Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Урок-мастерская по рассказу Е.Замятина «Дракон»

(Чтение с остановками)

Копылова Татьяна Олеговна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии № 209 Центрального района
Санкт-Петербурга  «Павловская гимназия»

Цели:

Образовательная цель:

·        обучить новому методу анализа текста;

·        дать представление о творчестве Е.И.Замятина.

Развивающая цель:

           развитие критического мышления;

·        развивать умение внимательно читать и понимать текст;

·        развивать умение обосновывать свою точку зрения.

Воспитательная цель:

·        воспитание доброты, чуткости, порядочности;

·        воспитание интереса к предмету.

      Рассказ «Дракон» необыкновенно ценен тем, что доносит до учащихся «воздух эпохи», позволяет поднять важные нравственные проблемы и при малом объеме (следовательно, при минимальных временных затратах) служит прекрасным материалом для исследования писательского мастерства.

      Текст рассказа вполне помещается на листе формата А4. Мы делим его на пять частей, разрезаем и предлагаем читать «по частям», каждый раз закрепляя свою рефлексию путем записей в таблице и прогнозируя дальнейшее содержание рассказа. (см. приложение 1)

Ход урока

      Сначала на доске и в тетрадях должно появиться просто слово «дракон», без сообщения имени автора и названия урока. Как показал опыт, иначе мы не сможем добиться «чистой» рефлексии и в сознании ребят, особенно читающих, пойдет рефлексия «литературная» - и на «Дракон» Е.Шварца, и на имя писателя.

·         Дракон… Запишите ассоциативный ряд к этому слову. При чтении подчеркивайте слова, которые записали и вы, и ваши коллеги по классу. Можно также дописывать те слова, которые вы считаете «вашими», но которые не сразу пришли в голову.

·         Как обычно выглядит дракон? Каково его «цветовое решение»?

·         Где встречается этот образ?

      Это начало урока нравится учащимся. Ассоциативный ряд выстраивается легко, цветовое восприятие слова, как правило, одинаковое ( обычно зеленый и красный цвета). Важно подчеркнуть, что это существо мифическое, сказочное.

      Ряд наиболее часто встречающихся слов записывается на доске.

·         Считаете ли вы слово «Дракон» удачным для названия рассказа? Почему?

      Ожидаемое содержание (время, место, сюжет) рассказа с таким названием (краткая запись в тетрадях, чтение).

      Название рассказа ребята считают удачным – короткое, емкое, звучное слово, сразу привлекающее внимание. Они легко фантазируют, предвосхищая сюжет, и чем дальше их версия будет от замятинского рассказа, тем интереснее.

      Сообщение цели и задач урока. Запись на доске и в тетради:

Евгений Замятин. «Дракон»

      …Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперед, предугадать дальнейшее, - словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз.

      А какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с героями, или те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Почему?

      Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и посмотрим, к каким писателям относится Е.Замятин – к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать, а то и ошеломить читателя неожиданными поворотами сюжета.

      Чтобы закрепить наши впечатления, начертим небольшую таблицу и будем заполнять ее по мере чтения рассказа.

  Обратимся к рассказу:
1 фрагмент

      Был ли он для вас неожиданным? Что именно оказалось неожиданным – запишите в нужную колонку.

      (Сначала записи ведутся самостоятельно, потом читаются вслух. При чтении ребята подчеркивают то, что отметили их одноклассники, и дополняют свои записи).

      Учащиеся сразу признают, что начало рассказа было для них совершенно неожиданным. Неожиданным стало место действия – Петербург, причем образ Петербурга дан как реальный. Можно сказать, что Петербург здесь узнаваемый, традиционный, даже бытовой (решетки, шпили, колонны, трамваи). Неожиданным является время действия – зима, лютый холод.

      «Ожидаемыми» являются образ огня и ощущение нереальности происходящего («Петербург горел и бредил», «горячечное, небывалое, ледяное солнце»), образы людей («драконо-люди»), слово «изрыгали».

      Отмечаются как «ожидаемое» также настроение рассказа. Это страшная, почти нереальная – при всей реальности происходящего - обстановка «люто замороженного» города.

      Можно обратить внимание учащихся на то, как рационально использует Замятин художественное пространство рассказа. Стремительно, в самом первом слове («люто») задается общая тональность, создается настроение повествования. Отмечают учащиеся и исключительно неприятный звук – скрежет, которым сопровождается действие.

·         Итак, место, где происходит действие, перед нами. Это «люто замороженный» Петербург. Мы помним и название рассказа – «Дракон». Ваш прогноз – каково содержание следующего абзаца? Конечно, мы ждем появления главного героя. Вспомните наш ассоциативный ряд к этому слову! Теперь читаем дальше…

·         2 фрагмент

      Мы ожидали, что появится дракон - и вот он появился. Вернемся к нашей таблице и запишем – что здесь «ожидаемое» и что неожиданное?

 «дракон» не сказочный, а вполне реальный человек. Он какой-то нестрашный – нелепый, маленький, даже жалкий. Винтовку, если рассказ не читали ранее, учащиеся склонны рассматривать скорее как бутафорскую или как знак слабости, желания защититься. Только что-то мешает полностью признать, что перед нами реальный, обычный человек. Что? Может, последнее предложение? Оно звучит как-то непонятно, странно…

вы хотите высказать свой читательскийпрогноз или интереснее услышать его продолжение? (Как правило, всем хочется узнать продолжение рассказа Замятина).

      Следующий фрагмент – диалог. Обычный разговор на трамвайной площадке двух случайных попутчиков. Обычный? Вслушаемся: о чем идет речь?

3 фрагмент

      Этот диалог в рассказе – самый важный. Он ошеломляет. Становится ясно, что ситуация, изображенная в рассказе, вовсе не сказочная – это реальная, страшная, страшнее любой самой страшной сказки, жизнь. Но зачастую этот диалог понятен только взрослым.

      При беглом чтении, в погоне за сюжетом (которого у Замятина практически нет), ребята, как правило, «пролетают» рассказ и не понимают его содержания: он слишком короткий. Только «чтение с остановками» позволяет понять глубину замятинского текста.

      Рассказ сложен для учащихся еще и потому, что современные школьники плохо представляют себе обстановку в стране в 1918 году. Учебники истории дают только краткую, можно сказать, формальную информацию о происходившим в стране. Чтобы ребята могли представить, как это было, им необходимо «переживание» событий прошлого. Такое «переживание» способно дать человеку только произведение искусства - фильм, картина или книга. Поэтому настоящее постижение истории родного государства происходит, как ни странно это звучит, не на уроках истории, а на уроках литературы.

·         Итак, о чем же этот разговор? Рассказ повествует о действительно чрезвычайно холодной зиме 1918 года, времени, когда большевики только что взяли власть в свои руки. Человек с винтовкой, скорее всего, красноармеец. Он вел другого – очевидно, политического противника… нет, не на расстрел. Может быть, в штаб. И по дороге – убил. Почему? За что?

·         Упоминания об убитом мы больше в рассказе не встретим. Но каковы мотивы его поведения, почему он все время пытался заговорить со своим провожатым?

·         Могли ли попытки этого человека увенчаться успехом? Почему?

·         Сожалеет ли «дракон» о своем поступке? С каким чувством он рассказывает о нем? Почему говорит «штычком», а не «штыком»?

·         Сделайте вывод: какой дракон страшнее – сказочный (дышащий огнем, трехголовый) или вот этот, замятинский - пустой? Почему этот - страшнее? Можно ли в чем-то убедить - пустоту? А вспомните - сначала он показался нестрашным, даже смешным…

      Вернемся к таблице и запишем, чего мы ожидали и что оказалось неожиданным…

Теперь, поняв страшный смысл такого, казалось бы, обыденного разговора на трамвайной площадке, еще раз перечитаем этот абзац. Не кажется ли вам, что в нем чего-то не хватает? ( Диалога. )

А сколько реплик в этом диалоге? Ждете ли вы продолжения? Какого? Как вы думаете,  почему этого продолжения нет в рассказе?

(В рассказе нет ответа на последнюю реплику дракона.

Ребята нашли и причину того, почему в рассказе Замятина отсутствует какая-либо реакция на озлобленные реплики дракона.( См. первый абзац: обитатели города – «драконо-люди»). Возможны, конечно, и другие истолкования отсутствия реакции на слова «дракона».)

·         Следующий абзац начинается со слов «И вдруг…» Попробуйте предположить, как могли бы развиваться события дальше?

      4 фрагмент

Итак, снова неожиданный поворот. Герой Замятина бесчеловечен, жесток, но даже в таком жестоком существе есть возможность сочувствия «воробьенышу».

      Заполним нашу таблицу «ожидаемое» - «неожиданное».

·         Отметьте наиболее выразительные художественные детали:

      Ненужная, валяющаяся на полу винтовка.
      Особенности речи дракона: одни и те же слова и звучат ругательством, и служат для выражения расстроганности, ласки. Почему? 
      Несколько необычно слово «воробьеныш» - привычнее «воробышек», «воробьишка».
      Почему слово звучит именно так?

·         Каким вам хочется видеть финал рассказа? Попробуйте предсказать его завершение.

      5 фрагмент

      Вот и закончился этот рассказ Замятина. Интересно ли было его читать? Чему вы удивлялись, читая рассказ?

·         Рассказ очень короткий, но можно ли сказать, что читать его трудно? Почему?

·         Помогло ли лучше понять рассказ «чтение с остановками» - и если помогло, то в чем? Был ли полезным (и чем) такой прием, как читательский прогноз?

·         Взгляд Замятина на человека оптимистичен или пессимистичен?

      Перечитаем рассказ целиком. Он такой короткий, что мы вполне могли чего-то и не заметить.

Есть ли в рассказе «сквозные» (проходящие через весь рассказ) мотивы, образы, детали, слова? Отметьте наиболее важные, на ваш взгляд, художественные детали.

      Учащиеся находят проходящий через весь рассказ образ двух миров: мир «бредовый, туманный», жестокий, где обитают «драконо-люди», и мир земной, человечески, незащищенный.

Они сосуществуют рядом, и постоянно происходит взаимопроникновение этих миров. Поэтому весь рассказ проникнут мотивом движения. Направление этого движения – «вон из человеческого мира». Оно может происходить подчеркнуто стремительно ( «со скрежетом неслись вон из земного мира трамваи»), а может быть незаметным, медленным, но неуклонным и все равно направленным туда же – «вон»: «поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки»…

      Уходит старый Петербург с его жизненным укладом, а вместе с ним уходит многое – наша культура, наш язык, нравственность, тепло и доброта человеческих отношений, да что там – даже понимание ценности человеческой жизни…

      Ребята отмечают и христианский мотив в рассказе, данный, при малом объеме замятинского текста и важности деталей, не случайно. Это «голубь над загоревшимся домом» и обмолвка «дракона»: «Ей-бо…» Слово не договорено, брошено, но знаменательно, что в сознании оно все еще существует. «Дракону» (даже ему!) нужен собеседник, нужно поделиться тем, что его переполняет: «Ну ска-жи ты!»

      Но ребята отмечают, что и на этот раз слова падают в пустоту. Не отзывается этот мир ни на трагедию, ни на радость. Он пустой. Даже драконы в нем – одиноки. Так дан мотив пустоты – пустоты души и пустоты этого нового, жестокого мира.

А теперь попробуем обобщить материал урока в маленькой таблице:

Форма:
что описывается в рассказе?

Содержание:
о чем рассказ?

Петербург. Зима 1918 года.

·         О страшном времени после революции 1918 года, времени противостояния людей, когда человеческая жизнь ни во что не ставилась

·         О жестокости мира и людей в нем

Разговор на трамвайной площадке.

·         Об опасности пустоты в душе человеческой

·         О противостоянии культуры и агрессивного бескультурья

·         О том, что в самом жестоком человеке может быть место проблескам доброты (не все потеряно?)

·         О том, что мир, в котором потеряно человеческое начало, не может быть счастливым

·         ...

      

·         Как получилось, что такой короткий рассказ вмещает так много? Ключевыми, главными словами ответа будут, конечно, слова «мастерство писателя». Сформулируйте ответ на этот вопрос, начав фразу со слов «Мастерство Евгения Замятина в том, что…»

      Варианты домашнего задания:

·         Рецензия на рассказ.

·         Роман Е.Замятина «Мы» называют роман-предупреждение. А о чем предупреждает писатель в своем таком коротком рассказе «Дракон»»? (Письменный ответ на вопрос)

Приложение 1

Евгений Замятин

Дракон

Рассказ

   Источник: Евгений Замятин. Избранное, М: Правда, 1989.

   OCR: В. Есаулов, февраль 2005 г.

 

(1)   Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане -- слева, справа, вверху, внизу -- голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь -- белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.

 

(2)   На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху -- пустые. И дыра в тумане: рот.

 

(3)   Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:

   -- ...Веду его: морда интеллигентная -- просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!

   -- Ну, и что же -- довел?

   -- Довел: без пересадки -- в Царствие Небесное. Штыком.

   Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.

 

(4)   И вдруг -- из пустых рукавов -- из глубины -- выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу -- и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.

   -- Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!

   Дракон сбил назад картуз -- и в тумане два глаза -- две щелочки из бредового в человечий мир.

   Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их -- в бредовом мире -- не было слышно. Скрежетал трамвай.

   -- Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!

   Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул -- и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное.

 

(5)   Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.

   Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.

   1918

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»