Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Гражданские мотивы в творчестве Ф.И.Тютчева

Методические рекомендации к изучению творчества поэта в 10 классе

                                                                                          

                                 Лозовая  Евгения  Вадимовна,

                        учитель ГБОУ № 197 г. Санкт-Петербурга

                          

     В середине  Х1Х века, как известно, сложилась система взглядов поэтов «чистого искусства», к которой демократический лагерь относился весьма критически  . Тютчев, А.Ф.Фет, А.Майков, А.К.Толстой, Ап.Григорьев,  Апухтин — неполный перечень известных сегодня и частично забытых имен. Спросите любого ученика, знакомы ли ему строки «Две гитары за стеной жалобно заныли», и он утвердительно кивнет головой, но вряд ли назовет автора этих строк — Аполлона Григорьева. Конечно, программа по литературе, которая все больше и больше подвергается ревизии, не дает учителю возможности познакомить своих подопечных с плеядой этих значительных имен, но Тютчев и Фет, к счастью, прочно вошли в перечень поэтов, подлежащих изучению.

     Приступая к изучению творчества Ф.И.Тютчева, следует познакомить учащихся со сложившимся противостоянием лагеря демократов и «эстетов», как еще называли группу поэтов «чистого искусства». «Эстеты» не принимали разрушающих человека  и общество идей, что было основано на глубоком понимании трагизма положения и общества, охваченного кризисом, и человека, не находящего выхода из духовного тупика»,  - замечает в своей работе о русской лирике 50-60 годов Х1Х века доктор филологических наук Т.А.Гавриленко.

     Идейное противостояние было нешуточным, хотя это не помешало Некрасову опубликовать стихи А.А.Фета в журнале «Современник» и с большим почтением относиться к творчеству Тютчева, поскольку, по замечанию той же Т.А.Гавриленко, у них было много общего, и даже «...сама позиция поэта, страдающего за народ, не вызывала у «эстетов» критики и  порицания. Не принимались лишь формы и способы, при помощи которых подчас выражалось отношение к тому или иному явлению, вступающее в противоречие с законами этики и с законами искусства» .Как известно, именно Некрасов рекомендовал И.С.Тургеневу прочесть стихиТютчева, от которых писатель пришел в восторг.   

   Демократ Н.А Добролюбов скептически относился к  творчеству  «эстетов», потому что, по мнению критика, поэзия должна быть связана с современностью и иметь ярко выраженное гражданское звучание. «Мы никогда не согласимся, чтобы поэт, тратящий свой талант на образцовые описания листочков и ручейков, мог иметь одинаковое значение с тем, кто с равною силою таланта умеет воспроизводить, например, явления общественной жизни», - писал Добролюбов. Демократы были убеждены, что задача поэта — затрагивать  самые насущные общественно- политические проблемы, приковывая к ним внимание соотечественников и тем самым способствуя преобразованию общества — даже революционным путем. Поэты же «чистого искусства» стояли на том, что, «питая ненавистью грудь», человек становится на путь саморазрушения. Для них мир духовных ценностей был выше мира материального. Это не значит, что они закрывали глаза на несовершен- ства общественного устройства - их  целью было совершенствование духовной природы человека, обращение его на путь красоты и любви.

 

                        «Единство, - возвестил оракул наших дней, -

                          Быть может спаяно железом лишь и кровью...»

                          Но мы попробуем спаять его любовью, -

                          А там увидим, что прочней...

                                                                        Тютчев. Два единства. 1870 г.

 

     Сформулируем для ясности основные позиции, на которых стояли «эстеты».

     Во-первых, они были убеждены в том, что общество невозможно преобразовать  революциями. Во-вторых, считали, что человек должен быть преобразован изнутри. В-третьих,твердо отстаивали свое право на свободу творчества, о которой заявлял еще Пушкин: художника «...должно судить по законам, им сами над собою признанным» (из письма А.А.Бестужеву в конце января 1825 г. после прочтения комедии Грибоедова «Горе от ума»). А свобода творчества в их понимании предполагала и свободный выбор предмета поэзии (иначе говоря — темы).

     Нетрудно догадаться, что, иронизируя по поводу «образцовых описаний листочков   и ручейков», Добролюбов ставил в пример главу демократического крыла поэтов — Некрасова. Никто и не станет спорить нынче о значимости поэзии Некрасова. Любой знает его знаменитое «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Конечно, Н.А.Некрасов был и остается великим поэтом и гражданином своего Отечества, но уж никак не меньшим поэтом и одновременно гражданином был Федор Иванович Тютчев. 

     Чтобы у учащихся не сложилось ложного впечатления о Тютчеве как о певце только лишь  природы и любви, следует в обязательном порядке включать в перечень изучаемых стихов  его философские произведения («Фонтан», «Silentium” и проч.) и кроме того стихотворения, в которых с особой силой выражена гражданская позиция, что существенно расширит представления учеников о творчестве поэта.

     Обратимся к поэзии Тютчева.                                                        

                                                                        

                            Слезы людские, о слезы людские,

                            Льетесь вы ранней и поздней порой...

                            Льетесь безвестные, неисчислимые, -

                            В осень глухую порою ночной.

                                                                                  (1849)

 

     «В осень глухую порою ночной»...  Без какой бы то ни было запятой, как единое целое осени и ночи, как обобщение целого безрадостного состояния души всех людей, целого мира! Невидимые миру слезы видны поэту, и он сострадает всему человечеству.

     Гражданская позиция поэта может выражаться не только его отношением к обществу, но и к отдельному человеку. Чужое горе было близко и понятно поэту. То он молится за несчастного, для которого закрыты земные блага, кто, «как бедный нищий», идет своей жизненной тропой мимо недоступных прохладных садов «по знойной мостовой», то совсем по-некрасовски обращается со словами скорби к русской женщине, чьи молодые годы проходят « вдали от жизни и любви». Нотами  милосердия — так необходимого нам сегодня! - проникнуты строки стихов «Пошли, господь, свою отраду...» и  «Русской женщине».

   Тютчев до конца оставался верен убеждению, что поэзия должна изменять человека внутренне, а не ожесточать его:

                                    Певец! Под царскою парчою

                                    Своей волшебною струною

                                    Смягчай, а не тревожь сердца!    

                                                                                        (1820 г.)

     Но стоило поэту обратиться к своему веку, как в его стихах пробуждается металл, звучит высокий пафос осуждения (за счет использования слов высокого стиля). Словно вступая в перекличку с Лермонтовым, Тютчев пишет в стихотворении «Наш век» (1852 г.) :

 

                         Не плоть, а дух растлился в наши дни,

                         И человек отчаянно тоскует...

                         Он к свету рвется из ночной тени

                         И,  свет обретши, ропщет и бунтует.

 

                         Безверием палим и иссушен,

                         Невыносимое он днесь выносит...

                         И сознает свою погибель он,

                         И жаждет веры... но о ней не просит.  (Курсив Тютчева)

 

 

   Сам человек светский, Ф.И.Тютчев-гражданин сурово осуждал гибельную силу света, уничтожающую лучших людей своего времени.

 

                         Свет не таков: борьбы, разноголосья -

                          Ревнивый властелин — не терпит он,

                          Не косит сплошь, но лучшие колосья

                          Нередко с корнем вырывает он.

                                            («Две силы есть — две роковые силы», 1869 г.)

 

       С трагической напряженностью гражданина всматривается он в грядущее. Новый  1855 год он видит рожденным «в железной колыбели», с кровью на руках и челе, с ужасными чертами не только воителя, но и палача, под секирой которого может пасть целый народ. («На новый 1855 год»).

     Тревога о судьбе своего поколения и народа тесно связана у поэта с верой в величие России, в ее мировую миссию  защитницы несправедливо обиженных, в ее «всемирную судьбу».  «Русская звезда», как называет Родину  Тютчев, становится точкой притяжения «жадных взоров» других народов, ищущих ее покровительства.

 

                              Ты долго ль будешь за туманом

                              Скрываться, Русская звезда,

                              Или оптическим обманом

                              Ты обличишься навсегда?

                               ….........................................

 

                             Все гуще мрак, все пуще горе,

                             Все неминуемей беда -

                             Взгляни, чей флаг там гибнет в море,

                             Проснись — теперь иль никогда.       (1866 г.)

 

      «Не изменяй себе, великая Россия!» - призывает поэт, и мы понимаем, какое горячее гражданское чувство жило в этом сердце. («Великий день Кирилловой кончины», 1869 г.)

     Как видно из приведенных примеров, поэзии Ф.И.Тютчева  не чужды были гражданские мотивы, и это было своеобразным ответом Добролюбову, утверждавшему, «...что мир поэзии и мир гражданской деятельности вполне независимы один от другого».

     Ф.И Тютчев был подлинным художником, поэтому ощущение красоты мира и гражданские чувства были в нем  органично слиты.

 

Литература.

1. Добролюбов Н.А. Литературная критика. - М.: Художественная  

    литература, 1979.

2. Гавриленко Т.А. Русская лирика в 50-60-е годы Х1Х века. - М.: МГОПИ,

    1994.

3. Тютчев Ф.И. Сочинения в двух томах. - М.: Правда, 1980.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»