 На Н.В.Г. посыпались обвинения и политические и литературные. По своей мнительности он очень преувеличивал неудачу комедии и пришел к выводу, сто российское общество еще не созрело до понимания истинных задач  комедии и литературы вообще.

(Цитата из письма Щепкину …………… )

 Так над чем смеялись зрители?

 А над чем смеялся Гоголь?

Можно ли назвать комедию актуальной? Почему?


7.

Итог.

 

8.

Домашнее задание.

  Письменно ответить на вопрос:

  Над  чем смеется в своей комедии Гоголь?

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»