Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Петрова О.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ «Гимназия №155 Центрального района Санкт-Петербурга»

 

Важнейшей проблемой педагогики и вообще процесса школьного развития и обучения является проблема разностороннего развития личности. Урокам литературы в решении этой проблемы отводится далеко не последнее место. Проблема развития личности ученика тесно связана с проблемой развития личности учителя.

Современное общество требует развитой личности, современная же действительность выдвигает на первый план ценности более материального порядка, чем духовного. Школьное образование вообще и уроки литературы в особенности призваны пробудить в учащихся потребность в пище духовной.

Большинство школьных дисциплин относится к естественно-математическому циклу, это так называемые точные науки, расставляющие все точки над "и" и развивающие в ученике потребность узнавать, и только литература призвана формировать духовные ценности.

Но литература - это и явление культуры, и уроки литературы в школьном курсе становятся  чуть ли не единственными уроками культуры, знакомящими учащихся с разными видами искусства.

Понимание искусства требует труда. Труда умственного - знакомства с теорией и историей тех или видов искусств, воспитание вкуса - посещение музеев, театров, чтения книг, привычки к "умному чтению", "умному" посещению картинных галерей и кинозалов.

Задача учителя литературы не только в том, чтобы научить понимать литературу и любить её, но и в том, чтобы помочь разобраться с теми видами искусства, которые наиболее близки литературе: с театром и кино.

Кино - самое молодое искусство. За кратчайший срок оно не только впитало богатейшие возможности многих искусств, но и начало влиять на них. Сейчас мы можем говорить о взаимовлиянии литературы и кино.

Кроме того следует учитывать и тот факт, что кино - самый массовый вид искусства, а значит, наблюдая тенденцию к снижению интереса к классической (и не только) литературе, мы не исключаем и тот факт, что кино сможет вернуть интерес к литературе (разумеется, если это хорошее кино).

Но, к сожалению, следует отметить, что массовый зритель (в частности школьник) не знаком с хорошим кинематографом вообще и отечественным в особенности, а целое поколение учителей-словесников отказывалось серьёзно относится к киноискусству, видело в кинематографе врага, убивающего интерес к чтению и литературе; кино рассматривалось как искусство второго сорта. За последние десятилетия кино сделало значительные шаги и стало наиважнейшим искусством. Сейчас увидели экран почти все лучшие произведения мировой литературы. Но кино и литература - разные виды искусства, именно их различие и порождает широкую возможность привлечения экранизаций на уроки литературы. Сопоставление произведения и его экранизации даёт простор для самостоятельной и творческой работы, формирует умение отстаивать свою точку зрения и судить об одном и том с позиции разных видов искусств.

К сожалению, практика показывает, что учителя не всегда хорошо владеют "языком", необходимым для понимания разных видов искусств и киноискусства в частности. Попробовать решить эту задачу, хотя бы частично, поможет предлагаемая форма  освоения материала, связанного с кино на уроках литературы. Таких форм может быть много, лекторий например. Но форма деловой игры поможет успешно сочетать серьёзный теоретический материал с игровой формой.

После объяснения основных приёмов "языка кино" каждый из участников деловой игры определяет ту роль, которую он будет "играть": "режиссёр", "автор сценария", "композитор", "оператор", "мастер по свету", "мастер по костюмам", "исполнители основных ролей" (распределение может быть осуществлено по желанию или путём жеребьёвки).

Затем демонстрируется фильм, снятый по мотивам одного из произведений русской литературы, например фильм Н.Михалкова "Несколько дней из жизни Обломова", снятый по мотивам романа И.А.Гончарова "Обломов". Во время демонстрации каждый смотрит фильм с токи зрения той роли, которая досталась ему при жеребьёвке, и готовится выступать и говорить о тех задачах, которые ставил перед собой, и о том, как эти задачи удалось решить. Те, кому в этот раз выпала роль "зрителя", задаёт вопросы всей "съёмочной группе"  и говорит о своём впечат-лении от фильма и о том, насколько, на его взгляд, режиссёр корректно подошёл к использованию литературного материала и насколько замысел режиссёра соответствует авторскому замыслу.

После обсуждения каждый из участников деловой игры пишет анонс к просмотренному фильму для газеты "Программа телевидения и радио". Анонсы читаются и отмечаются наиболее удачные.

На следующем этапе деловой игры можно "пригласить" для обмена мнениями два "съёмочных коллектива", поставивших фильмы по одному и тому же произведению, например "съёмочную группу", снявшую фильм "Инкогнито из Петербурга", и "съёмочную группу", снявшую фильм "Ревизор". Мнения "зрителей" и их симпатии относительно двух разных фильмов, поставленных по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", тоже могут разделиться.

Форма деловой игры поможет  сориентироваться в мире кино и соотнести его с миром литературы в теории и на практике, а игровой момент снимет напряжение, связанное с недостаточным умением выступать в роли критика киноискусства.

Сам являясь непосредственным участником игры, учитель на практике понимает, как знакомство с фильмом помогает глубже понять произведение литературы.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»