Методическая разработка урока в 7 классе
Роль причастий в поэзии М.Ю. Лермонтова
Матвеева Светлана Борисовна
Цели урока:
1) формирование представлений о роли причастий в художественных произведениях (на примере поэзии М.Ю.Лермонтова);
2) актуализация опорных знаний и умений по теме «Причастие».
Задачи урока:
1) развивать чуткое отношение к родному языку, поэзии;
2) совершенствовать навыки постановки знаков препинания при причастном обороте;
3) развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.
Оборудование:
1) портрет М.Ю.Лермонтова;
2) иллюстративный материал «О М.Ю.Лермонтове»;
3) разрезная схема обозначения пунктограммы «Выделение запятыми причастных оборотов»;
4) сигнальные карточки для каждого ученика;
5) контрольные карточки для индивидуальной работы; карточки с отпечатанным текстом.
6) индивидуальные карточки с заданиями по теме урока;
7) Презентация по русскому языкупо теме «Роль причастий в поэзии М.Ю.Лермонтова».
I. Метафора без комментариев. (2 мин.)
В начале урока учитель предлагает ученикам прослушать стихотворение (читает ученик) – мотивирующую метафору, которая создаёт определённый эмоциональный настрой, необходимый для плодотворной работы, активизируя мышление и память. Этот текст не комментируется, не обсуждается, каждый ученик воспринимает его по-своему, в соответствии со своим пониманием окружающего мира. Стихотворение М.Ю.Лермонтова соответствует теме урока.
См. слайд 2.
Ученик наизусть читает стихотворение «Осень». Звучит миниатюра П.И.Чайковского из цикла «Времена года».
Ученик:М.Ю.Лермонтов.
Осень.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
После чтения выдерживается пауза, в течение которой дети осмысливают содержание текста.
II. Объявление темы урока. (2 мин.)
См. слайд 3.
Учитель:На доске написан отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова (читает вслух). Прочтите отрывок без причастного оборота.Ответьте на вопрос: что изменится в стихотворении М.Лермонтова, если убрать использованный поэтом причастный оборот?
Люблю я солнце осени, когда,
Меж тучек и туманов пробираясь,
Оно кидает бледный мёртвый луч
На дерево, колеблемое ветром,
И на сырую степь.
- нарушится ритм, рифма, стихотворение станет мене выразительным, красочным, не совсем будет понятно содержание…
III. Вступительное слово учителя. (2 мин.)
Учитель:Мы продолжаем изучение темы «причастный оборот и знаки препинания при нём» Кроме этого, на сегодняшнем уроке у нас произойдёт необычная встреча лингвистики и литературы. Тема этой встречи: «Роль причастий в поэзии М.Ю.Лермонтова» (показать портрет) См. слайд 3. Результатом урока должны стать ваши творческие работы, которые вы напишите дома. Знакомство с планом урока.
IV. Актуализация прежних знаний.
Игра «Верите ли вы?» (4 мин.)
Упражнение помогает узнать, как дети усвоили теоретические сведения о причастии. Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения. Упражнение проводится фронтально. Правильность ответов сигнализируют карточкой, одна сторона этой карточки окрашена в зелёный цвет (верный ответ), а вторая – в красный цвет (неверный ответ).
См. слайд 4.
Учитель:Сейчас мы с вами вспомним, что мы уже знаем о причастиях. В этом нам поможет упражнение «Верите ли вы?» На партах у вас лежат сигнальные карточки. Напоминаю вам, что зеленая сторона карточки сигнализирует правильность высказывания, а красная – неверное утверждение. Приготовились отвечать:
- Верите ли вы, что причастия образуются от глаголов?(Да.) Докажите, приведя пример. (Причастие «играющий» образовано от глагола «играть» с помощью суффикса –ющ-).
- Верите ли вы, что слово «перешагнувший» образовалось от глагола «шагать»? (Нет.) (Оно образовано от глагола «перешагнуть» сов. вида с помощью суффикса –вш-).
- Верите ли вы, что причастия могут быть настоящего и прошедшего времени?(Да.) Объясните. (Они изменяются по временам).
- Верите ли вы, что причастия могут быть совершенного и несовершенного вида? (Да.) (Они имеют признаки глагола: вид, возвратность.)
- Верите ли вы, что причастия не зависят от определяемого существительного? (Нет.) (Они обозначают временный признак предмета по действию и согласуются с определяемым существительным в роде, числе и падеже).
Похвалить учеников.
Учитель:Отложите сигнальные карточки. Дополнительный вопрос ко всему классу: Что называется причастным оборотом.
- Причастие с зависимыми словами.
Учитель:Что вы знаете о знаках препинания при причастных оборотах? Я вас попрошу ответить у доски с использованием схемы.
2. Упражнение «Составь схему». (4 мин.)
Ученик у доски из разрезных карточек составляет схему расстановки знаков препинания при причастных оборотах:
[ ---- ==== х , | | ] .
2-3 ученика, выходя по очереди, с помощью схемы показывают варианты размещение причастного оборота в предложении.
Учитель:Придумайте предложение по схеме. Куда ещё можно поместить причастный оборот в предложении? Выйдите к доске. Объясните с помощью схемы. Приведите пример предложения (Измените придуманное предложение так, чтобы причастный оборот стоял внутри предложения, в начале предложения).
- В начале предложения и в середине предложения.
3. Проверка домашней работы. (4 мин.)
Упражнение 156.
- На какие группы по видам орфограмм на месте пропусков можно распределить причастия? (суффиксы страдательных причастий настоящего времени, суффиксы действительных причастий настоящего времени, гласные перед НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; буквы е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени)
- Расскажите об условиях выбора гласных букв в суффиксах
- Приведите примеры причастий, являющихся эпитетами (обнажённый лес,натруженные руки), приведите примеры метафор с причастиями.(сырой пух облаков, подгоняемых ветром).
V. «Роль причастий в поэзии М.Ю.Лермонтова». Отчёт об исследовательской работе. (7 мин.)
См. слайд 6.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».
Учитель:Наши ученики провели работу со стихотворениями М.Ю.Лермонтова. Они нам расскажут о результатах своих исследований.
(ученики рассказывают о результатах своих исследований и читают примеры стихотворений, в которых причастия являются эпитетами и метафорами)
Учитель:Стихотворения, выбранные вами, прозвучали под музыку П.И.Чайковского «Времена года». Миниатюра называется….
Наш отчёт завершится общей работой класса. Я тоже выполняла исследование дома, подобрала отрывки из стихотворений М.Ю.Лермонтова и предлагаю вам выполнить выборочный диктант. (7 мин.)
См. слайд 7.
Начертим в тетради таблицу, которая нам поможет выполнить выборочный диктант. Я читаю вам отрывки из стихотворений М.Ю.Лермонтова, которые я подобрала (см. Приложение 2). Ваша задача – распределить причастия, которые встретятся в этих отрывках в две колонки:
Таблица на доске:
причастия, являющиеся эпитетами
|
Метафоры с причастиями |
|
|
Приложение
Материал для выборочного диктанта.
1) Одинок я - нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающимогнем. («Узник»)
2) О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!.. («Как часто пёстрою толпою окружён»)
3) Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой… («Родина»)
4) Люблю встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень. («Родина»)
5) Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка… («Когда волнуется желтеющая нива»)
В тетради у учеников.
причастия, являющиеся эпитетами
|
Метафоры с причастиями
|
Умирающимогнём (несов.вид) Дрожащиеогни (несов.вид) Желтеющаянива (несов.вид) |
Стих,облитый горечью и злостью (сов.вид) Слава, купленная кровью (сов.вид) |
Учитель: Выполним проверку у доски. У вас будет дополнительное задание: указать вид причастий, выделить суффиксы, с помощью которых они образуются от глаголов.
См. слайд 7.
Ученики, выходя по очереди, выполняют проверку выборочного диктанта и дополнительное задание.
Комментарии учителя: В какой морфеме допущена ошибка? (В корне). Как проверить гласный в корне? Назовите суффиксы причастий несовершенного вида (-ущ, -ющ-, -ащ-, -ящ-). Суффиксы причастий совершенного вида? (-енн-, -нн-, -вш-, -ш-, -т-).
Давайте отдохнём! (1 мин.)
Хлопнуть в ладоши, когда услышишь словосочетание с причастием.
Прыгающий мяч; высоко прыгающий; прыгая в сторону; прыгать через препятствие; взяв за руку; взявший со стола; взять у друга; взявший отпуск студент; улыбаясь увиденному; громко смеясь; открыв двери; крича на перемене.
VI. Работа с текстом. (10 мин.)
Учитель: Сейчас мы выполним работу с текстом. Текст посвящён творчеству М.Ю.Лермонтова. Текст на доске и на каждой парте есть распечатанный экземпляр. (Читает вслух)
См. слайд 8.
Текст на доске:
Такие поэты, как Лермонтов, р…ждаются только раз, чтобы стать вечной зв…здой для человечества. Он стремивш…ся к совершенству всю жизнь жаждал подвига:
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал…
Слушая всякую строку вышедш… из-под пера Лермонтова будто слуша…шь музыкальные аккорды.
Учитель:Прочтите текст про себя. Прочтите текст вслух. (один ученик читает)Определите тип речи.
(Рассуждение).
Учитель:В этом тексте вам встретилось слово «аккорд». Объясните значение слова. Возьмите словари Ожегова и В.И.Даля, найдите толкование этого слова.
См. слайды 9,10.
Два ученика работают со словарями. Третий ученик читает текст вслух. Затем два ученика зачитывают толкования слов.
АККОРД- Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство. Брать аккорды. Взять а. на рояле. Заключительный а. (также перен.: заключительное, завершающее действие). || прил. аккордовый, -ая, -ое.
АККОРД- м. франц. согласие, соглашение, условие, сделка; | муз. созвучие, согласие, полногласие, стройность совместных звуков; | лад, строй, по различию мягких и твердых созвучий (моль и дур, или минор и мажор); | полный подбор струн для какого-либо музыкального орудия. Аккордный, к нему относящийся
Учитель:Устно сгруппируйте слова по видам пропущенных орфограмм (Проверяемый безударный гласный в корне, написание окончаний у причастий и глаголов) .
Учитель:Запишите текст в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Работаем самостоятельно.
Учитель ходит по рядам, направляя работу учеников.
Для учеников, быстро справившихся с заданием, предусмотрены индивидуальные карточки.
Учитель:Проверку мы выполним у доски. См. слайд 11.
Один ученик вставляет и комментирует пропущенные орфограммы. Два ученика расставляют знаки препинания, обозначая графически причастный оборот. Работа проводится цветными мелками.
VII. Подведение итогов урока. (1 мин.)
См. слайд 12.
Учитель:Знание какого пунктуационного правила помогло вам сегодня в работе?
- Знаки препинания при причастном обороте.
Учитель:Как бы вы ответили на вопрос темы сегодняшнего урока?
- Мастерство поэта состоит в умелом и точном отборе художественно-выразительных средств, среди которых немаловажное место занимают причастия, с их помощью ярко и живо передается образ в соотношении с действием. Умело пользоваться ими следует и нам.
VIII. Домашнее задание (на выбор). (1 мин.)
См. слайд 13.
Учитель:Запишите в дневниках: задание на листочке.
1. Напишите продолжение текста в виде сочинения-рассуждения на тему «Чем мне интересны стихотворения М.Ю.Лермонтова о природе?» Обязательным условием творческой работы является использование причастий и причастных оборотов.
2. Письменно ответьте на вопрос: «Зачем используются причастия в поэзии?» Обязательным условием творческой работы является использование причастий и причастных оборотов.
Выставление отметок за работу на уроке.
См. слайд 14. Спасибо за урок! Молодцы!