Н.С. Гумилев. Стихотворение «Память» как отражение жизни поэта
Тарасова Наталия Анатольевна
В историческом времени многие поэты оставили свой след. Это были поэты, которые продолжали традиции русской литературы: влияли на культурное сознание современников, а они в России имело смысл. Свою судьбу они не отделяли от судьбы России.
Таким путем шел и поэт Н. С. Гумилев. Его стихотворение «Память» можно считать автобиографичным. Оно было написано в 1921 году. Гумилев, обращаясь к памяти, ведет читателя по своей судьбе. Попарно объединенные строфы рассказывают читателям о периодах его жизни. Вот он ребенок, «некрасив и тонок», со своими друзьями, деревом и собакой. Это он вспоминает свое царско-сельское детство, куда из Кронштадта, где он родился 15 апреля 1886 года, переезжает вместе со своей семьей. Царское Село стало местом вдохновения поэта. Здесь он в возрасте восьми лет начал писать первые стихи и прозу.
В1905 году Н. Гумилев издает свой первый поэтический сборник «Путь конквистадоров». Тогда он учился в Николаевской гимназии. Стихотворения этого сборника воспевали романтику подвига, любовь к риску и приключениям.
Н. Гумилев начинался как поэт. И об этом периоде своей жизни он вспоминает в стихотворении «Память»:
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом.
А потом были увлечения экзотическими странами: Африкой, Египтом, Турцией. А, увлекшись, отправился в Африку:
Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и стрелка.
Ах, ему так звонко пели воды,
И завидовали облака.
Он прошел путь с караваном, охотился на диких зверей. Он рос как поэт. Но эта поездка не утолила его жажды к чужеземной экзотике. Зимой 1909 – 10 годов Гумилев вновь отправился в Абиссинию. Он собирал и изучал африканский фольклор, который послужил основой поэтического цикла «Абиссинские песни». –
Память, ты слабее год от году,
Тот ли это, или кто другой
Променял веселую свободу, –
пишет дальше Н. Гумилев. «Веселая свобода», – похоже, что период жизни поэта с 1910 по 1914 год. Здесь можно выделить такие значительные события его жизни, как женитьба на А. А. Ахматовой (весна 1910 года), выход в свет третьей книги стихов «Жемчуга», знакомство в Петербурге с поэтом-философом Вячеславом Ивановым, с которым они вместе создавали Общество «Академия Стиха». В это время поэт Гумилев на страницах журнала «Аполлон» печатает свои статьи о поэзии. В этих статьях Гумилев обосновал основные принципы нового литературного направления акмеизма. Акмеисты (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам и другие) составили ядро «Цеха Поэтов». Задачей «Цеха» было совершенствование поэтического ремесла. «Веселое время» – это излюбленное место встреч в литературно-артистическом кабаре «Бродячая собака». В 1912 году появилась следующая книга стихов Гумилева «Чужое небо». В ней было больше простоты и меньше риторики.
Но «веселую свободу» поэт поменял на «священный долгожданный бой». Это была война 1914 года, где Гумилев «знал муки голода и жажды, сон тревожный, бесконечный путь». Н. Гумилев служил в гусарском полку, участвуя в сражениях и длительных переходах. Но и в разгар войны поэт Гумилев пишет стихи. В 1916 году вышла следующая книга стихов «Колчан». Ее содержание составили военные стихи, в основе которых – романтизм боя и подвига. Сам Гумилев был награжден за героизм в боях:
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь.
А потом Октябрьская революция прошла по судьбе России и поэта. Он принял ее и работал для славы Отечества:
Я – угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле,
Я возревновал о славе Отчей…
В мае 1918 года Гумилев вернулся в Петроград (с весны 1917 года он был в командировке в Лондоне и Париже, занимался переводами, работал над драмой «Отравленная туника»). В новой революционной стране Н. Гумилев сотрудничает с А. М. Горьким в издательстве «Всемирная литература». Он читает лекции о литературе. В 1918 году выходят еще две книги поэта. В 1921 году Гумилев выпустил сборник стихов «Шатер» и подготовил новую поэтическую книгу «Огненный столп», в которой он изложил свое последнее лирическое откровение перед читателем. Поэт мечтал о том светлом времени для своей страны, «когда взойдут ясны стены Нового Иерусалима на полях моей родной страны».
Скоротечность собственного бытия поэт ощущал постоянно, утверждая: «В нашем современном мире я чувствую себя гостем». Н. Гумилев думал о своем последнем часе:
Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв лицо, но все пойму…
Поэтому важно, чтобы душа его оставалась живой:
Чтоб моя душа не умерла.
Поэт чувствовал трагический конец своей жизни. В последний свой год он часто повторял полюбившуюся ему строчку Н. Клюева: «Как взойду я новобрачно по заре на эшафот». Как не увидеть здесь пророчества? Оттого и не надеется поэт на помощь: «Крикну я. Но разве кто поможет…»
Предчувствие ухода из жизни из жизни не оставляет поэта, и он как будто подводит итог ей. Он использует прием кольцевой композиции: начинается и заканчивается стихотворение одинаково: «Мы меняем души, не тела».